Interested Article - Баттута (музыка)
- 2021-04-22
- 1
Баттута ( итал. battuta , от battere — «ударять») — специальная палочка, служившая в XV—XVIII веках для отбивания такта . Считается одной из предшественниц современной дирижёрской палочки .
В своём развитии дирижирование прошло несколько этапов, одним из которых было управление ритмической стороной исполнения с помощью стука . Для этой цели и использовалась баттута, чаще всего представлявшая собой массивную трость из металла или дерева. Этой тростью руководитель музыкального коллектива отбивал такт, стремясь в первую очередь обеспечить ритмически ровное исполнение.
Впервые баттуту использовал в 1564 году итальянский композитор Джованни да Палестрина . В эпоху Возрождения тактирование баттутой применялось исключительно широко: к нему прибегали не только светские музыканты, но и церковные регенты .
Среди музыкантов, использовавших трость-баттуту, был французский композитор Жан-Батист Люлли . Дирижируя своим произведением Te Deum , написанным в честь выздоровления короля Людовика XIV , Люлли нанёс сильный удар по собственной ноге. Травма оказалась роковой: из-за нарыва на пальце у композитора развилась гангрена, от которой он и скончался .
Отбивание такта баттутой позволяло задавать и поддерживать ритм и темп, но абсолютно не отражало художественно-выразительный аспект дирижирования . Кроме того, стук дирижёрской палки мешал восприятию музыки слушателями. Поэтому уже к XVIII веку практика «шумного дирижирования» изжила себя. Современное дирижирование возникло на её базе, однако понадобилось время, чтобы движения руки дирижёра вверх и вниз стали восприниматься независимо от звука удара . Лишь в XIX веке дирижёрская палочка стала такой, какой мы её знаем сегодня, — небольшой и лёгкой — а её ролью стало не отбивание ритма, а подчёркивание выразительности жеста.
В то же время во Франции баттута сохранилась в классическом балете — следуя традиции, ею пользуются педагоги для отбивания такта и поправления учеников.
Примечания
- Музыка / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1998. — С. 58. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4 .
- ↑ Мусин И.А. Техника дирижирования. — Ленинград: Музыка, 1967. — С. 27-33. — 352 с.
- , с. 45.
- (фр.) . Дата обращения: 2 мая 2016. 20 апреля 2016 года.
- Штейнпресс Б.С. Популярный очерк истории музыки до XIX века. — Государственное музыкальное издательство, 1963. — С. 214. — 447 с.
Литература
- Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование. — Москва: ДПК Пресс, 2014. — С. 44-46. — 214 с. — ISBN 978-5-91976-055-9 .
- 2021-04-22
- 1