Interested Article - Нойес, Джон Хамфри
- 2021-10-25
- 1
Джон Хамфри Нойес ( англ. John Humphrey Noyes ; 3 сентября 1811 г. – 13 апреля 1886 г.) — американский религиозный деятель, основатель и руководитель нескольких коммун, проповедник, радикальный религиозный философ и утопический социалист . Ему также приписывается создание термина « свободная любовь » ( англ. free love ).
Биография
Детство и юность
Джон Хамфри Нойес родился 3 сентября 1811 года в городе Братлборо , округ Уиндем , штат Вермонт , США . Отец — ( англ. ) (1764—1841), американский политик и общественный деятель, которые в разные годы жизни работал учителем, министром, членом Палаты представителей США , а также вёл собственный бизнес . Мать — Полли Хейс Нойес ( англ. Polly Hayes Noyes ), родная тётя девятнадцатого президента США Ратерфорда Хейса .
В двадцатилетнем возрасте Джон Хамфри Нойес серьёзно обратился к религии и решил посвятить себя ей . После он так описал свои переживания: «В моём сердце поселилось тысячелетнее царство, и я решил жить либо умереть ради него» ( англ. My heart was fixed on the millennium, and I resolved to live or die for it ) . Вскоре после этого Нойес окончил Дартмутский колледж , но не стал учиться на юриста, как планировал ранее, а вместо этого поступил в ( англ. ), желая стать христианским священнослужителем .
К концу 1832 года Нойес перевёлся из Андоверской в
семинарию, где он мог уделить больше времени изучению Библии . Помимо изучения Библии, обычного посещения лекций и занятий проповеднической практикой, Нойес находил время и для общественно-политической деятельности: он участвовал в создании организации New Haven — одной из первых общественных организаций, выступающих против рабства .На втором году обучения в Йельской теологической семинарии Нойес сделал то, что он сам посчитал важным теологическим открытием. Пытаясь вычислить дату второго пришествия Иисуса Христа , Нойес пришёл к выводу, что оно уже состоялось в 70 году нашей эры, и поэтому «человечество уже живёт в новой эпохе» .
После этого Нойес сильно озадачился проблемами спасения от греха и совершенства человека. Он начал дискутировать с коллегами по вопросу о том, что, если человек не может быть воистину свободным от греха —, значит, христианское вероучение лжёт, ибо только совершенные и свободные от греха люди могут считаться настоящими христианами. Этот внутренний религиозный кризис привёл Джона Нойеса к новому «религиозному преображению», после чего он стал заявлять, что «не совершил греха» .
Религиозный перфекционизм
Эти и другие размышления привели Джона Нойеса к принятию идей христианского религиозного перфекционизма, согласно которому любой человек может полностью освободиться от власти греха уже при этой жизни. Друзья и коллеги по семинарии не приняли подобных идей и посчитали Нойеса психически неуравновешенным человеком, а профессора называли его еретиком . С момента «преображения», Джон Нойес считал, что он вручил свою волю Богу и что теперь всё, что он выберет и сделает — будет совершенным, потому что его выбор был сделан «от совершенного сердца» ( англ. came from a perfect heart ) . Богословская теория Джона Нойеса основывалась на утверждениях о том, что во велению Бога человек обладает независимой волей, но эта независимая воля происходит от Бога, и потому её нужно рассматривать как божественную. И единственный способ повлиять на независимую волю человека —- это дать ему духовное указание. Нойес провозгласил, что «Церковь не может заставить человека соблюдать Закон Божий и не может предавать вечному проклятию тех, кто не сумеет это сделать» , и что «его новые взаимоотношения с Богом отменяют его обязательство подчиняться традиционным моральным стандартам или обычным законам общества» . В результате он стал чаще действовать импульсивно, по его собственной интуиции , нежели по здравому рассуждению о деяниях и последствиях. Наконец, 20 февраля 1834 года Джон Нойес объявил себя совершенным и свободным от греха. Такое заявление шокировало его коллег. Нойес был исключён из семинарии и лишён лицензии проповедника, недавно выданной ему.
После исключения из Йельской теологической семинарии и лишения пасторской лицензии, Нойес вернулся в город ( англ. ), где продолжал проповедовать, заявив: «Я лишился их лицензии на грех, и они продолжают делать грех; они отобрали мою лицензию на проповедничество, но я продолжаю проповедовать» . Так началось создание общины последователей Нойеса в Патни. Вначале она была «Патнинской библейской школой» ( англ. Putney Bible School ), в 1844 году она стала формальной общественно организацией. В ней уже тогда имели место групповой брак, сохранённый половой акт и стремление к совершенству.
Личная жизнь
В 1838 году Нойес женился на Харриет Холтон ( Harriet Holton ). Долгое время они прожили в традиционном христианском браке. За первые шесть лет замужества Харриет рожала пять раз. Роды у неё были очень тяжёлые, травмирующие, и четыре раза они приводили к смерти новорожденных; только один ребёнок выжил. Такой трагический жизненный опыт побудил Джона Нойеса всерьёз заняться изучением вопроса интимных отношений в браке.
