Голая обезьяна
- 1 year ago
- 0
- 0
« Принцесса и обезьяна » ( латыш. Princese ar pērtiķi , встречаются переводы: «Принцесса и обезьянка», «Принцесса с обезьянкой») — одна из наиболее известных картин латышского художника Яниса Розенталса ( латыш. Janis Rozentāls ; 1866—1916). Существует в нескольких близких друг другу вариантах .
Картина «Принцесса и обезьяна» появилась после «римского» карнавала, который был устроен немецким обществом Kunstecke . Художник увидел там свою будущую модель — молодую девушку — гимнастку Гото фон Зек ( латыш. Goto Betge ). В Kunstecke состоял и сам Розенталс, и его друг Бернхард Борхерт . Они зимой 1913 года отправились на карнавал и встретили там Гото. Она изображена на картине в одеянии римлянки (роль его играла обёрнутая вокруг тела молодой женщины восточная шаль, а шея была украшена несколькими нитями бус ) и рыжем парике, — так, как она появилась на карнавале. Она танцевала, вызвав аплодисменты, и выступила на бис .
В своих заметках Гото записала, что посетила мастерскую Розенталса через несколько дней по приглашению художника. Она побывала на его квартире на улице Альберта дом 12, а затем — в мастерской. Розенталс всегда был предельно корректен в общении с юной моделью и смутил её своей деликатностью, поцеловав ей руку выше локтя .
Как вспоминал сын художника Микелис, которому в то время было пять лет, обезьянку приводил позировать цыган, получая за каждый сеанс по рублю .
Картина «Принцесса и обезьяна» была впервые показана публично в марте 1913 года на III Выставке Балтийского союза художников в . Летом того же года она была показана на в Мюнхене , и права на издание репродукций были приобретены . Также картина была представлена на выставке 1913 года «Simbolisma laiks Latvijā» в Брюсселе и Люксембурге , которые знакомили с творчеством латышских художников европейскую аудиторию .
Своеобразная композиция картины могла быть увидена художником в японской ксилографии . Современники были убеждены, что в принцессе можно опознать звезду немого кино , актрису Латышского государственного театра «Скатувэ» Марию Лейко (это предположение возникло благодаря альбому латышской поэтессы Аспазии , в котором она, знавшая о тайнах личной жизни художника, расположила портреты Розенталса и Марии Лейко обращёнными друг к другу ) или танцовщицу Марию Маргариту (Мэгги) Грипенберг (1881—1976) — первую финскую балерину шведского происхождения, художницу и киноактрису. До 2006 года картина являлась собственностью коллекционера Августа Русманиса ( латыш. Augusts Rusmanis ) . Русманис купил картину в 1975 году у Агры Клаужи ( латыш. Agra Klauža ) , приёмной дочери видного советского политического деятеля довоенного времени Яниса Лациса , руководителя отдела садоводства Латвийской Академии сельского хозяйства .
В мастерской Розенталса, которая в настоящее время функционирует как музей-квартира, можно увидеть серёжку, которую натурщица надевала, позируя мастеру .
В честь картины в 2016 году была выпущена юбилейная монета , посвящённая 150-летию художника. С одной стороны монеты отпечатано само полотно «Принцесса и обезьянка» в цвете, с другой стороны — холст, натянутый на раму, подпись художника, сертификат картины, печать. Цена, по которой Банк Латвии выпустил монету ограниченным тиражом (7000 экземпляров) в продажу, — 5 евро .
Искусствовед Карлис Дзильлея ( латыш. K. Dziļleja , 1891—1963) истолковывал смысл полотна как взаимосвязь между художником и искусством: искусство заставляет художника выражать себя. Другой искусствовед — Эдуарда Шмите ( латыш. Edvarda Šmite ) — считает, что сюжет иной: женственность заставляет мужчину «плясать» под свою дудку. Она говорит:
«Мы можем лишь гадать — и наверняка эти догадки вместе с радостью от цвета, от созерцания прекрасной женщины и составляют тайну этой картины».
— Лайма Слава. Десять картин классика Розенталя: принцесса с обезьянкой
Латвийский художник написал несколько реплик оригинальной картины, меняя размер и представляя по-иному различные детали . Одна из лучших работ на эту тему является собственностью Латвийского Национального художественного музея ( латыш. Latvijas Nacionālais mākslas muzejs , инвентарный номер: VMM GL-5668 ). Её размер — 145,5 на 69,5 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Картина принадлежала одной из богатейших женщин Латвии перед Второй мировой войной , прозванной «Королевой прессы», Эмилии Беньямин и её семье. После её высылки в Сибирь , в советские времена, её дом , где продолжала оставаться картина, принадлежал Союзу писателей Латвийской ССР , а в 1954 году эта организация передала картину в коллекцию музея .
Первым эскизом композиции считается рисунок древесным углём и карандашом (71 на 33 сантиметров), который оказался в частной коллекции. Следующий этап работы художника над темой показан в картине из собрания . Эта картина написана на бумаге и дублируется на картоне. В поисках идеального композиционного решения бумага была удлинена от первоначального размера 58 на 27 сантиметров до окончательного — 59,5 на 28,7, недостающий фрагмент был приклеен на картоне. Обратная сторона имеет надпись, которая подтверждает, что «вывоз за границу допускается». Поэтому есть основания полагать, что это была версия, выставленная в Мюнхене . Каталог выставки в Мюнхене подтверждает, что работа была выполнена маслом, и называет этот размер. Эта работа отличается от первой публикации изображения в «Kunst in den Ostseeprovinzen almanac» (1913). Различия можно найти в отдельных мелких элементах фона. В версии, которая была унаследована семьёй художника после его смерти, Розенталс добавил чашу с фруктами .
На юбилейной выставке Яниса Розенталса в Латвийском Национальном художественном музее в Риге в 2016 году были представлены три версии картины .