Interested Article - Фаду

Жузе Мальоа . «O Fado». 1910

Фа́ду ( порт. fado [ ˈ f a d u ] ) португальский музыкальный (исторически — также танцевальный) жанр : буквально означает «фатум», «судьба»; доминантной эмоцией в произведениях является принятие горькой судьбы . Основные разновидности — лиссабонское и коимбрское фаду .

История

Граффити , изображающее Амалию Родригеш

История фаду вызывает споры . Согласно наиболее распространённой версии, фаду появился в Лиссабоне ( порт. fado de Lisboa ) во второй четверти XIX века в маргинализированном квартале Алфама , где перемешались народы и традиции Пиренейского полуострова, Южной Америки (в особенности Бразилии) и Африки после периода колониальной экспансии Португалии . Сильное влияние на становление фаду оказали танцы ( порт. fofa ) , распространённый в Португалии и Бразилии, бразильский ( порт. lundu ) , возникший в Африке, и фанданго . Другой источник жанра — португальская литература и поэзия, в особенности катрен и модинья . Изначально словом фаду называли бразильский танец под пятиструнную гитару, однако современный фаду испытал влияние вышеперечисленных жанров, а пятиструнная гитара была вытеснена португальской гитарой .

В развитии фаду выделяют четыре периода :

  • 1830—1868 — «спонтанный»: фаду развивается в маргинализированных слоях, появляется первая знаменитая исполнительница — Мария Севера ;
  • 1869—1890 — «аристократический» — жанр становится популярным у высших слоёв;
  • 1890—1920 — диверсификация и распространение;
  • с 1930 — фаду из фольклорной музыки превратился в профессиональный жанр.

Драматичная манера исполнения первой знаменитой фадишты-женщины Марии Северы, включавшая множество импровизаций, повлияла на весь лиссабонский фаду . Привычку выступать в чёрной шали у Северы переняли последующие поколения исполнительниц .

Развитие фаду в XX веке происходило в том числе и в авторитарно-диктаторский период, именующийся « Новым государством », в этот период цензура правила тексты песен, а исполнителям приходилось обращаться за разрешениями на пение . Несмотря на это, в данный период работали такие выдающиеся исполнители, как Амалия Родригеш , , , Мартинью д’Ассунсан ( порт. Martinho d'Assunção ) , , , , , , , и . Амалия Родригеш, сочетавшая в своём творчестве лиссабонскую традицию исполнения с испанскими и мексиканскими ритмами и современными стихами, стала настолько важной фигурой в мире фаду, что после её смерти в Португалии был объявлен трёхдневный траур .

Хотя многие фадишты не поддерживали власть, среди певцов фаду есть и носители правых взглядов, сторонники «Нового государства» — например, Жуан Брага .

После падения режима Салазара и революции популярность жанра некоторое время переживала спад, однако впоследствии фаду снова набрал популярность в новой роли — как важный элемент национальной культуры . Количество импровизационных элементов из-за этого уменьшилось . Новое фьюжн-направление в фаду создал Жозе Афонсу , комбинировавший его с рок-музыкой и фольклорными традициями .

В начале XXI века фаду переживает новый подъём популярности . Появились новые звёзды: Мариза , Криштина Бранку , Мизия и другие. 27 ноября 2011 года ЮНЕСКО внесло фаду в список нематериального культурного наследия человечества .

Исполнение

Фаду исполняется сольно, мужчиной или женщиной, под аккомпанемент португальской или классической гитары (иногда двух гитар), также иногда басовой гитары ; аудитория также активно участвует в исполнении, выражая свои эмоции от происходящего . Исполнение должно происходить в тишине, нарушителей выдворяют из помещения; плохого певца могут освистать, а хорошего награждают бурными аплодисментами .

Живое исполнение происходит в домах фаду ( порт. casa de fado или casa do fado ) , а также в некоторых туристических ресторанах, театрах- ревю , кабаках , кафе и так далее . Иногда в подобных местах собираются поклонники этого жанра, исполняющие непрофессиональное, любительское фаду ( порт. fado vadio ) .

Хороший исполнитель фаду — «фадишта» ( порт. fadista ) — обязательно должен выражать саудади ( порт. saudade ) , сложную эмоцию, аналогичную светлой печали . Выдающиеся фадишта, виртуозно владеющие импровизацией, именуются «эштилишта» ( порт. estilista ) .

