Слоновая кость (цвет)
- 1 year ago
- 0
- 0
Чуко́тская резна́я кость — вид народного искусства , издавна распространённый у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова и островов Диомида ; пластически выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы из моржового клыка; гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках и бытовых предметах.
Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. Древнеберингоморская культура характеризуется анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В следующий, пунукский период, длившийся примерно до начала второго тысячелетия, скульптура приобретает геометризованный характер, криволинейный орнамент сменяется строгим прямолинейным.
В XIX веке появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в Пегтымельских петроглифах и ритуальных рисунках на дереве.
В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.
Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.
В 1930-е годы промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене , Наукане и Дежнёве . В 1931 году в Уэлене создается стационарная косторезная мастерская . Первым её руководителем стал Вуквутагин (1898—1968), один из ведущих мастеров промысла. В 1932 году Чукотским Интегралсоюзом создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино , Сиреники , Наукане, Дежнёве и Уэлене.
Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960—1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.
Многие художники, приезжавшие в Магаданскую область и знакомившиеся с местной художественной традицией, использовали характерные черты чукотской и эскимосской национальной резьбы по кости в своих работах в декоративно-прикладном искусстве: , , , , , .
В изобразительном искусстве характерные приёмы: построение из отдельных фрагментов общей повествовательной композиции, перспектива по принципу «что дальше, то выше», круговая композиция, замедленный, но внутренне напряженный ритм рисунка — одним из первых применил Дмитрий Брюханов в жанре книжной иллюстрации и станковой гравюры. Впервые художник использовал мотивы национального чукотского искусства во втором варианте иллюстраций к автобиографическому роману Юрия Рытхэу «Время таяния снегов» (1960) . Также построение композиции по образцу изображений, вырезанных на бивнях моржа, использовал в сериях офортов «Спортивные игры Чукотки», «Белый день в Уэлене», «Земля и Море», «Билибино», «Уэленские игры» . Отдельные элементы чукотского национального искусства применил и в циклах автолитографий «Чукотские и эскимосские национальные праздники», «Праздник Кита» и в триптихе офортов «Северная поэма» . В шелкографии и живописи на холсте, выполненных в абстрактном стиле, орнаментику традиционного искусства народов Чукотки использовал Константин Кузьминых .