Interested Article - Наси-кучинг
- 2020-03-16
- 1
На́си-ку́чинг ( индон. nasi kucing , буквально — « кошачий рис ») — блюдо индонезийской кухни . Представляет собой небольшую порцию варёного риса с различными добавками, подаваемую в обёртке из бананового листа . Чаще всего добавками к рису служат паста из красного перца , кусочки солёной рыбы , курятины , темпе или овощей .
Является традиционным кушаньем небогатого населения, а также весьма популярным блюдом уличного фаст-фуда , особенно на острове Ява .
Происхождение и распространение
Варёный рис традиционно является главной составляющей рациона большинства жителей Индонезии : прочие продукты часто служат лишь более или менее значительными дополнениями к нему. Подача риса небольшими порциями с минимальным количеством добавок исторически практикуется среди небогатого населения, в особенности, на густонаселённой Яве . В качестве посуды или упаковки при этом принято использовать листья бананового дерева, повсеместно произрастающего в этом регионе .
Со временем подобные угощения получили среди яванцев ироническое название «кошачий рис» ( индон. nasi kucing — «на́си-ку́чинг» , яв. sega kucing — «се́га-ку́чинг» ) — в силу своего скромного размера, который как бы более подходит для пропитания кошки , нежели человека . Родиной наси-кучинга считается Центральная Ява , где он издавна фигурирует среди кулинарных специалитетов таких крупнейших городов, как Семаранг , Джокьякарта и Суракарта . Постепенно это блюдо прижилось и в других районах острова, а также за его пределами, в частности, на Мадуре и Восточном Калимантане . Во всех этих местностях оно приобрело широкую популярность прежде всего среди людей небольшого достатка — за счёт низкой цены, удобства употребления в пищу, переноски и хранения .
Дешевизна наси-кучинга способствовала росту популярности этого блюда в период азиатского финансового кризиса 1997-98 годов , когда многим индонезийцам стали не по карману более дорогие кушанья: в этот период только на Центральной Яве открылись тысячи харчевен самого низкого уровня — обычно, в форме небольших фанерных или матерчатых палаток — специализирующихся именно на этом блюде. После завершения кризиса и повышения покупательной способности населения спрос на наси-кучинг среди яванцев остался весьма высоким .
В 2010-х годах в Джокьякарте получила некоторое распространение модификация наси-кучинга, отличающаяся от классического варианта значительно бо́льшим размером порции и более сложной кулинарной обработкой рисовой основы: после варки рис обжаривается в растительном масле с различными приправами. Примечательно, что это блюдо получило название «се́га-мача́н», ( яв. segа macan ), что по-явански означает «тигриный рис» .
Приготовление наси-кучинга освоено также за пределами Индонезии — в основном в странах, которые активно посещаются гражданами этой страны. Известно, например, что уличные торговцы в Мекке продают это угощение многочисленным индонезийским паломникам , прибывающим для совершения хаджа .
Приготовление и разновидности
В кулинарном отношении наси-кучинг является исключительно простым блюдом. Его основу составляет небольшая порция варёного риса, которая плотно утрамбовывается с помощью чашки либо вручную с тем, чтобы придать ей полусферическую или прямоугольную форму .
Дополнением к рису могут служить практически любые продукты животного или растительного происхождения. В силу того, что наси-кучинг традиционно является едой небогатого населения, в этом качестве чаще всего используются наиболее дешёвые продукты: самбал — густой пастообразный соус, приготовляемый из протёртого красного перца, небольшие кусочки жареного темпе, тофу, солёной рыбы, мочёных или варёных овощей, куриных или утиных яиц — обычных варёных либо же приготовленных особым образом в щелочной обмазке . Более дорогие варианты включают курятину, утятину, различные виды мяса , субпродуктов и морепродуктов , которые обычно жарятся или тушатся в растительном масле с определённым набором специй . Нередко добавкой служит крошечная порция какого-то готового блюда — например, баладо или гулая .