Репертуар

Произведения фаду делятся на «исконные» — «каштису» ( порт. fado castiço ) и «песни» — «кансан» ( порт. fado canção ) ; это разделение условно, данные разновидности представляют собой полюса одного жанрового ряда . У фаду каштису фиксированная ритмическая и гармоническая структура ( метр 4/4), аккомпанемент представляет собой повторяющийся мотив; стихи организованы в катрены . Эта разновидность допускает наибольшее количество вокальных импровизационных элементов , хотя после 1950-х годов они вышли из моды .

В фаду кансан куплет чередуется с припевом, присутствует более сложная гармония, возможен свободный выбор аккомпанемента в рамках заданных гармонических последовательностей .

Коимбра

Коимбрским фаду ( порт. fado de Coimbra ) именуется традиция студенческого пения в Коимбрском университете , появившаяся во второй половине XIX века . В отличие от лиссабонского фаду, апеллировавшего к рабочему классу, эта традиция изначально развивалась не в маргинализированных, а в привилегированных слоях . Исполняют его обычно мужчины .

В начале XX века фаду Коимбры стало использоваться в водевилях ; его популярность значительно увеличили виртуозы и .

Коимбрское фаду было привезено из Лиссабона и впитало традиции исполнения бельканто , место главного аккомпанирующего инструмента занимает классическая гитара (исполнитель зачастую играет на ней сам) . Мелодия коимбрского фаду значительно более простая, не предполагает импровизаций, фокус внимания находится на словах . В отличие от характерного для лиссабонского фаду отчаяния коимбрские песни, напротив, вселяют у аудитории надежду .

В культуре

В 2007 году вышел фильм испанского режиссёра Карлоса Сауры , посвящённый судьбе жанра во 2-й четверти — конце XX века.

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 февраля 2018. 10 февраля 2018 года.
  2. Транскрипция из от 12 февраля 2018 на Wayback Machine
  3. .
  4. , p. 228.
  5. .
  6. Толкование слова «fado» из бразильского толкового словаря португальского языка Dicionário Aurélio da Língua Portuguesa: «3. Bras. No séc. XVIII, dança popular, ao som da viola, com coreografia de roda movimentada, sapateados e meneios sensuais». Примерный перевод: « браз. [Бразильский] народный танец XVIII века, исполняемый под аккомпанемент одной из разновидностей гитары (viola), танцуемый в хороводе, со стуком каблуками и чувственными движениями».
  7. Толкование слова «fado» из бразильского толкового словаря португальского языка Michaelis Moderno Dicionário da Língua Portuguesa: «3. Folc . Dança de roda e canção, de música terna e dolente, de origem brasileira. Popularizado em Portugal, tornou-se apenas canto, quase canção». Примерный перевод: « фольклор . Хороводный танец и песня, сопровождаемая нежной и скорбной музыкой, бразильского происхождения. Распространившись в Португалии, превратилось в исключительно песенный жанр, песню».
  8. Статья «фадо (фаду)» из книги «Танцевальный словарь: танцы балов и дискотек»: «ФАДО (Фаду) [порт. Fado – рок, судьба] Португальский и бразильский общественный танец, известный с XVII века. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре в выразительной манере, с продвижением по площадке. Для танца характерны прыжки, скачки и кики ногами. Считается одним из прародителей бразильской Самбы».
  9. . Sixth session Bali, Indonesia, November 2011 . ЮНЕСКО (ноябрь 2011). Дата обращения: 22 февраля 2018. 7 февраля 2022 года.
  10. .
  11. , p. 229.
  12. , p. 230.

Литература

  • Salwa El-Shawan Castelo-Branco. (англ.) . Oxford University Press . Дата обращения: 26 августа 2016. (требуется подписка)
  • Virginia Gorlinski. (англ.) . Британника (26 октября 2009). Дата обращения: 12 февраля 2018.
  • Andrew Cronshaw , Paul Vermon. (англ.) . — Rough Guides, 1999. — (Music reference series). — ISBN 9781858286358 .
  • . UNESCO Culture Sector. Дата обращения: 28 августа 2016.
  • Статья «fado» из Dicionário Aurélio da Língua Portuguesa (толковый словарь португальского языка бразильского издательства Editora Positivo): Novo Dicionário Aurélio Eletrônico 6.0 — Conforme a Nova Ortografia. — Editora Positivo, 2009.
  • Статья «fado» из Michaelis Moderno Dicionário da Língua Portuguesa (толковый словарь португальского языка бразильского издательства Editora Melhoramentos) — Editora Melhoramentos Ltda, 1998.
  • Статья «фадо (фаду)» из книги: Виктор Георгиевич Германов. «Танцевальный словарь: танцы балов и дискотек». — Издательский дом "АСТА", 2009. — 449 с.
Источник —

Same as Фаду