Термодинамика чёрных дыр
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дыр бул щыл» — стихотворение Алексея Елисеевича Кручёных , написанное с использованием « заумного » языка, в котором, по словам самого автора, «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина » .
Стихотворение было написано в декабре 1912 года. Эту дату автор затем назвал «временем возникновения заумного языка как явления (то есть языка, имеющего не подсобное значение), на котором пишутся целые самостоятельные произведения, а не только отдельные части таковых (в виде припева, звукового украшения и пр.)» . Инициатором создания произведения из «неведомых слов» стал Давид Бурлюк . «Дыр бул щыл» был опубликован в январе 1913 года в цикле «3 стихотворения» в книге Кручёных «Помада» . По мнению Кручёных, это стихотворение впоследствии стало гораздо известнее его самого .
В совместной декларации В. Хлебникова и Кручёных «Слово как таковое» стихотворение «Дыр бул щыл» было провозглашено первым образцом «иного звука и словосочетания» . В той же декларации «Дыр бул щыл» служит примером «неприятного для слуха» неразрешённого диссонанса , причиной которому является «диссонанс души» .
Различным интерпретациям «Дыр бул щыл» посвящены работы Джеральда Янечека и Николая Богомолова . Игорь Терентьев считал «Дыр бул щыл» загадочным и тайным стихотворением, которое означало «дыру в будущее» . Давид Бурлюк писал, что Кручёных, «сам того не зная», создал первое стихотворение на принципе «инициализации словес», то есть «дыр бул щыл» означает «дырой будет уродное лицо счастливых олухов» . Зинаида Гиппиус трактовала стихотворение Алексея Кручёных как «то, что случилось с Россией», а Павел Флоренский иронично описывал его как «что-то лесное, коричневое, корявое, всклокоченное выскочило и скрипучим голосом „р л эз“ выводит, как немазаная дверь» . По мнению Владислава Ходасевича , знаменитое «Дыр бул щыл» «было исчерпывающим воплощением этого течения ( футуризма ), его началом и концом, первым криком и лебединой песней. Дальше идти было некуда, да и ненужно, ибо всё прочее в том же роде было бы простым „перепевом“» .
Уже в первой версии Кручёных начал затушевывать историческую аллюзию, спонтанно возникшую на тонкой грани русской и украинской орфографии «Дир / Дыр бул», ибо историко-культурным фоном для обращения творческой мысли А. Кручёных к таинственной истории Дира Киевского в те дни стали археологические открытия 1908—1912 годов, связанные со следами христианских общин IХ—Х веков в «купели крещения Руси», публикации о «князьях-первомучениках» Аскольде-Николае и Дире-Илье , противоречащие официозной москвоцентрической концепции русской истории, а также полуюбилей — 1030-летие захвата Киева Олегом Новгородским в дни завершения подготовки общеимперских торжеств в честь 300-летия Дома Романовых .