На игре
- 1 year ago
- 0
- 0
«Об игре в шахматы» ( лат. De Ludo Schacorum ) — книга итальянского монаха-математика Луки Бартоломео Пачоли из монастыря Гроба Господня на латинском языке . Трактат известен также под названием «Отгоняющий скуку» ( итал. Schifanoia ). Часть иллюстраций к трактату атрибутируются Леонардо да Винчи (1452—1519), ему же приписывается и часть представленных там шахматных задач .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Леонардо и Лука Бартоломео Пачоли были знакомы друг с другом, оба находились на службе при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца в 1497 году. В трактате Луки Бартоломео Пачоли « О Божественной пропорции » Леонардо выступил в качестве автора рисунков. После взятия Милана французами в 1499 году Пачоли и Леонардо уехали в Мантую , где поступили на службу к маркизе Изабелле Д’Эсте ( итал. Isabella d’Este , 1499—1503). Она любила шахматы и проводила турниры лучших шахматистов. Маркиза и заказала трактат о шахматах Пачоли .
Изабелла была старшей дочерью Эрколе I д’Эсте , герцога Феррары , и Элеоноры Неаполитанской (дочери короля Фердинанда Неаполитанского ). Она была связана родством или браком почти со всеми правителями в Италии и известна как первая дама эпохи Возрождения. Изабелла д’Эсте получила очень хорошее образование, играла на лютне и флейте и обладала прекрасным голосом, знала греческую и римскую историю и классическую литературу, изучала географические карты и занималась астрологией . В 1490 году Изабелла вышла замуж за 25-летнего Франческо II Гонзага , маркиза Мантуи .
Пачоли написал сборник шахматных задач ориентировочно в 1500 году. Искусствовед Франко Рокко датирует сборник широким промежутком времени между 1497 и 1508 годами . Профессор Аттилио Бартоли Ланджели и доцент Энцо Маттезини (из Университета Перуджи ) провели палеографический и лингвистический анализ; по их мнению, рукопись создана в конце XV и начале XVI века. Датировка водяного знака на одной из страниц устанавливает дату не ранее 1496 года, в то время как запрос печатной привилегии на имя венецианского дожа Леонардо Лоредано устанавливает датировку не позже 29 декабря 1508 года .
Книга считалась утраченной, но была найдена итальянским историком-архивистом Дуилио Контином ( итал. Duilio Contin ) в конце 2006 года в книжном собрании графа Гульельмо Коронини в Палаццо Коронини в Гориции. Граф Гульельмо Коронини купил её в 1963 году вместе с другими старыми книгами у «венецианского поэта и библиофила», имя которого осталось неизвестным. Анализом сборника руководил 70-летний миланский скульптор и архитектор Франко Рокко. Консультантом выступил профессор Карло Педретти , специалист по творчеству Леонардо да Винчи. Искусствоведы определили, что иллюстрации не принадлежали автору трактата. Владельцы рукописи пригласили эксперта из лос-анджелесского центра по изучению наследия Леонардо да Винчи (фонд Арманда Хаммера ), который должен подтвердить или опровергнуть гипотезу Рокко .
Исследователи атрибутировали часть иллюстраций кодекса Леонардо да Винчи. По мнению Рокко, Пачоли попросил Леонардо помочь ему в оформлении трактата. Известно из документов, что Леонардо играл в шахматы. Он сочинял «ребусы», как тогда называли шахматные задачи . Австрийский художник и скульптор Франц фон Мач даже изобразил его на своей картине «Леонардо да Винчи играет в шахматы со своей музой» (1890, Franz von Matsch , 1861—1942, Leonardo da Vinci playing chess with his muse ) .
Франко Рокко определил, что рисунки составлены двумя различными иллюстраторами (предположительно — Пачоли и Леонардо). Он считает, что почти половина диаграмм была составлена самим Леонардо (при этом рисунки он делал левой рукой) .
Рукопись была представлена на выставке в библиотеке графа в городе Гориция на севере Италии (область Фриули ). Собственником рукописи является итальянская некоммерческая организация Coronini Cronberg Foundation ( итал. Fondazione Palazzo Coronini Cronberg Onlus ), созданная в 1990 году после смерти графа Коронини . 30 сентября 2016 года в Милане открылась новая выставка, где была представлена книга. На ней Франко Рокка презентовал свою книгу «Leonardo e Luca Pacioli. L’evidenza» («Леонардо и Лука Пачоли. Доказательства») издательства Le Due Torri .
Сборник состоит из 48 листов бумаги 150 х 110 миллиметров (по другим данным — 16 на 11,5 сантиметров ), то есть из двадцати четырёх листов бумаги, приблизительно размером 150 х 220 миллиметров, сложенных пополам, что составляет в общей сложности 96 страниц [ нет в источнике ] . В нём приводится 114 шахматных диаграмм с описанием некоторого количества ходов для каждой, представлены несколько вариантов развития отдельных партий (в зависимости от задачи — с использованием либо старых, либо современных правил игры). Каждая партия завершается матом. К каждой партии прилагается диаграмма, на которой фигуры окрашены в красный и чёрный цвета. Обычно в трактатах этого времени они обозначались буквами латинского алфавита .
Рисунки несут на себе отпечаток авторской индивидуальности и фантазии, в то же время они точны по пропорциям и пространственному положению. Символы выполнены в изящной и узнаваемой манере Леонардо. Франко Рокко считает, что пропорции фигурок рассчитаны в соответствии с « золотым сечением », проблемой, которой был увлечён Леонардо. Он также утверждает, что изображение ферзя («королевы» в терминологии того времени) имеет сходство с изображениями, сохранившимися на листах 212 и 293 « Атлантического кодекса » Леонардо . Комплект шахматных фигур, которым пользовался художник при создании иллюстраций к трактату, был реконструирован .
Шахматные теоретики проанализировали отдельные партии из сборника . Среди них — гроссмейстер Реймонд Деннис Кин , ведущий шахматный раздел в The Times . Одна из диаграмм сборника включает белую пешку на поле d1, что не допускается правилами. Кин предположил, что проблема должна быть решена с использованием современных правил, а пешку следует заменить на ферзя . Кин описал задачи из сборника как «невероятно трудные» и «передовые для своего времени». Кин считает, что именно Леонардо, а не Пачоли, создал некоторые задачи в рукописи, включая представленную в его статье . На основе представленной Кином реконструкции позиции шахматистом Джеймсом О’Фи была реконструирована и комбинация:
«1. … Ф:e4+; 2. Ф:e4+ Kрa7; 3. Лa3+ С:a3; 4. Фe3+ Лd4+; 5. Ф:d4+ Kрb7; 6. Фd7+ Kрa8; 7 Ф:e8+ Kрb7; 8 Фb8Х».
— O’Fee, James. The Da Vinci decode mystery
Также была реконструирована позиция и комбинация (мат в три хода) на другой иллюстрации сборника:
«1. Сf3+ К:f3; 2. Лfe2+ Kрd3; 3. Лc3Х (1…Kрd3 2. Лc3Х; другой вариант — 1. …Kрe3; 2. Кf5+ Л:f5; 3. Фd2Х)».
— Leonardo Da Vinci’s 1500 year old Chess Puzzle
Издания кодекса