Interested Article - Грей, Камилла

Ками́лла Грей ( англ. Camilla Gray ; 17 мая 1936 , Лондон 17 декабря 1971 , Сухуми ) — британский искусствовед , историк искусства ; исследовательница русского авангарда . Автор одной из первых на Западе книг о русском авангарде « » ( The Great Experiment: Russian Art 1863—1922 , 1962 ), которая вернула полузабытый русский авангард в англоязычный и мировой искусствоведческий оборот. Вторая жена художника и поэта Олега Прокофьева .

Биография

Камилла Грей родилась 17 мая 1936 года в Лондоне в семье искусствоведа, специалиста по восточному искусству и медиевистки . У Камиллы было два брата и две сестры . Семья жила в доме при Британском музее , сотрудником которого, а затем хранителем отдела Востока был отец Камиллы. В круг общения семьи входили многие художники, а в собственности родителей оказалась большая коллекция, главным образом современного искусства , оставленная им в наследство подругой матери Хелен Сазерленд .

Камилла получила традиционное католическое воспитание и мечтала стать балериной. Увидев выставку Сергея Дягилева , устроенную известным историком балета , в начале 1955 года восемнадцатилетняя Камилла отправилась в Москву с целью поступления в хореографическое училище при Большом театре . Она была в числе очень немногих иностранцев, осмеливавшихся в то время приезжать в СССР . Балетная карьера не задалась, Грей вернулась в Англию, но увлеклась современной русской культурой и искусством. В 1958—1959 годах появились её первые публикации о Казимире Малевиче и Эль Лисицком .

По воспоминаниям советского художника-нонконформиста Евгения Измайлова , у Камиллы Грей были какие-то греческие корни , и каждому новому знакомому в СССР она сообщала: «Я не англичонка , я гречонка ». Измайлов писал о Грей, что «… русского юмора она не понимала, поэтому на подтрунивание русских друзей о том, что на Британских островах скоро возникнет Британская Социалистическая Республика, эмоционально и несколько пафосно отвечала: „Нет, этого не будет никогда!“»

Обложка первого издания книги « ». 1962

В течение четырёх лет двадцатилетняя девушка без историко-художественного образования работала над книгой о русском авангарде. При поддержке Альфреда Барра , одного из немногих в то время специалистов по на Западе, Грей провела необходимые исследования в Париже и США , а в 1960 году, уже с исследовательскими целями, вновь посетила СССР. В работе над книгой её консультировали как ещё жившие носители искусства первой трети XX века — Михаил Ларионов , Наталья Гончарова , Давид Бурлюк , Юрий Анненков , Наум Габо , Антуан Певзнер , Павел Мансуров , Бертольд Любеткин , Ханс Арп , Соня Делоне , Александр Бенуа , Сергей Маковский , так и крупнейшие учёные и коллекционеры того времени — Николай Харджиев , Михаил Алпатов , Дмитрий Сарабьянов , Георгий Костаки . Всем им и многим другим, кто помогал ей при написании книги, Камилла Грей выразила признательность в предисловии. Посвящена же монография была Николет Грей — «Моей матери, которой эта книга обязана своим вдохновением и реализацией» .

Появлению в 1962 году книги « » способствовало, по мнению Робина Милнера-Галланда , несколько обстоятельств: «исключительная личность» и «безграничный энтузиазм» Камиллы Грей, благодаря которым она «смогла добыть невероятное количество сведений и найти им достойное применение», владение Камиллой Грей несколькими иностранными языками и «относительно спокойная атмосфера „ оттепели “ в СССР». Автору вышедшего в Нью-Йорке труда, так никогда и не получившей высшего образования, на момент его издания было двадцать шесть лет .

В продолжение «Великого эксперимента» Камилла Грей собиралась писать о советском конструктивизме 1920-х годов. Для этого исследования ей была предложена стипендия , но она не смогла воспользоваться грантом из-за отсутствия высшего образования. Тем не менее, в 1962—1969 годах она продолжала работать над статьями о русском авангарде и посещать выставки .

Во время работы над книгой в начале 1960-х годов Камилла Грей познакомилась в Москве с художником Олегом Прокофьевым — сыном композитора Сергея Прокофьева от первого брака с испанкой Каролиной Кодина-Любера (Линой Ивановной Прокофьевой). В 1963 году они решили пожениться, но власти СССР около семи лет препятствовали их браку, не давая Грей въездную визу и не разрешая Прокофьеву покидать страну . В 1969 году разрешение на приезд Камиллы Грей в Москву было, наконец, получено — по слухам, в обмен на двух советских разведчиков, провалившихся в Великобритании . Для Олега Прокофьева это был второй брак — от первого с писательницей Софьей Прокофьевой (урождённой Фейнберг , р. 1928) у него был сын Сергей (1954—2014).

