Сакс, Вадим Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Йозеф Ксаверий Саксонский, барон фон Цабельтиц ( Joseph Xavier Karl Raphael Philipp Benno von Sachsen, Graf von der Lausitz ; 23 августа 1767 , Дрезден — 26 июня 1802 , Осек (Чехия) ) — старший достигший совершеннолетия сын саксонского принца-регента Франца Ксаверия от морганатического брака с .
Детство и юность провёл с родителями в Париже , при дворе своего двоюродного брата Людовика XVI . После вступления в марте 1782 г. в Мальтийский орден стал именоваться на французский манер «саксонским рыцарем», или шевалье де Сакс ( le Chevalier de Saxe ). По словам Марка Алданова , полковник Жозеф де Сакс «был знаменит своим образом жизни, успехами у женщин, огромной физической силой и особенно поединками, успех в которых создал ему репутацию короля дуэлистов» .
С началом революции во Франции семейство принца Франца Ксаверия отправилось искать удачи в другие края . Зимой 1794—1795 годов шевалье прибыл в Санкт-Петербург , где был милостиво принят императрицей Екатериной II на службу бригадиром . Ему была назначена даже ежегодная пенсия в 2000 рублей, и он был допущен в число приближённых. Эти незаслуженные почести вызывали ревность и зависть у молодых русских аристократов .
Однажды на екатерингофском гулянье один из таких юношей, князь Николай Щербатов , бывший в унтер-офицерском чине и едва знакомый с де Саксом, довольно фамильярно обратился к нему с приветствием: Comment vous portez vous? («Как поживаете?»). Шевалье, ехавший верхом и раздражённый развязным тоном князя Щербатова, игнорировавшего разницу в чине, отвечал невинным каламбуром: Sur mon cheval («На своём коне»).
Щербатов, по совету товарищей, вызвал де Сакса на дуэль , но получил дерзкий отказ. Так как у де Сакса было немало недоброжелателей, то его поступок осудили. Среди тех, кто осмеивал его поведение, был и фаворит императрицы Платон Зубов , очевидно, ревновавший к его успехам у Екатерины. По выходе из французского театра Щербатов вновь остановил шевалье с требованием удовлетворения. Настойчивость юноши рассердила вспыльчивого де Сакса, и он, «взрослый верзила», позволил себе дать пощечину Щербатову, за что тот, в свою очередь, изо всех сил ударил противника тростью по голове. Ссора в публичном месте вызвала вмешательство полиции, и шевалье был арестован. Едва лишь его выпустили, как, взбешённый всей этой историей, он в дерзком письме к Зубову потребовал расследования. Вместо ответа его выслали из России.
Считая Зубова виновником своей высылки и вдохновителем Щербатова, де Сакс из-за границы послал Зубову и Щербатову вызов. Всемогущий фаворит не удостоил ответа. Это дало повод де Саксу опубликовать оскорбительный для Зубова вызов в газетах. Но и на это Зубов не обратил внимания, может быть, потому, что Екатерина строго запрещала поединки и не любила их.
В последние годы XVIII века шевалье со своими сёстрами обосновался в Неаполе , где поступил на королевскую службу генералом. Он отличился в нескольких сражениях с французскими оккупантами, а в сражении при Чивита-Кастеллана 5 декабря 1798 г. даже получил серьёзное ранение. После вступления французов в Неаполь уехал искать счастья во владениях Габсбургов .
Летом 1802 года Зубов, потеряв своё положение при дворе, поехал за границу. На второй же день после его приезда в Вену шевалье де Сакс потребовал у него свидания. Оно произошло в доме князя де Линя , который в благодарность за прежнее благоволение Екатерины и самого Зубова вызвался быть его секундантом.
Стараниями князя де Линя острота отношений между противниками была несколько смягчена. Между ними произошли объяснения. Де Сакс приписывал Зубову причину вызывающего поведения Щербатова и своей высылки из России. Зубов объяснял, что к делу Щербатова он непричастен, а о высылке де Сакса императрица распорядилась без его ведома. Однако, несмотря на эти объяснения, де Сакс настаивал на поединке. Место встречи дуэлянтов назначено было вблизи Теплица , на границе Саксонии.
Князь Щербатов в ожидании неизбежного, по его представлениям, поединка семь лет тренировался в стрельбе из пистолета . Проведав, что Зубов уехал в Вену для объяснений с де Саксом, Щербатов предпринял длительное путешествие из отцовского имения, чтобы самому вызвать шевалье. Русский посол Разумовский стал убеждать де Сакса отказаться от поединка с Зубовым, ввиду неизбежной дуэли с Щербатовым, но не добился успеха.
Дуэль между Зубовым и де Саксом состоялась в окрестностях Теплица. По свидетельству Рибопьера , дрался Зубов смешно, прежде чем взяться за шпагу, упал на колени и долго молился. Наступая на противника, он после первой же царапины в руку отказался продолжать поединок. Шевалье, нанеся удар Зубову, воскликнул: «Вы мне надоели!» Князь де Линь, наоборот, свидетельствует, что Зубов шел на дуэль весело и сохранил свою бодрость и весёлость, несмотря на сильную боль от глубокой, хотя и неопасной раны.
Вскоре за тем в Вену прибыл князь Щербатов и, в очередной раз потребовав от шевалье сатисфакции, с одного выстрела наповал убил де Сакса.
Рассказывая эту историю в своих записках, графиня Головина прибавляет следующее: «Путешествуя во Франции, я встретила его сестру, герцогиню Эсклиньяк. Мы остановились с ней в одной гостинице в Страсбурге, и потом я видела её ещё в Дрездене. После смерти шевалье де Сакса она питала непримиримую ненависть к русским» .