Interested Article - Архитектура маори

Жилые строения маори: шалаш и два дома, 1820-е

Архитектура маори — одно из традиционных искусств новозеландского народа маори . Здания, возводимые маори, пропитаны символизмом и зачастую богато украшены ; с ними связаны суеверия и запреты в традиционной религии .

Разновидности

Современный фаренуи (слева) и столовая «фарекаи»

Маори строили разнообразные строения, жилые и нежилые. Главные разновидности жилых архитектурных сооружений маори — дома фаре ( маори whare ) и общинные дома фаренуи ( маори wharenui ; буквально «большой дом») , помимо них встречалось временное жильё (круглые и квадратные хижины, навесы) и нежилые отдельно стоящие столовые ( маори wharekai ; буквально «дом еды») и складские помещения типа амбаров для продуктов питания под названием «патака» ( маори pātaka ) . Кухни и временное жильё не украшались и не несли особого символического смысла, ввиду чего представляют мало интереса для исследователей . Слово «фарепуни» ( маори wharepuni ) означает «гостевой» или «общинный дом», его использовали до XIX века вместо «фаренуи» . Термин «фаре-факаиро» ( маори whare whakairo ) буквально переводится как «резной дом» и не является отдельным видом строения, хотя это слово часто используется как синоним слова «фаренуи» .

Жилые здания

Деревня маори, 1890-е
Поупоу (резные пилястры) и тукутуку (плетёные панели)

Характерные черты жилых строений маори — маленькая дверь, удлинённая двускатная крыша , формирующая своего рода крыльцо ( маори mahau ) вместе со стенами, очаг в центре и спальные места вдоль стен . Дверь всегда расположена либо справа, либо в центре здания, единственное окно находится слева, в случае, если окон два, они располагаются с обеих сторон от двери. Над дверью помещается табличка с названием дома . Пол устилают маты из новозеландского льна ( маори whariki ) или ковры .

Дома часто именовали, обычно в честь предка или некого события, причём маори считали, что строения (и все прочие изображения), воплощающие некого человека, является частью самого́ человека, ввиду чего ещё в середине XIX веке предложения европейцев о приобретении скульптурных портретов предков отвергались ими с негодованием . Примером здания, названного в честь события, может быть дом «Забытая вражда» ( маори Te Riri ka wareware ) , построенный вождём Те Хеухеу в начале XIX века .

Размер жилых зданий разнился, дома вождей почти всегда были больше домов остальных членов племени, иногда в два-три раза . Кроме того, размер, как и количество украшений, зависели от маны владеющего им сообщества . По-видимому, принципиального разделения на «большие» и «маленькие» фаре не существовало, размер дома в первую очередь зависел от того, сколько в нём жило людей, либо сколько он должен был вмещать: дом одной семьи всегда был меньше дома хапу .

В передней части дома расположено крыльцо- махау ( маори mahau ) , оно всегда смотрит на север или восток; называют две возможные причины для этого: либо так крыльцо всегда располагается на солнечной стороне дома, либо это мешает духам мёртвых войти в дом . Длина крыльца составляет от 10 до 25 процентов длины всего здания . На крыльце не действовало тапу дома, поэтому там можно было принимать пищу .

На всех стенах внутри дома находятся вертикальные резные пилястры , продолжающие стропила ; они обычно украшены резьбой . Между пилястрами часто расположены плетёные панели. Изнутри крышу поддерживает один или несколько столбов, на которых изредка вырезают человеческие фигуры .

История

Женщина-маори на крыльце своего дома, 1870-е

Прибыв в холодную по сравнению с остальной Полинезией Новую Зеландию, маори начали строить дома, аналогичные полинезийским квадратным хижинам с очагом в центре, из подручных материалов . Почти сразу же они стали делать в передней части крыльцо, где жители проводили значительное количество времени, беседуя и занимаясь ремеслом .

В 1500-х годах наступил так называемый «золотой век искусства маори», появились спиралевидные орнаменты, которыми, среди прочего, украшали деревянные строения . После встречи с европейцами маори сменили каменные инструменты на более прецизионные металлические, а в XX веке начали использовать и современные материалы: современные дома- фаре строят из бетона и досок , сверху их накрывают металлической кровлей .