Отличительной чертой наси-кучинга является его упаковка в кулёчек из бананового листа: в отличие от таких традиционных рисовых блюд индонезийской кухни, как кетупат и лонтонг , которые уже варятся в облатке из пальмовых листьев, в данном случае в пальмовый лист заворачивается уже готовый рис с добавками. Для закрепления упаковки могут использоваться щепочки или зубочистки , а поверх бананового листа свёрток иногда дополнительно оборачивается бумагой , в т.ч. газетной . Добавки, объём которых обычно в несколько раз уступает объёму риса, могут выкладываться непосредственно на рисовый брикетик — в этом случае блюдо приобретает некоторое сходство с бутербродом . Однако нередко добавка отделяется от порции риса куском бананового листа — в таком случае пакетик с наси-кучингом состоит как бы из двух отделений .
Существует бесчисленное множество вариаций подобного блюда, различающихся между собой по продуктам, служащим добавкой к рису, а также наборам приправ. Наибольшим разнообразием наси-кучинга традиционно отличается родина этого кушанья — Центральная Ява .
Подача и употребление
Наси-кучинг может готовиться в домашних условиях: на Яве многие люди употребляют его в пищу за домашними трапезами (в этих случаях он может подаваться и как самостоятельное блюдо, и как гарнир к другим блюдам) либо же берут подобные упаковки риса с добавками с собой на работу, в дорогу и т.п. — при этом развёрнутая обёртка из бананового листа часто выполняет роль тарелки . Однако чаще он служит именно уличным кушаньем: его продают в многочисленных придорожных харчевнях, на традиционных рынках, а также с тележек уличных торговцев. Для многих яванцев и представителей ряда других народов Индонезии это кушанье служит привычным фаст-фудом , которым можно быстро перекусить стоя, на ходу или в транспорте .
Иногда местные власти и благотворительные организации организуют бесплатную раздачу наси-кучинга в местах массовых мероприятий, стихийных бедствий и т.п. Пункты раздачи этого кушанья оборудуются, например, на обочинах основных автотрасс в дни мусульманского праздника Ураза-Байрам , когда миллионы выходцев из деревень, живущих в городах, по сложившейся традиции навещают родные места .
Примечания
- , p. 54—59.
- ↑ , p. 152.
- ↑ , p. 40.
- ↑ (индон.) . Suara Merdeka (7 февраля 2007). — Электронная версия газеты «Суара мердека». Дата обращения: 3 августа 2016. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- ↑ (индон.) . Tribun Kaltim (28 февраля 2016). — Электронная версия газеты «Трибун Калтим». Дата обращения: 4 августа 2016. 11 октября 2016 года.
- ↑ Achmad Zaenal. (индон.) . Kompas (16 апреля 2011). — Электронная версия газеты «Компас». Дата обращения: 8 августа 2016. 28 августа 2016 года.
- (индон.) . Kompas (11 октября 2010). — Электронная версия газеты «Компас». Дата обращения: 11 августа 2016. 13 сентября 2016 года.
- (индон.) . Antara (28 июня 2016). — Официальный сайт индонезийского национального информационного агентства «Антара». Дата обращения: 4 августа 2016. 22 августа 2016 года.
Литература
- Rose Prince. . — Prahran: Hardie Grant Books, 2009. — 288 p. — ISBN 978-174-06-6820-0 .
- Rizal Khadafi. Atlas Kuliner Nusantara — Makanan Spektakuler 33 Provinsi. — Ciganjur: Bukune, 2008. — 97 p. — ISBN 602-8066-14-1 .
- Agus W. Soehadi, Eko Suhartanto, V. Winarto, M.Setiawan Kusmulyono. Prasetiya Mulya EDC On Entrepreneurship Education. — Ciganjur: Prasetiya Mulya Publishing, 2011. — 203 p. — ISBN 978-979-18797-43 .
- 2020-03-16
- 1