Охота на дикарей
- 1 year ago
- 0
- 0
Мюльфиртельская охота на зайцев ( нем. Mühlviertler Hasenjagd ) — военное преступление , совершенное нацистами в феврале 1945 года, в ходе которого подразделения СС , вермахта , гитлерюгенда с помощью местного населения преследовали и зверски убили 410 советских военнопленных, бежавших из концлагеря Маутхаузен в регионе в Австрии . Сам факт такого массового побега и то, что некоторые из беглецов так и не были найдены, был единственным в истории этого концлагеря.
В документах СС эта охота на людей цинично называлась «Mühlviertler Hasenjagd», что дословно переводится с немецкого как «Охота на зайцев в округе Мюльфиртель» или «Мюльфиртельская охота на зайцев».
В ночь (при −8 °C) с 1 на 2 февраля 1945 года из барака № 20 (Блок смерти) немецкого концлагеря Маутхаузен был совершён массовый побег, в котором участвовало около 500 человек, в основном советские пленные офицеры. Побег был запланирован на ночь с 28 на 29 января. Однако он не состоялся по той причине, что 27 января эсэсовцы отобрали и увели 25 наиболее физически крепких человек, в том числе и несколько руководителей побега. Назавтра их товарищи узнали, что уведённых сожгли живьём в крематории .
Побег был хорошо организован. В тот момент, когда одна часть заключённых забросала две охранные вышки различными предметами (барачными огнетушителями, камнями и палками), вторая группа с помощью намоченных одеял и частей одежды закоротила электрическую проволоку, что было решающим фактором для успешного побега.
Всего из лагеря вырвалось 419 человек, но свыше 100 человек погибло уже перед концлагерем — некоторые упали от истощения, некоторые были убиты пулемётным огнём с остальных вышек. Примерно 300 заключённым удалось добежать до окрестных лесов.
В самом блоке осталось 75 совсем измождённых узников, которые не смогли больше передвигаться — их расстреляли сразу же. Большинство из 300 узников, которым удалось уйти, были обнаружены командами СС в первый же день и расстреляны на месте. На оставшихся объявили «охоту» в которой участвовали части СС, жандармерия, вермахт , фольксштурм , гитлерюгенд и местные жители.
В течение нескольких недель почти все были застрелены или схвачены (живыми были пойманы 57 человек). В документальном фильме «Акция К» (1994) содержатся свидетельства очевидцев, которые утверждают, что это была не совсем нормальная «охота» с ружьями «как на зверя», поскольку многих беглецов, особенно пойманных живыми, не расстреливали, а забивали насмерть подручными средствами самым жестоким образом.
Как свидетельствуют документы из архива Маутхаузена: [ источник не указан 551 день ]
«Трупы остались лежать там, где людей убили. Кишки и половые органы были выставлены на всеобщее обозрение… В Лем-вилла жил некий фермер, жена которого услышала вечером шорох в хлеву для коз. Она привела своего мужа, который вытащил беглеца из его укрытия. Фермер сразу же ударил этого человека ножом в шею и из раны хлынула кровь. Жена фермера прыгнула к умирающему и дала ему ещё пощечину перед смертью…»
В документах архива содержатся описания ещё целого ряда зверств местного населения над беззащитными узниками [ источник не указан 551 день ] .
Известно только об 11 советских офицерах, которых, несмотря на огромную опасность, спрятали несколько местных крестьян и остарбайтеров . Они дождались прихода американской армии и остались живы.
В 1948 году в Вене и Линце проходили судебные расследования по поводу этого преступления. Результаты неизвестны [ источник не указан 551 день ] .
— Русские средь бела дня постучались к нам в дверь, — рассказывает дочь Марии, 84-летняя Анна Хакль, которой на момент событий было 14 лет. — Попросили дать им поесть. Я спрашивала после: почему пленные осмелились зайти в наш дом, когда все люди вокруг просто обезумели? Они ответили: «Мы заглянули в окно, у вас на стене нет портрета Гитлера». Мать сказала отцу: «Давай поможем этим людям». Папа испугался: «Ты что, Мария! Соседи и друзья донесут на нас!» Мама ответила: «Быть может, тогда Бог оставит в живых наших сыновей»…
…Ранним утром 5 мая 1945 г. к нам на хутор пришли американские войска, и части
фольксштурма
разбежались. Мама надела белое платье, поднялась на чердак и сказала русским: «Дети мои, вы едете домой». И заплакала.
Подвигу восстания советских военнопленных, содержавшихся в «блоке смерти», посвящена документальная повесть Ивана Фёдоровича Ходыкина «Живые не сдаются» (впервые издана в 1965), которая написана на основе воспоминаний нескольких выживших после этого восстания и массового побега. В повести описываются условия содержания, подготовка к восстанию «изнутри», ход восстания, последующий побег и то, как выжившим удалось добраться до советской стороны.
Событиям посвящён роман австрийской писательницы Элизабет Райхарт ( 1984 , многократно переиздан, переведён на английский язык).
Подвигу семьи Лангталер , укрывавшей двух бежавших из концлагеря Маутхаузен советских военнопленных, посвящена книга австрийского журналиста Вальтера Коля «Тебя тоже ждёт мать» ( Auch auf dich wartet eine Mutter ) .
По событиям был снят австро-немецкий фильм режиссёра Андреаса Грубера « Охота на зайцев » ( Hasenjagd — Vor lauter Feigheit gibt es kein Erbarmen ), вышедший в свет в 1994 году, к 50-летию окончания Второй мировой войны, ставший самым кассовым (около 123 000 просмотров) фильмом 1994—1995 годов в Австрии. Одновременно был снят документальный фильм «Акция К» (режиссёр Бернхард Бамбергер), который показал реакцию местных жителей на снятие художественного фильма и дал возможность жившим тогда свидетелям сказать своё мнение о тех событиях. В 1994 году фильм получил в Австрии Большую премию, многократно транслировался на немецко-говорящей территории Западной Европы.
По инициативе Социалистической молодёжи Австрии (крупнейшая молодёжная социал-демократическая организация) в мае 2001 года в общине Рид-ин-дер-Ридмарк в исторической области , была установлена памятная стела об этой трагедии.
Одни из выживших — Михаил Рыбчинский и Николай Цемкало. Своей второй жизнью они обязаны семье Лангталеров, которые укрывали их вплоть до 5 мая, при этом рискуя своими жизнями, так как СС даже 2 мая 1945 на территории Верхней Австрии проводило аресты местного населения по обвинению в измене.
Николай и Михаил вернулись в СССР, и контакт с ними прервался на долгие годы. А в 1964 году советский дипломат в Вене случайно услышал эту историю от одного австрийца, отыскал обоих в СССР и организовал приезд Николая и Михаила в Австрию — к Марии и Йоганну, которые подарили им жизнь во второй раз. Михаил Рыбчинский стал директором треста столовых в Киеве. Он женился, вырастил дочь, стал дедом. Умер в 2008 году на 93-м году жизни. Николай Цемкало работал в Днепропетровске инженером. Его тоже больше нет в живых.
У семьи Лангталеров на фронте было четверо сыновей и все они вернулись живыми. Кто-то сразу в 1945 году, а кто-то после нескольких лет плена.