В 1844 году он решил жить раздельно со своей женой и воздерживаться от интимных отношений. Джон отметил, что это принесло и ему, и его жене такое облегчение и удовлетворение, какого они не знали никогда раньше. Однако полное воздержание представлялось ему не совсем правильным решением, и следующие несколько лет он изучал и развивал идеи мужского сохранённого секса . Джон и Харриет начали практиковать сохранённый половой акт для предотвращения зачатия, приводящего к таким тяжёлым и опасным родам . Они предпочитали этот метод контроля рождаемости, как наиболее естественный, безопасный для здоровья и предпочтительный для развития интимных отношений .
Коммуна Онайда
В 1848 году Джон Нойес основал религиозную коммуну Онайда .
Изгнание
В июне 1879 года один из близких последователей Нойеса предупредил его об угрозе ареста за растление малолетних. Среди ночи Нойес сбежал из Онайды в Канаду (провинция Онтарио ) — там находилась принадлежавшая коммуне фабрика. В августе того же года он написал оттуда письмо в Онайду, в котором утверждал, что пришло время оставить групповой брак и вести более традиционный образ жизни.
Коммуна Онайда официально прекратила своё существование 1 января 1881 года, когда она была преобразована в акционерное общество .
Джон Нойес так и не вернулся в США, но при этом не потерял влияния на последователей. Некоторые из них покинули Онайду и переехали к Нойесу в Ниагара-Фолс . Одна молодая женщина, которой сделали предложения двое мужчин, в письме к Нойесу попросила его совета. Тот посоветовал отклонить оба предложения и выходить замуж за Мирона Кинсли ( Myron Kinsley ) — того, кто предупредил Нойеса о грозящем ему аресте, дав ему возможность сбежать в Канаду и избежать наказания за растление. Женщина послушалась совета, хотя Мирон Кинсли был на двадцать лет старше её.
Смерть и наследие
Джон Хамфри Нойес умер 13 апреля 1886 года в городе Ниагара-Фолс (провинция Онтарио, Канада). Его тело было перевезено в Онайду и похоронено на Общественном кладбище Онайды ( англ. Oneida Community Cemetery ), рядом с ранее умершими его последователями .
В первых десятилетиях XX века ( англ. ), сын Джона Хамфри Нойса, консолидировал коммерческие промышленные предприятия, ранее принадлежавшие коммуне Онайда, и решил сосредоточиться на производстве . Эта фирма — Oneida Limited — получила широкую известность и была одним из крупнейших в мире производителей столовых приборов на протяжении большей части двадцатого столетия.
Принадлежавшее коммуне Онайда кирпичное здание общей площадью около 8600 м 2 , названное « Усадьбой », сохранилось до наших дней. Сейчас в его помещениях размещаются музей, жилые квартиры, общежитие, комнаты для гостей, помещения для проведения собраний и банкетов.
См. также
Ссылки
- John Humphrey Noyes. (1870)
Примечания
- ↑ John Humphrey Noyes // (англ.)
- William Alfred Hinds, American Communities and Co-operative Colonies. Revised Second Edition. Chicago: Charles H. Kerr & Co., 1908; pg. 153.
- Mary Farrell Bednarowski, от 7 апреля 2020 на Wayback Machine American National Biography Online, Feb. 2000.
- ↑ Hinds, American Communities and Co-operative Colonies, pg. 152.
- Hinds, American Communities and Co-operative Colonies, pp. 152-153.
- ↑ Hinds, American Communities and Co-operative Colonies, pg. 156.
- ↑ "mankind was now living in a new age." Ernest R. Sandeen, "John Humphrey Noyes as the New Adam," Church History, vol. 40 (1971, pg. 83.
- "it was impossible for the Church to compel man to obey the law of God, and to send him to eternal damnation for his failure to do so." Bernstein, Leonard. от 6 марта 2016 на Wayback Machine ". American Quarterly 5 (1953): 162. JSTOR. IUPUI University Library, Indianapolis. 15 April 2008.
- "his new relationship to God canceled out his obligation to obey traditional moral standards or the normal laws of society."
- "I took away their license to sin and they go on sinning; they have taken away my license to preach but I shall go on preaching."
- ↑ David White, "John Humphrey Noyes: Philosopher of Bible Communism," Philosophy Now, Nov/Dec 2014
- Foster, Lawrence. The Psychology of Free Love in the Oneida Community (англ.) : journal. — 1986. — P. 17 .
- Mandelker, Ira L. Religion, Sex, and Utopia in Nineteenth-Century America (англ.) : journal. — 1982. — P. 743 .
- . New York Times . 1886-04-15. из оригинала 19 августа 2016 . Дата обращения: 2 октября 2017 .
- 2021-10-25
- 1