Традиционно строительство обязательно велось с соблюдением жёстких требований: отклонение от канонов обязательно обидело бы Землю и принесло бедствия . Поэтому, хотя после европейского контакта архитектура маори претерпела изменения, из-за чего современные строения-фаренуи, покрытые затейливой резьбой, зачастую значительно отличаются от доконтактных зданий, в целом она осталась весьма консервативна . При этом точных описаний доевропейских методов строительства не осталось . Дерево быстро гниёт, поэтому наиболее древние образцы деревянного зодчества извлекают из болот и сухих пещер . Древнейшее сохранившееся строение Новой Зеландии было возведено в XII веке в долине Моикау (регион ); это квадратный в плане деревянный дом размерами 6 × 3,5 м .

С XIX века архитектура начала функционально меняться, фаренуи стали выполнять роль христианских храмов и мест политических дебатов. Появившееся в середине XIX века религиозное движение « » ( маори ringatū ) переосмыслило фаренуи , их строили размером с христианские храмы, стены расписывали натуралистичными изображениями в противовес абстрактному традиционному искусству . К концу века роль фаренуи стала угасать, так как их место заняли европейские здания, а также ввиду общей потери интереса к , но благодаря усилиям Апираны Нгаты резные фаре-факаиро начали появляться снова .

Начавшаяся во второй половине XX века миграция маори в города привела к появлению современных мараэ и фаренуи в крупных населённых пунктах: столице Веллингтоне , Окленде и других местах. Современные архитекторы, имеющие предков-маори, зачастую включают в свою работу черты традиционных зданий . Множество традиционных домов сохранилось в деревне Факареварева, административно входящей в состав города Роторуа .

Те Хау-ки-Туранга

Фаренуи «Те Хау-ки-Туранга», музей Те Папа

Фаренуи « Те Хау-ки-Туранга » ( маори Te Hau-ki-Tūranga ) , выставленный ныне в музее Те Папа , был построен в конце XIX века близ Гисборна . Это старейший сохранившийся резной дом собраний. При строительстве этого здания использовались как традиционные, так и новые техники: резьба выполнена металлическими инструментами, а орнаменты нанесены через трафареты .

В 1867 году «Те Хау-ки-Туранга» был конфискован колониальными властями и с тех пор выставляется в велингтонском историческом музее. Маори безуспешно пытались оспорить решение в судах и вернуть здание, но в XIX веке они потерпели поражение, несмотря на то, что проведённое британскими властями расследование показало, что конфискация здания не имела чётких юридических оснований.

Фаренуи претерпел в 1930-х годах реставрацию под руководством Апираны Нгаты . Нгата восхищался «Те Хау-ки-Турангой» как предметом искусства, но в процессе реставрации намеренно внёс в интерьер изменения, продиктованные его политическими воззрениями и целями.

В XXI веке маори снова подали в суд, и на этот раз выиграли дело. Приговор суда обязывает музей вернуть фаренуи племени в 2017 году.

Синкретическое христианство

Хиона, дом собраний и храм. 1908

В начале XX века в Новой Зеландии появилось несколько синкретических разновидностей христианства: « », ратана , и другие. Самопровозглашённый пророк -пацифист , исповедовавший рингату, вместе с 800—1000 последователями ушёл в глухие леса региона Те Уревера и основал коммуну Маунгапохату ( маори Maungapōhatu ) . Главным строением в поселении был круглый храм Хиона ( маори Hīona ; маорийское прочтение слова Сион ) , выполнявший также роль дома собраний и зала для приёма пищи . Хиону украшали символы: синие трефы и жёлтые бубны , он имел два этажа и был построен из дерева, внутри находилось небольшое святилище .

В 1914 году по требованию «пророка» его последователи перешли в более традиционный дом собраний, Хиона стал пустовать и вскоре был снесён, из оставшегося дерева Кенана возвёл себе новый фаренуи в километре от старого .

Терминология

Части домов- фаре , фарепуни и фаренуи соотносили с частями тела людей (обычно предков), для их именования используются слова типа «голова», «руки», «пальцы», «рёбра» и так далее . Жилые здания маори имеют следующие части :

