Вяльцева, Анастасия Дмитриевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Анастаси́я Дми́триевна Вя́льцева (по мужу — Бискупская ; 1 [13] марта 1871 , слобода Алтухово , Севский уезд , Орловская губерния — 4 [17] февраля 1913 , Санкт-Петербург ) — русская эстрадная певица ( меццо-сопрано ), исполнительница русских и « цыганских » романсов , артистка оперетты .
Родилась в бедной крестьянской семье в Орловской губернии.
Сценическую деятельность начала в Киеве в качестве статистки в балетной труппе С. С. Ленчевского (1887). В 1893 году выступала в опереточной труппе московского , затем в труппе С. А. Пальма (вначале в Москве, потом — в Петербурге). На сцене Петербургского Малого театра её заметили театральные обозреватели. А затем и присяжный поверенный Н. И. Холева , который ввёл её в столичный литературно-артистический кружок. В Петербурге Вяльцева брала уроки у известного педагога по вокалу С. М. Сонки , председателя .
Большую роль в артистической судьбе певицы сыграл Я. В. Щукин . В 1897 году Вяльцева получает приглашение в опереточную труппу московского театра «Эрмитаж» Я. В. Щукина. Здесь её выступления неизменно сопровождались блестящим успехом. В том же 1897 году в театре «Эрмитаж» состоялся первый сольный концерт Анастасии Вяльцевой, сразу же вызвавший невиданный ажиотаж в эстрадных кругах и определивший всю её дальнейшую карьеру исполнительницы в жанре цыганского романса. Сама певица вспоминала об этом так:
В течение трёх лет я не выходила на сценические подмостки и всё это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьёзную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин, известный московский антрепренёр, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».
После громкого успеха певице наперебой предлагают самые выгодные контракты. Первая же её гастрольная поездка по городам России вылилась в настоящий триумф новоявленной звезды. «Знаменитая „вяльцевская улыбка“ покоряла всех и вся, — писал очевидец. — Её заставляли бисировать по десять, двадцать раз». Несмотря на множество гастролей в провинции и активную концертную деятельность в столицах, продолжала выступать в опереточных спектаклях (Саффи в « Цыганском бароне » И. Штрауса , Перикола в « Периколе » и Елена в «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха , Клеретта в « Дочери мадам Анго » Ш. Лекока ). Эпизодически участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре . Среди наиболее известных партий: Кармен (« Кармен » Ж. Бизе ), Амнерис (« Аида » Дж. Верди ), Далила (« Самсон и Далила » К. Сен-Санса ). Современниками отмечалась красота голоса Вяльцевой, задушевность её пения, оригинальность фразировки.
Во время Русско-японской войны в 1904—1905 годах часть денег от своих выступлений Анастасия Вяльцева отдавала в пользу раненых. А когда ранили её любимого мужчину — гвардейского офицера Василия Викторовича Бискупского (1878—1945) — актриса временно оставила сцену и отправилась на Дальний Восток , где устроилась сестрой милосердия в полевой госпиталь. Примерно в 1905 году она тайно вышла за него замуж.
Популярность Вяльцевой в начале XX века была огромна, её называли «Чайкой русской эстрады» и «русской Золушкой», превратившейся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России. Концерты «несравненной» исполнительницы романсов всегда вызывали шумный успех , а граммофонные пластинки с её записями выходили огромными тиражами. Концерты в Курзале Сестрорецкого курорта (вместимостью до 1700 мест) проходили при полном аншлаге. Причём, основой её популярности стали не оперные партии в специальных, поставленных «под неё» спектаклях петербургского «Буффа», где она не имела особенного успеха, а исключительно эстрадные концерты.
По существу, она создала собственный «вяльцевский» репертуар, состоявший, прежде всего, из романсов и песен своего постоянного аккомпаниатора с добавлением высоко ценимых ею опусов Михаила Штейнберга (самыми популярными из которых стали « », «Я вас ждала», «Лети, лети мечта любви») .
Множество романсов ей посвятил много лет влюблённый в неё композитор Николай Зубов , в частности, «Люблю тебя», «Жажду свиданья» и знаменитый « Не уходи, побудь со мною ». «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева…», — однажды сказал всемирно известный цирковой борец Иван Поддубный .
Вяльцева владела несколькими домами на набережной реки Карповки , которые завещала городу.
В начале 1913 года по Петербургу разнеслось известие о том, что Вяльцева заболела раком крови. Сводки о состоянии её здоровья вывешивали на газетных киосках; её муж Василий Бискупский , несмотря на тяжёлое ранение, перенесённое в русско-японскую войну , стал донором при переливании крови, но ничего не помогло. Вяльцева А. Д. скончалась 4 (17) февраля 1913 года на сорок втором году жизни . В этот же день в Санкт-Петербурге отслужили первую панихиду по усопшей в Благовещенской церкви Конногвардейского полка . В день похорон процессия на Невском проспекте в виде многотысячной колонны шла от дома № 84 на Мойке к Александро-Невской лавре .
