Interested Article - Резня в Глине

Резня́ в Гли́не ( серб. Покољ у Глини ), в официальной историографии Сербии Массовое убийство в глинской церкви ( серб. Масакр у глинској цркви , хорв. Pokolj u glinskoj crkvi ) — массовые убийства гражданского сербского населения в Глине , совершённые усташами в мае — августе 1941 года , во время Второй мировой войны . Первое произошло 11 или 12 мая , когда банда усташей во главе с Мирко Пуком ( хорв. Mirko Puk ) согнала сербских мужчин и мальчиков в православную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и подожгла её. На следующий день ещё 100 сербских мужчин были убиты усташами в деревне Прекопи. По разным подсчётам, всего в эти дни погибло от 260 до 417 человек. Второе крупное массовое убийство произошло в период с 30 июля по 3 августа того же года: по разным данным, банда Векослава Лубурича зверски убила от 700 до 2000 сербских мужчин, женщин и детей. Единственным человеком, которому удалось спастись, стал Любан Еднак , чьи свидетельские показания после войны были представлены обвинением по уголовным делам против усташей.

Мирко Пук попал в британский плен в 1945 году, пытаясь сбежать в Австрию, был экстрадирован в Югославию и там покончил с собой. Лубурич бежал в Испанию, где был позднее убит агентом югославских спецслужб. В 1969 году на месте массовых убийств были установлены памятник и музей. После восстановления независимости Хорватии хорватские власти снесли памятник и восстанавливать его по завершении боевых действий отказались. Музей был преобразован в культурный центр. В 1991 году по убитым впервые отслужили панихиду .

Предыстория

6 апреля 1941 года войска стран «оси» вторглись в Югославию . Плохо подготовленная Королевская югославская армия была быстро разгромлена. Развал страны сопровождался резким ростом националистических настроений в Хорватии. Находившийся под покровительством Бенито Муссолини лидер партии усташей Анте Павелич провозгласил Независимое государство Хорватия (НГХ) и стал его поглавником . В состав НГХ вошли территории почти всей современной Хорватии, всей Боснии и Герцеговины , а также часть Сербии . Независимое государство Хорватия фактически являлось «итало-германским квази-протекторатом» .

Усташи, придя к власти, объявили вне закона всех сербов, евреев и цыган, проживавших в пределах Хорватии . Главным врагом усташей были именно сербы: Павелич и его приспешники считали, что они угрожают существованию всего хорватского народа . Были приняты расистские антисербские и антисемитские законы . Сербы, которые составляли до 30 % шестимиллионного населения Независимого государства Хорватия, стали подвергаться преследованиям со стороны усташей, которые переросли геноцид сербов . К середине 1941 года расправа над сербами достигла таких масштабов, что потрясла даже немцев .

Хорватские власти ввели запрет на использование кириллического алфавита , закрыли все сербские православные церкви и приказали сербам носить повязку с латинской буквой «P» (от хорватского слова «pravoslavac» — «православный»). Однако министр образования Миле Будак пошёл на более радикальный шаг, заявив, что треть сербов нужно будет физически уничтожить, треть изгнать, а ещё треть — насильно обратить в католичество . Усташами были созданы многочисленные концлагеря , где тысячи сербов подвергались унижениям и пыткам. Многих из сербских узников лагерей потом убивали .

Глина (Хорватия)
Точка
Глина
Расположение Глины на территории современной Хорватии

Городок Глина расположен в хорватском регионе Бания примерно в 55 км к югу от Загреба . В 1931 году в городе проживали 2315 человек , преимущественно сербы, а также хорваты и евреи . После того как усташи пришли к власти, обосновался в этом городе .

Совершённые убийства

Май 1941 года

11 или 12 мая 1941 года в Глине банда усташей, возглавляемая Мирко Пуком , согнала местных мужчин-сербов в православную церковь , где от них потребовали предоставить документы, что они крещены по католическому обряду. Такие документы смогли предоставить лишь двое, которых сразу же отпустили. После этого усташи устроили в церкви резню (среди погибших был и священник Богдан Опачич ) и подожгли здание . Всех, кто пытался спастись, расстреливали . 13 мая в деревне Прекопи ещё 100 мужчин-сербов были убиты усташами .

Сколько всего сербов погибло в эти дни, неизвестно. Йозо Томашевич и считают, что усташами были убиты 260 сербов ; Сабрина Рамет и — 300 , Давиде Родоньо — 417 . 14 мая Архиепископ Алоизие Степинац , узнавший о расправе усташей, отправил письмо с осуждением в адрес Анте Павелича, но добиться публичного осуждения совершённого так и не сумел . 15 мая Павелич прибыл с визитом в Рим и встретился с папой Пием XII , который де-факто поддержал признание Независимого государства Хорватии. Данные о том, знал ли Пий XII о совершённом в Глине преступлении против гражданских лиц, не найдены .

