Саттон, Мэй
- 1 year ago
- 0
- 0
Мэй Ланьфан ( кит. трад. 梅蘭芳 , упр. 梅兰芳 , пиньинь Méi Lánfāng ; 22 октября 1894 , Пекин , Империя Цин — 8 августа 1961 , Пекин, КНР ) — китайский актёр , исполнитель ролей женского амплуа « дань » в пекинской опере .
Вместе с Шан Сяоюнем , Чэн Яньцю и Сюнь Хуэйшэном Мэй Ланьфан известен как один из Четырех великих дань золотой эры пекинской оперы .
Мэй Ланьфан — это сценический псевдоним. Настоящее имя — Мэй Лань ( кит. трад. 梅瀾 , упр. 梅澜 , пиньинь Méi Lán ). Второе имя — Ваньхуа ( кит. трад. 畹華 , упр. 畹华 , пиньинь Wǎnhuá ).
Родился 22 октября 1894 года в Пекине в семье выходцев из области Тайчжоу провинции Цзянсу . Несколько поколений предков Мэй Ланьфана играли в постановках пекинской и кунской опер . Среди них был и его дедушка по отцовской линии Мэй Цяолин, прославившийся исполнением женских ролей дань и бывший одним из тринадцати великих актёров поздней Цин . Мэй Цяолин часто выступал в императорском дворце . Дедушка по материнской линии, Ян Луншоу, исполнял роли ушэн (амплуа шэн -военного) .
Рано потеряв родителей (отец, Мэй Чжуфэнь, умер 26 лет от роду ), остался под опекой дяди Мэй Юйтяня и с 8 лет начал проявлять интерес к актёрской карьере . Первый учитель сначала посчитал, что у мальчика нет актёрских перспектив, поскольку, на его взгляд, у того оказались невыразительные глаза. Многомесячные тренировки помогли Мэй Ланьфану преодолеть эту проблему. Чтобы стать актёром пекинской оперы, необходимо было заниматься с утра до вечера, изучать песенное искусство, кун-фу и акробатику под строгим руководством учителей (в школе пекинской оперы практиковалась порка учеников, не исключены были и смертельные исходы) .
В десять лет дебютировал в спектакле «Супружеская пара богини и земледельца». В 14 лет присоединился к театральной труппе Силяньчэн (позднее переименованной в Фуляньчэн) .
В 1910 году женился на Ван Минхуа: ему было 16, ей — 18. От этого брака родились сын и дочь, которые впоследствии скончались в детском возрасте. Ван Минхуа сделала операцию по стерилизации и не могла больше иметь детей. Она также умерла молодой (в 1929 году от туберкулёза ).
Благодаря прекрасному владению основными компонентами китайской оперы — пением, танцем и исполнительским мастерством — в 1911 году был назван третьим среди лучших актёров в Пекине .
Девятнадцати лет, в 1913 году, со спектаклем «Куртизанка Юй Танчунь» отправился в Шанхай , где добился большого успеха . Его стали называть лучшим исполнителем женских ролей пекинской оперы в мире, даже стали выпускать сигареты, названные его именем . В ходу была поговорка: «Если хочешь жениться, жена должна быть похожа на Мэй Ланьфана; если хочешь завести сына, он должен быть похож на Чжоу Синьфана » . Такое внимание смущало актёра .
В 1914 году были новые гастроли в Шанхае , а в 1918 году Мэй Ланьфан на какое-то время переехал жить в этот город . Здесь он попробовал писать оперы на актуальные темы: коррупция, вмешательство империалистических держав в жизнь Китая, место женщины в обществе. Несмотря на то, что публика благодарно встретила новые темы в традиционном виде искусства, сам Мэй Ланьфан пришёл к выводу, что это нелепое сочетание, и вернулся к классическим сюжетам .
В 1919 году прошли зарубежные гастроли в Японии . Здесь он выступал в в Токио . Через пять лет, в 1924 году, снова поехал в Японию, чтобы участвовать в благотворительном концерте в поддержку пострадавших от одного из самых разрушительных в истории страны землетрясений .
Оставаясь в браке с Ван Минхуа, в 1921 году вступил во второй брак с Фу Чжифан, от которого родилось девять детей .