  • коруру ( маори kōruru ) — лицо предка, венчающее крышу,
  • текотеко ( маори tekoteko ) — фигура предка, стоящая на коруру,
  • махау ( маори mahau ) — крыльцо,
  • паэпаэ ( маори paepae ) — горизонтальная ограда перед входом,
  • роро ( маори roro ) — «мозг», передняя часть дома, одна из частей махау,
  • маихи ( маори maihi ) — «руки», две лобовые доски, приделанные к фронтонному карнизу,
  • рапарапа ( маори raparapa ) — «пальцы», концы маихи,
  • матаахо ( маори mataaho ) — окно,
  • похо ( маори poho ) — «грудь», внутренняя часть фаре,
  • корупе ( маори kōrupe ) — притолока над окном,
  • факаваэ ( маори whakawae ) — боковые наличники,
  • поупоу ( маори poupou ) — вертикальные деревянные пилястры, часто резные,
  • тукутуку ( маори tukutuku ) — панели,
  • хеке ( маори heke ) — стропила, обычно украшены разноцветными орнаментами кофаифаи ( маори kowhaiwhai ) ,
  • туаронго ( маори tuarongo ) — задняя стена,
  • поу ( маори pou ) — столбы:
    • поу муа ( маори pou mua ) — столб, выходящий из передней части крыши и опирающийся на паэпаэ,
    • поу таху ( маори pou tāhū ) — передний столб внутри мараэ,
    • поу токоманава ( маори pou tokomanawa ) — центральный столб,
    • поу туаронго ( маори pou tuarongo ) — столб у задней стены мараэ.

Строительство

Хижина из стволов древовидных папоротников

В отсутствие металла (а соответственно и гвоздей ) для строительства использовались: лес для поддерживающих крышу столбов, коньковых брусьев и стен (последние также делали из стволов древовидных папоротников ); тёс , покрытый камышом , древесной корой и злаковыми растениями рода для кровли ; на внутренние стены шёл местный камыш . Строительство было дифференцировано по полу: тукутуку (плетёные панели, разделяющие поупоу ) и кофаифаи (раскрашенные панели с бело-красно-чёрными орнаментами) делали женщины, резьбой занимались мужчины .

Примечания

  1. , p. 67.
  2. , p. 116.
  3. , p. 119.
  4. .
  5. , p. 127.
  6. , Page 3.
  7. , The Meeting-House Described.
  8. , p. 119—120.
  9. , p. 120.
  10. , p. 122—124.
  11. , p. 128.
  12. , p. 129.
  13. , p. 131.
  14. , p. 132.
  15. , History.
  16. , p. 115.
  17. , p. 111.
  18. , Chapter 8. Maori Meeting-Houses in and Over Time.
  19. , p. 68.
  20. , Architecture and carving.
  21. .
  22. , p. 114, 120.
  23. , Symbolic Representation.
  24. , p. 62.
  25. (англ.) . Te Ara — the Encyclopedia of New Zealand. Дата обращения: 7 июня 2016. 21 июня 2016 года.
  26. , Page 1.

Литература

  • Deidre Brown. (англ.) . Oxford University Press. Дата обращения: 7 июня 2016. (недоступная ссылка)
  • Ngahuia Te Awekotuku and Rangihiroa Panoho. (англ.) . Oxford University Press. Дата обращения: 1 июня 2016. (недоступная ссылка)
  • Fox J.J. (англ.) . — Australian National University. Department of Anthropology, 1993. — 237 p. — (Anthropology RSPAS). — ISBN 9780731515950 .
  • Healy C. , Witcomb A. (англ.) . — Monash University ePress, 2006. — (EBL ebooks online). — ISBN 9780975747599 .
  • Nigel Prickett. (англ.) // New Zealand Journal of Archaeology. — 1982. — Vol. 4 . — P. 111—147 . — ISSN .
  • Rod Wallace and Geoffrey lrwin. (англ.) // New Zealand Journal of Archaeology. — 2000. — Vol. 21 . — P. 67—86 . — ISSN .
  • Ngarino Ellis. . — Auckland University Press, 2016. — ISBN 978-1-86940-737-7 .
  • Deidre Brown. (англ.) . Te Ara - the Encyclopedia of New Zealand (1 октября 2014). Дата обращения: 5 июня 2016.
  • Jeremy Salmond. (англ.) . Te Ara - the Encyclopedia of New Zealand (18 апреля 2016). Дата обращения: 5 июня 2016.
  • Pakariki Harrison and Steven Oliver. (англ.) . Dictionary of New Zealand Biography (30 октября 2012). Дата обращения: 7 июня 2016.
  • Judith Binney. (англ.) . Dictionary of New Zealand Biography (30 октября 2012). Дата обращения: 7 июня 2016.

Ссылки

  • , документальный сериал. ( англ. )
Источник —

Same as Архитектура маори