Июль — август 1941 года

Ночью 30 июля 1941 года в Глине было совершено ещё одно массовое убийство, превзошедшее по своей жестокости майское . Летом 1941 года усташи пообещали амнистию всем сербам, которые примут католичество и откажутся от православной веры. Многие сербы приняли это предложение, пытаясь спасти свою жизнь, и одна такая группа по приказу главы общины Чемерница Йосипа Живчича собиралась прибыть во . В назначенный день прибыли около 2300 сербов (из них 1600 жителей Чемерницы), однако их там встретили вооружённые усташи. Около 400 человек бежали, остальных усташи насильно собрали и увезли в Соколану, а оттуда уже 30 июля привезли в Глину и согнали в православную церковь .

По свидетельству католического священника Франца Жужека, усташи разграбили в церкви Глины всю церковную утварь, а людей заставляли справлять нужду прямо там. Часть привезённых в Глину потом увезли в Ново-Село, где и убили всех. Оставшихся в церкви встретили шестеро усташей во главе с Векославом Лубуричем . После переписи прибывших один из усташей вышел вперёд и прокричал:

Вы, сербы, еще в девятнадцатом году были приговорены к смерти, но тогда нам не удалось привести приговор в исполнение, поэтому мы всех вас уничтожим сейчас!

Вечером к церкви подъехал грузовик, и из него выскочили несколько усташей, подбежавших к церкви и потребовавших зажечь свечи . Те же самые усташи, войдя в церковь, потребовали от всех находившихся там сербов публично присягнуть на верность Независимому государству Хорватии и её поглавнику Анте Павеличу. Они пообещали всех, кто сообщит какую-либо информацию о красных партизанах, немедленно отпустить. Усташи затем закрыли двери в церковь и повелели всем сербам раздеться до исподнего, после чего приказали им лечь на пол. Для устрашения они потом заставили всех встать и начали стрелять по стенам, не целясь в кого-то. Один из сербских крестьян не выдержал пыток и рассказал, что партизаны совершили диверсию у местечка Топуско. В «благодарность» за это усташи перерезали ему горло, заставив петь песню о сербах, и разбили ему голову прикладом или дубинкой с шипами . После этого началась резня: жертвам перереза́ли горло или пробивали череп прикладом винтовки . Все трупы были загружены в грузовики, которые отправлялись к одной большой яме недалеко от Якинца, куда и сбрасывали трупы. Из всех согнанных в церкви выжил только один человек — крестьянин Любан Еднак, который притворился мёртвым . По его воспоминаниям, в яме с трупами оказалось еще несколько живых людей, но усташи их добили топорами и молотами. Еще трое человек спрятались в каморке за алтарём. На четвёртый день после резни они вышли из церкви и сразу были убиты увидевшими их усташами . По свидетельствам ряда жителей Юкинаца (учительница Лерка Зибар, строитель Антун Грегурчич, столяр Мато Бакшич и крестьянин Игнац Халуза), усташи не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков .

По данным историков, в церкви ночью 30 июля было убито не менее 200 человек. Убийства продолжились 3 августа , когда местных уроженцев загнали в церковь и всех там убили, а через месяц церковь сожгли дотла . Социолог Дамир Миркович и Пол Мойзес считают, с 30 июля по 3 августа всего было убито около 700 человек , журналист Тима Джуда называет цифру в 1200 человек , историк Иван Беренд — 1800 , историки Марко Аттила Хоре, Ханнес Грандиц и Кристиан Промицер — 2000 человек , профессор Марк Леврен — 2400 человек . Всего же из убитых усташами нескольких сотен тысяч сербов за время войны 18 тысяч были уроженцами Глины .

Последствия

Значительная часть сербов из Глины была брошена в концлагеря НГХ, и лишь немногие сбежали на территорию Сербии . В мае 1945 года Независимое государство Хорватия рухнуло , а через год состоялся Нюрнбергский процесс , на котором массовые убийства и преследования сербов были признаны геноцидом . Часть сербов после войны вернулась в Глину, где жили и умерли их родные и близкие . В 1990-х годах сербы снова бежали из Глины из-за разразившейся войны .