Могила Вяльцевой находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . Часовня-усыпальница (архитектор Л. А. Ильин , скульптор С. Н. Судьбинин ) создана в 1915 году .
Строгий ценитель искусства Немирович-Данченко , посетив сольный концерт Вяльцевой в Москве, в саду «Эрмитаж», признался: «Она мне доставила удовольствие, большая артистка» .
Сияющая улыбка, насыщенный и экспрессивный тембр голоса, скрывавший в себе, по свидетельству современника, «странный наркотический аромат», всё это уводило куда-то вдаль от будней, прославляло радости жизни, забвение горестей и мучительных проблем :132 . И вместе с тем, как писал Александр Кугель , «какие-то признаки анемичности носились над вяльцевскими песнями, и любовь, про которую пела Вяльцева, была уже слегка осыпана пудрой…» .
Говоря профессиональным языком, прекрасная фразировка и дикция, точная интонация, выразительный жест, сила художественного внушения, а главное, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех самым простым и непритязательным в творческом отношении песням. Анастасия Вяльцева, крестьянка по происхождению, гордилась, что стала эталоном женственности и изящества, кумиром аристократических салонов и желанной гостьей самых рафинированных артистических и поэтических кругов. :133 — И всего этого она добилась сама, одною силой своего таланта и обаяния.
Исполнительская манера и стиль Вяльцевой нашли неожиданное и своеобразное продолжение в эстрадном творчестве другого представителя модернизма , Александра Вертинского , который вышел на большую сцену в 1915 году, уже после смерти своей предшественницы :133 .
Поэт Александр Блок — любитель и знаток русского романса и российской эстрады того времени в целом, безусловно признавал за Вяльцевой умение петь. При этом сценический образ и творческая эстетика певицы, явно претили антибуржуазным взглядам поэта. 4 августа 1912 года А. Блок, вероятно, посетил один из концертов Вяльцевой в Санкт-Петербурге. На следующий день Блок в своем письме выразит свои впечатления от увиденного:
В Териоки я так и не ездил; <…> Вместо того я слушал Вяльцеву — в первый раз после окончания курса в гимназии , когда мы ездили с Гу́ном в Москву. Она мне необыкновенно не понравилась. Еврейка Раисова неизмеримо лучше. У Вяльцевой нет ничего, кроме бриллиантов и соболей, никакого обаяния, только умение петь.
— А. А. Блок , из письма к матери. 5 августа 1912 года
На одном из таких концертов проходивших в то время в Санкт-Петербурге Вяльцева сделала рекордные 52 выхода на бис. Чуть позже, уже в Москве, ей удалось побить этот свой рекорд, выступив на бис 60 раз за ночь! И вскоре, осенью 1912 года она заболела воспалением легких. Врачи рекомендовали ей отменить гастроли, но несмотря на это она даёт ещё около десятка концертов, и после этого уже не смогла выйти на сцену .
…Ничтожно, бедно, жалко в музыкальном смысле какое-нибудь «Тебя не вырвут у меня!» , про которое с такой звенящей лаской пела Вяльцева. Но этим примитивом упивались, а изысканная аранжировка той же эгоистической эротики оставляла публику равнодушной. Один фельетонист описал как-то весьма красочно впечатления вяльцевских концертов. Выходило как будто, что всё дело в том, что это нравилось банкиру, биржевику, испорченному и пресыщенному, расслабленному и одурманивающемуся, а он, который описывал, сам в стороне. Но неправда, по некоторым, ярким и живым словам видно, что и ему нравилось, что и у него какие-то мурашки по спине ползли и что он, в сущности, очень искусно сваливает на банкиров и биржевиков. Его собственная пролетарская кожа тоже испытывала приятное раздражение. Только сознаться не хочется — в немощи и чувствительности. Успех Вяльцевой — факт, который невозможно объяснить только некультурностью и музыкальной невоспитанностью. Всегда во все времена наибольший успех имели певцы и певицы наиболее элементарного жанра — и не потому, что публика дура (не имеют же такого успеха элементарные музыканты, писатели и художники), а потому, что пение, как язык сердца, неразрывно связано с примитивом. Или пение не есть язык сердца, но тогда мы говорим о разных вещах…
— Александр Кугель . Театральные портреты.
Биографии певицы посвящён художественный фильм «Несравненная» (1993, Россия , Украина), главную роль исполнила актриса Ольга Анненская (Черноок).
Вяльцева послужила прототипом героини романа писателя Геннадия Алексеева « Зелёные берега ». На обложке книги (издание 1996 года) воспроизведена фотография певицы.
Отсылка к образу Вяльцевой просматривается в российском художественном фильме 1999 года « Китайский сервиз », где действие происходит в 1913 году на комфортабельном речном пароходе, идущем по Волге . По сюжету в событиях принимает участие и поёт романсы знаменитая певица Зинаида Аполлинарьевна Волошина (как позже оказывается — мошенница Пинскер-Ландау, использующая пластинки известной певицы).