В 1922 году основал собственную театральную труппу Чэнхуа. Начал включать в постановки новые приёмы игры: дань-дева, дань-кокетка, дань-воительница. Также начал экспериментировать с декорациями, гримом, головными уборами и костюмом . Для написания новых пьес зачастую привлекал сразу по несколько композиторов и драматургов, которые разделяли взгляды Мэй Ланьфана на реформирование театра. Наиболее видным из них был
.В 1925 году познакомился с актрисой пекинской оперы, исполнительницей ролей амплуа лаошэн («старик»), Мэн Сяодун . Будучи уже дважды женат, в 1927 году вступил в брак и с ней, но в 1933 году они развелись .
В 1927 году пекинская газета « Шан Сяоюнь , Чэн Яньцю и Сюнь Хуэйшэн были названы четырьмя выдающимися дань , — этот титул в дальнейшем за ними закрепился .
» провела конкурс среди актёров пекинской оперы, и по его итогам Мэй Ланьфан,Популярность Мэй Ланьфана на родине настолько возросла, что во время его гастролей в Шанхае в 1928 году местная газета « Шэньбао » даже вела отдельную колонку «Новостей Мэй» .
В 1930 году отправился в гастрольный тур по США , во время которого выступал в Сиэтле , Чикаго , Вашингтоне , Нью-Йорке , Сан-Франциско , Лос-Анджелесе , Гонолулу и Сан-Диего . Американская публика тепло встретила творчество Мэй Ланьфана. Помонский колледж в Клермонте и Университет Южной Калифорнии присвоили ему почётную докторскую степень .
Откликнувшись на « инцидент 18 сентября », поставил в Шанхае патриотические спектакли «Борьба с Цзинем», «Досада о жизни и смерти» и другие .
В 1935 году посетил с гастролями СССР . Во время визита встречался с советскими театральными деятелями, в том числе Станиславским , Немировичем-Данченко , Мейерхольдом и Эйзенштейном . Находившийся в это время в Советском Союзе Брехт также посетил выступление Мэй Ланьфана, впечатления от которого впоследствии нашли своё отражение в его творчестве . Выступление в Ленинграде посетил Сталин . Мейерхольд об этих гастролях написал восторженную статью, а Эйзенштейн на их основе создал фильм .
В 1938 году переехал в Гонконг . Из-за начавшейся японской оккупации оставил сцену, чтобы не выступать для японских солдат. В качестве акта пассивного сопротивления отрастил усы, что не могло сочетаться с ролями дань. В итоге его банковские счета оказались заблокированы, и, чтобы обеспечить семью, Мэй Ланьфан стал рисовать картины на продажу. Из-за финансовых трудностей в 1941 году переехал в Шанхай. На сцену вернулся только по окончании Второй мировой войны в 1945 году, и больше не покидал её до самой смерти .
В 1950 году вновь поселился в Пекине .
После образования КНР ещё трижды гастролировал в Советском Союзе: в 1952, 1957 и 1960 годах. В 1956 году в третий раз посетил Японию. Зарубежные поездки Мэй Ланьфана открыли пекинскую оперу миру и популяризовали традиционное китайское искусство в других странах .
Участвовал в реформировании театра, которое проходило по инициативе новых властей; состоял в многочисленных комитетах, принимал участие в конференциях .
В 1953 году избран заместителем председателя
.В 1955 году основал Китайский театр Пекинской оперы и стал его первым директором .
В 1959 году вступил в КПК .
Помимо театральной деятельности, принял участие в создании нескольких фильмов, записал ряд грампластинок . Так, в 1960 году был снят художественный фильм с участием Мэй Ланьфана по опере « » .
Умер в Пекине 8 августа 1961 года .
Мэй Ланьфан за свою жизнь сыграл более чем в 400 постановках, более 100 из которых ставились постоянно. Наиболее знамениты « кит. 疊斷橋 ) и «Дайюй хоронит цветы» ( кит. 黛玉葬花 ) .
», « », « », « » , «Сломанный мост» (Новаторские разработки Мэй Ланьфана в гриме, костюмах, жестах обогатили амплуа дань . Аккомпанируя на традиционных китайских музыкальных инструментах эрху и цзинху , Мэй Ланьфан вместе с Сюй Ланьюанем и Ван Шаоцином разработали новый напев дань .
Сочетание актёрского мастерства и пения Мэй Ланьфана заложили основу для формирования новой школы пекинской оперы — «Мэй»; одним из активных последователей этой школы стал сын актёра — Мэй Баоцзю , который после смерти отца продолжил его дело .