Slověne. International Journal of Slavic Studies
- 1 year ago
- 0
- 0
«Studies on Homer and Homeric Age» («Исследования о Гомере и его веке») — изданная в 1858 году книга английского политика Уильяма Гладстона (1809—1898), посвящённая различным вопросам, связанным с древнегреческим поэтом Гомером и событиям его эпохи. Поскольку автор книги был прежде всего известен как государственный деятель, его историко-лингвистический труд был встречен преимущественно критически. Учитывая, что открытие Трои произошло только в 1870-х годах, утверждения Гладстона о некоторой степени историчности описаний Гомера не было принято научной общественностью. Также собственные религиозные взгляды Гладстона привели к формулировке в книге оригинального взгляда на идеологическую близость Гомера и его современников к христианству . Сделанное Гладстоном наблюдение об использовании слов для выражения цветов в словаре Гомера привело к длительной полемике о цветовом восприятии в различных культурах.
В 1858 году, когда вышли в свет «Исследования», ещё не были изданы многие влиятельные научные труды: « Происхождение видов » Чарлза Дарвина (1859), « » Чарлза Лайеля (1863), расширившая представление о древности человечества, и « Доисторические времена » (« Prehistoric Times ») Джона Лаббока (1865), в которой были введены понятия палеолит и неолит . Хотя предположение о выделении каменного , бронзового и железного веков было сделано Кристианом Томсеном в 1832 году, археологические подтверждения были получены Габриэлем де Мортилье только в 1860 году, а стали широко известны только в 1862 году. Палеолитические исследования Жака Буше де Перта о каменных орудиях труда были подтверждены Джозефом Прествичем и осенью 1858 года .
Гомеровские исследования Гладстона чрезвычайно обширны — отмечается, что он написал на эту тему больше, чем кто бы то ни было другой на английском языке в XIX веке . Неудивительно, что они привлекли внимание как современников политика, так и его биографов. Преимущественно эти исследования оценивались отрицательно, в лучшем случае — как безобидное хобби великого человека. По оценке автора трёхтомной биографии Гладстона Джона Морли (1903), большинством теории Гладстона воспринимались как фантастические, а его упорство в них как идиосинкразическую причуду. Этот взгляд, в целом, разделяют и современные биографы. Редким исключением является биография, написанная (1965), помещающая эти исследования в контекст христианской апологетики . Более благоприятные отзывы работы Гладстона в этой сфере получили от историков античности Джона Майерса и Хью Ллойд-Джонса . В ряде работ, появившихся во второй половине XX века взгляды Гладстона на гомеровскую Грецию рассматриваются в положительном ключе . Воззрениям Гладстона на вопросы, связанные с Гомером и христианством, посвящена монография английского историка (2004).
Первоначальное знакомство с творчеством Гомера Гладстон получил в Итонском колледже , завершив своё классическое образование в Оксфорде . В 1847 году Гладстон откликнулся рецензией на монографию об « Илиаде » немецкого филолога Карла Лахмана . В 1857 году он издал две небольшие статьи: « Homer and his Successors in Epic Poetry » и « Homeric Characters, In and Out of Homer ». В первой из них Гладстон разбирал отличие эпического жанра у Гомера и его творческих наследников, а во второй аналогичное сравнительное исследование он провёл в отношении персонажей . В это время Гладстон уже был видным политиком, занимавшим пост канцлера казначейства (первый срок в 1852—1855). Одной из проблем, которые его интересовали была реформа образования и, в частности, упадок классического образования в Оксфордском университете , с которым он поддерживал связь, представляя его в парламенте в 1847—1865 годах. По предположению Дж. Майерса масштабный труд о Гомере следует рассматривать в этом контексте. В том же 1857 году Гладстон опубликовал « Essay on the Place of Homer in Classical education and in Historical enquiry », где обозначил важность и необходимость предпринятого им исследования — с одной стороны, в силу того, что произведения Гомера являются лучшим из того, что дала классическая античность, а с другой стороны чтобы реабилитировать это направление исследований, объявляемое оппонентами классического образования неактуальным .
В середине 1850-х годов политическая карьера Гладстона находилась в кризисе и, как всегда в таких случаях, он обратился к Гомеру. «Исследования» писались в течение пяти лет с августа 1855 года по февраль 1858 года, в марте они были изданы . Их появление обозначило возвращение Гладстона к активной политической жизни. В ноябре ему была поручена важная миссия в Греции, по завершении которой он стал лидером Либеральной партии и Палаты общин . В дальнейшем Гомер и его эпоха не переставали увлекать Гладстона, и до самой смерти он продолжал работать над книгой « The Olimpean Religion » .
Книга была издана в трёх томах, в сумме составляющих 1696 страниц. Каждый том состоит из нескольких крупных разделов, подразделяющихся в свою очередь на части. Первый раздел ( Prolegomena ) включает в себя анализ состояния гомеровского вопроса и значения произведений Гомера для цивилизации. Здесь же автор обосновывает необходимость и важность классического образования. Основной объём первого тома составляет раздел «Achais», в котором производится идентификация различных народов, упоминаемых Гомером и устанавливается взаимосвязь между ними. Следующий раздел, занимающий весь второй том, посвящён « олимпийской религии ». Исследуются атрибуты каждого божества, их иерархия; при этом Гладстон пытается обнаружить параллели с религией Ветхого Завета . В этом же томе рассматриваются мораль и положение женщин в обществе гомеровской Греции. Третий том посвящён множеству различных вопросов, в том числе политике, географии, сравнению религии греков и троянцев, общему анализу сюжета « Илиады ». В последний раздел «Aoidos» включены наблюдения Гладстона о различных субъективных аспектах культуры древних греков на основе анализа их словарного запаса — восприятии чисел, цвета и прекрасного .
Её основные тезисы были приведены в книге Гладстона 1876 года «Homeric synchronism; an enquiry into the time and place of Homer» :
Соответственно, Гладстон — в отличие от большинства его современников — предполагал существование единственного автора « Илиады » и « Одиссеи » . Суровой критике также подверглась предпринятая Гладстоном реконструкция древнегреческой религии, в которой он обнаружил черты сходства с ветхозаветным монотеизмом .
Согласно наблюдениям Гладстона, словарный запас Гомера, применяемый для описания цветов («винноцветное море»), был весьма ограничен, а его эпитеты, связанные с цветом, для современного читателя звучат очень странно. Теория Гладстона о цветовом , согласно которой такое словоупотребление было вызвано анатомическими особенностями зрения древних греков, вызвала продолжительную дискуссию в XIX веке, однако была забыта в начале XX века. Внимание к ней было привлечено после выхода в 2011 году книги израильского лингвиста Гая Дойчера «Through the Language Glass» (русс. пер. «Сквозь зеркало языка», 2016). Ряд положений Дойчера подверг критике английский лингвист .
По мнению современного этнолингвиста Нэнси Хикерсон, «Исследования» Гладстона стали первой работой в её науке. В многочисленных исторических обзорах на тему дебатов о цветовом восприятии и его связи с лингвистикой, Гладстон традиционно называется как первооткрыватель этой темы. При этом различные авторы по-разному характеризуют собственные взгляды Гладстона на данный предмет. Согласно американскому психологу (1910) их можно обозначить как биологический детерминизм , другие исследователи называют Гладстона ранним представителем культурализма в лингвистике, а придавшие новый импульс этим дебатам в контексте гипотезы лингвистической относительности Брент Берлин и видели Гладстона предтечей эволюционизма. Некоторые учёные, например английский этнолингвист Уильям Риверс (1901), вообще отрицали какое-либо влияние Гладстона за пределами литературных комментариев .