Женившись, семейная пара поселилась в построенном советским военачальником Иваном Смородиновым для себя доме, часть которого была продана его вдовой после его смерти в 1953 году советскому государственному деятелю Леониду Мельникову , а уже Мельников продал свою часть дома в 1960-х годах Олегу Прокофьеву . В 1970 году в семье родилась дочь Анастасия .

Во время второй беременности отдыхавшая в Сухуми Камилла Грей заразилась гепатитом и умерла там же 17 декабря 1971 года в возрасте тридцати пяти лет . Сопровождавший тело покойной жены в Великобританию Прокофьев воспользовался этой поездкой как возможностью эмигрировать из СССР . В Англии Олег Прокофьев женился в третий раз.

Семья

— отец
— дед по матери
  • Дед по матери — (1869—1943), британский поэт, искусствовед . Всю жизнь работал в Британском музее , где занимался исследованиями в области голландского, британского и азиатского искусства. Автор культового стихотворения « » (1914), пророчески посвящённого будущим большим человеческим жертвам Великобритании в Первой мировой войне .
  • Родители:
    • Отец — (1904—1989), британский искусствовед, специалист по восточному искусству. После археологических работ в Константинополе стал сотрудником Британского музея , затем хранителем отдела Востока .
    • Мать — (урождённая Биньон , 1911—1997), британская медиевистка .
  • Муж (с 1969) — Олег Сергеевич Прокофьев (1928—1998), советский и британский художник, скульптор; русский поэт .
    • Дочь — Анастасия Олеговна Прокофьева (р. 1970) .

«Великий эксперимент: Русское искусство 1863—1922»

Камилла Грей — автор одной из первых на Западе книг об истории и значении русского авангарда « » ( The Great Experiment: Russian Art 1863—1922 , 1962). До выхода «Великого эксперимента» русский авангард был почти неизвестен в мире. В 1971 году книга была переиздана в Нью-Йорке в меньшем формате под названием «Русский эксперимент в искусстве 1863—1922» ( The Russian Experiment in Art 1863—1922 ); в 1986 году в Лондоне под тем же названием вышло переработанное и расширенное издание, подготовленное . По мнению ровесника Грей, британского литературоведа и исследователя русского авангарда Робина Милнера-Галланда , эта работа не утратила своей ценности до сегодняшнего дня .

По свидетельству искусствоведа и арт-критика Валентина Дьяконова , благодаря «Великому эксперименту» «проекты и прозрения конструктивистов и супрематистов триумфально вернулись на Запад и оказали невероятное влияние на англоговорящий мир в целом» . «…Её [Камиллы Грей] исследование произвело эффект разорвавшейся бомбы: оказалось, что самые радикальные направления в искусстве XX века возникли в России накануне революции», — писала о книге арт-критик .

Как признавалась сама Камилла Грей, больше всего в истории русского авангарда её волновала драма противостояния между Казимиром Малевичем и Владимиром Татлиным , супрематизмом и конструктивизмом, и этот несколько упрощённый подход нашёл своё отражение в книге. Вероятно, по этой же причине Грей не смогла оценить по достоинству Павла Филонова . Выстроенное хронологически повествование (при неизбежных ошибках первого исследования) и интересные детали, по замечанию Робина Милнера-Галланда, оказывают на читателей книги значительно большее воздействие, чем анализ .

Библиография

  • Gray Camilla. The Great Experiment: Russian Art 1863—1932. — New York: , 1962.
  • Gray Camilla. The Russian Experiment in Art 1863—1922. — New York: , 1971. — ISBN 0810904659 , 9780810904651.
  • Gray Camilla. / Revised and enlarged edition by . — London: , 1986. — ISBN 0-500-20207-9 .

Примечания

  1. Милнер-Гулланд Робин . Грей Камилла // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов ; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К . — С. 227—228 . — ISBN 978-5-902801-10-8 .
  2. Barker Nicolas. // The Independent . — 1997. — 13 июля. 1 июля 2017 года.
  3. . // The Art Newspaper . — 2015, декабрь — 2016, январь. — № 39 . 13 июля 2016 года.
  4. Wilson Elizabeth. . — New York: Arcade Publishing, Inc, 1999. — ISBN 1-55970-490-X .
  5. Лунина Людмила . // Огонёк . — 2008. — № 52 . 4 марта 2014 года.
  6. Дьяконов Валентин . // Коммерсантъ . — 2010. — 30 июня ( № 115 ). — С. 15 . 8 мая 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Грей, Камилла