Interested Article - Ратана

Ратана ( маори Rātana ) синкретическая христианская маорийская церковь, основанная крестьянином . Самое популярное из местных народных христианских течений. Последователи ратаны исторически были активны в политике, в связи с чем они остаются важной политической силой в стране.

Вероучение и символика

Вероучение ратаны включает веру в Святую Троицу и ангелов ; сам Тахупотики именуется глашатаем («рупором») ратаны ( маори māngai ) . Священной книгой является Библия , также используется сборник молитв и гимнов «Синяя книга» ( англ. the Blue Book ) .

Символом ратаны является звезда, стоящая на полумесяце, она носит название «фету-марама» ( маори whetū mārama ) , буквально «звезда-луна» . Синий фрагмент звезды означает Бога-Отца, белый — Бога-Сына, красный — Святой Дух, фиолетовый — ангелов, золотой — рупор . Полумесяц символизирует просветление. Фету-марама носят на одежде последователи ратаны, его помещают на крышу храмов .

Организация

Церковью управляет Центральный комитет ( маори Kōmiti Haahi Matua ) , его глава обычно является прямым потомком Тахупотики Ратаны . В Новой Зеландии имеется 127 приходов и 160 церковных предстоятелей, каждую Пасху организуют встречу священного синода . Несколько тысяч последователей ратаны живут в Австралии, в связи с чем там также открыто несколько приходов.

История

Тахупотики Вирему Ратана, 1930-е годы
Церковь ратаны «Те Темапара Тапу о Ихоа» в Раэтихи

Создание церкви

В воспитании Тахупотики большую роль сыграла тётя, известная предсказательница . Когда второй сын Ратаны сильно заболел из-за травмы, сам он начал поститься и проводить дни в молитве, и 8 ноября 1918 года у него якобы было несколько видений, в которых ему сообщалось о необходимости объединить маори в лоне христианской церкви и отвергнуть старых богов . В 1920 году Тахупотики основал близ своей фермы церковь, вокруг неё постепенно вырос город .

Хотя изначально Тахупотики призывал своих последователей посещать и другие христианские храмы, через пять лет после постройки церкви он начал пропагандировать отказ от медицины, ввёл собственную иерархию священнослужителей и разработал новые обряды . Это привело к отвержению ратаны как христианскими церквями, так и властью . «Ратана» была официально зарегистрирована как отдельная церковь 21 июля 1925 года .

На 55-й день рождения Тахупотики Ратаны 25 января 1928 года был открыт храм «Те Темапара Тапу о Ихоа» в . Освящал строение японский епископ .

Вмешательство в политику

Ратана начала заниматься политикой ещё в 1920-е, его церковь собрала 45 000 подписей маори (треть от их общего количества) под петицией с требованием соблюдения условий договора Вайтанги для подачи королю Георгу V . Хотя это не удалось воплотить в жизнь, обсуждение договора вошло в политическую повестку . Новое религиозное движение активно пробивалось в политику: в 1932 году в парламент Новой Зеландии был выбран первый член, исповедовавший ратану — Эруэра Тирикатене ( маори Eruera Tirikātene ) .

В 1936 году ратана установила связи с Лейбористской партией Новой Зеландии . В знак этого премьер-министру страны, лейбористу Майклу Сэвиджу были направлены подарки: три пера гуйи , торчащие из картофелины (символ отобранных у маори сельскохозяйственных земель), украшение из жада — (символ утерянной маны маори), сломанные часы (невыполненные обещания британских властей) и булавку с символом церкви . Эти подношения были захоронены с премьер-министром Сэвиджем в 1940 году.

Заключив альянс с лейбористами, оба депутата от ратаны перешли во фракцию лейбористов. В 1943—1963 годах все четыре кресла в парламенте, зарезервированные за маори, занимали последователи ратаны . Лейбористка-ратана Уэту Тирикатене-Салливан была второй из новозеландских депутатов по длительности пребывания в парламенте — с 1967 по 1996 годы.

Место в современном мире

В 1960-х ратана вновь установила отношения с прочими христианскими церквями, количество прихожан сильно увеличилось, в церковь вступило множество европейцев .

На протяжении XXI века ратана является самой популярной среди народных религий маори, в переписи 2006 года о принадлежности к ней заявили 10 % маори (50,6 тысяч человек), в 2013 — 6,7 % маори или более 38 000 человек .

В Ратана-па ежегодно празднуют день рождения Тахупотики Ратаны, данное мероприятие имеет также важное политическое значение, его посещают политики как из лейбористской, так и из других партий .

Комментарии

  1. Рупором ( маори māngai ) Тахупотики Ратана называл себя в состоянии, когда он был вдохновлён Святым Духом.

Примечания

  1. .
  2. , Page 1.
  3. , Page 2.
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .

Литература

  • (англ.) . Британская энциклопедия . Дата обращения: 16 июня 2016.
  • Keith Newman. // Te Ara: The Encyclopedia of New Zealand (англ.) . — Ministry for Culture and Heritage . Проверено 29 июня 2016.
  • Hirini Kaa. // Te Ara: The Encyclopedia of New Zealand (англ.) . — Ministry for Culture and Heritage . Проверено 21 июня 2016.
  • (англ.) . New Zealand History (22 апреля 1936). Дата обращения: 20 июня 2016.
  • (англ.) . Statistics NZ (15 апреля 2014). Дата обращения: 16 июня 2016.
  • J. McLeod Henderson. . — Wellington: Polynesian Society, 1963. — P. 80. — 128 p.
Источник —

Same as Ратана