В мае 1945 года Мирко Пук, организатор первого убийства, был схвачен британцами при попытке скрыться в Австрии и экстрадирован в Югославию через несколько месяцев. Однако Пук не предстал перед судом, поскольку покончил с собой, вскрыв бритвой вены . Векослав Лубурич бежал от суда и спрятался во франкистской Испании , однако агент югославских спецслужб Илия Станич нашёл его, внедрился в доверие к Лубуричу и вскоре уничтожил его . Павелич скончался в Испании в 1959 году , а Степинац был осуждён югославским судом в 1946 году как коллаборационист (Любан Еднак был свидетелем обвинения) . Приговорённый к 16 годам лишения свободы Степинац де-факто прожил остаток жизни (до 1960 года) под домашним арестом . Еднак в 1986 году был свидетелем обвинения также по делу министра внутренних дел НГХ Андрии Артуковича .

Память

Некоторые историки рассматривают это событие как погром и считают его одним из самых жестоких, совершённых в начале войны на территории Югославии . Профессор Манус Мидларский считает, что ни одна из расправ немцев над польскими евреями, которых сжигали живьём в синагогах, не может сравниться с бойней в Глине .

После войны югославские власти перезахоронили всех погибших в Глине, снеся руины сожжённой церкви, а в 1969 году Антун Августинчич открыл на месте трагедии памятник и музей «Дом памяти» ( хорв. Spomen-dom ), которые были посвящены погибшим . Здание музея было разрушено во время войны хорватскими отрядами 26 июня 1991 года . После распада Югославии и восстановления независимости Хорватии новые власти снесли памятник и мемориальную доску с именами погибших . Сербы попытались восстановить памятник на его прежнем месте, но власти опять снесли его в августе 1995 года, предложив построить культурный центр под названием «Хорватский дом» ( хорв. Hrvatski dom ). Местные сербы требовали от Министерства культуры Хорватии и премьер-министра Хорватии отменить это решение, пользуясь поддержкой писателя , но Хорватская крестьянская партия отклонила все требования сербов .

В 1991 году во время интервью телеканалу American Broadcasting Company министр обороны Хорватии Шиме Джодан в ответ на вопрос о геноциде сербов в Глине обвинил ведущего в антихорватской пропаганде, что привело к серьёзному скандалу .

Жертвам массовых убийств в Глине посвящено стихотворение «Реквием» .

Примечания

  1. , p. 272.
  2. , pp. 397–409.
  3. , pp. 20–24.
  4. , p. 224.
  5. , p. 224.
  6. , p. 150.
  7. , p. 159.
  8. , p. 79.
  9. Институт всеобщей истории РАН . «Новая и новейшая история» — М. : Издательство «Наука»— 2006. — Вып. 4-5. — С. 211.
  10. Руднева И.В. Сербский народ в Хорватии — национальное меньшинство? // Национальные меньшинства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: исторический опыт и современное состояние / Е. П. Серапионова. — М. : Институт славяноведения РАН, 2014. — С. 42. — ISBN 978-5-7576-0317-9 .
  11. , pp. 398—399.
  12. , p. 30.
  13. , p. 225.
  14. , p. 398.
  15. , p. 125.
  16. , p. 127.
  17. , p. 23.
  18. , p. 92.
  19. , с. 67.
  20. , p. 252.
  21. , p. 177.
  22. .
  23. , p. 137.
  24. , p. 119.
  25. , p. 22.
  26. , p. 186.
  27. , p. 500.
  28. , pp. 22–24.
  29. (серб.) . Дата обращения: 15 ноября 2016. 9 ноября 2016 года.
  30. , p. 67.
  31. , с. 70.
  32. .
  33. , p. 160.
  34. , p. 127.
  35. , p. 376.
  36. , p. 23.
  37. , p. 134.
  38. , pp. 276–277.
  39. , p. 124.
  40. .
  41. , p. 162.
  42. , p. 334.
  43. , p. 242.
  44. , p. 401.
  45. , p. 306–310.
  46. , p. 562.
  47. .
  48. , p. 368.
  49. , с. 115.
  50. , pp. 166–167.
  51. , p. 327.

Литература

Ссылки

  • Зоран Костич (пер. А. Шумилова). . Интернет-газета «Сербия» . Общественный комитет в защиту Сербии и Черногории. Дата обращения: 3 ноября 2016.
  • Михайло Ворон. . LiveInternet (1 августа 2016). Дата обращения: 3 ноября 2016.
  • (серб.) . Blic (20 мая 1997). — Перевод интервью на английский с комментариями переводчика Петара Макара, декабрь 2003. Архивировано из 14 марта 2016 года.
  • Stephen Engelberg. (англ.) . The New York Times (6 июля 1991).
  • Drago Pilsel (2011-07-16). (хорв.) . Tportal.hr.
Источник —

Same as Резня в Глине