Апанович, Елена Михайловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Елена Михайловна Шуйская, урождённая княжна Репнина-Оболенская (до 1564/1565 года (?) — 1592 ) — первая жена будущего царя Василия Шуйского , возможно, скончавшаяся до его вступления на престол. Брак был бездетен и, предположительно, закончился разводом .
Относительно её происхождения биограф царя В. Н. Козляков пишет: « обычно жену князя Василия Шуйского считают дочерью известного боярина князя Михаила Петровича Репнина , казненного († 1564) » Иваном Грозным (по словам Курбского — за отказ надеть потешную маску и быть шутом тот был зарезан прямо в церкви, у алтаря ) и княгини Марии, неизвестной по происхождению. По мнению Козлякова, дополнительным аргументом этого отцовства является история села Коломенского уезда — Василий Шуйский владел половиной этого села (по меньшей мере, до 1610), а другой половиной владела княгиня Марья Репнина, вдова этого боярина ; то есть Василий мог получить это имение в приданое за женой.
Другая дочь Михаила Петровича звалась Анной Михайловной, эта девица упомянута вместе с матерью, как владелицы вотчин : 1/2 села Верховляны, деревень Посыкино, Левонтьево и Лопаково в Коломенском уезде (1578) .
Время заключения брака неизвестно. В конце 70-х годов XVI века Елена уже была супругой (первой) князя Василия Ивановича Шуйского, который в это время служил рындой в свите царя Ивана Грозного.
Будучи свахой " у Государя ", Елена присутствовала вместе с мужем 06 сентября 1580 года на свадьбе Ивана Грозного и Марии Фёдоровны Нагой .
Обстоятельства её дальнейший жизни неизвестны, умерла она вероятно, до 1605 годы, когда Жак Маржерет в "Записках о Московии" упомянул помолвку князя Василия Шуйского, вернувшегося из ссылки, со второй женой (не называя имени) Марией Петровной Буйносовой-Ростовской .
Место её погребения неизвестно.
Возраст можно вычислить, исходя из того, что вряд ли она была его старше мужа, а скорей всего младше; приняв последнее, при этом следует помнить, что она должна была родиться до смерти своего отца. То есть, ей было примерно от 16 до 28 лет (дата рождения ≈ от 1552 до 1564/1565).
Почему Шуйский женился на сироте Репниной — непонятно. Козляков считает, что « брачный союз с дочерью казненного боярина выглядит нелогичным, особенно если учесть, что другой брат — князь Дмитрий Иванович — был женат на дочери Малюты Скуратова . Возможно, сказывались какие-то давние связи князей Шуйских и Оболенских , служивших вместе псковскими наместниками , но это не более чем предположение » .
Выбор невесты, впрочем, иногда был выгоден Шуйскому с точки зрения родственных связей. Например, когда « опала , постигшая Шуйских и их единомышленников за челобитную царю о разводе с Ириной , коснулась и Василия, но незначительность ли его роли в интриге его родни против царского шурина, влияние ли родственных связей (женитьбой на княжне Репниной он породнился с Романовским кружком, тогда ещё близким к Годунову , а по жене брата своего Димитрия был в свойстве с ним), или и то и другое вместе были причиной того, что Василий был скоро возвращен в Москву » .
Дальнейшая её судьба неизвестна. Козляков пишет: « Неизвестно также, сколько времени был женат князь Василий Иванович Шуйский на княжне Елене Михайловне Репниной-Оболенской и почему их брак прекратился » , во всяком случае, во время царствования Бориса Годунова (1598—1605) он уже не имел жены (это известно по запрету, наложенному на него Годуновым. Как писал Карамзин , « он запретил Князьям Мстиславскому и Василию Шуйскому жениться, думая, что их дети, по древней знатности своего рода, могли бы также состязаться с его сыном о престоле »).
«Детей от этого брака у князя Василия Ивановича не было, и это дало основание исследователям для предположений о разводе . Отсутствие упоминаний о вкладах Василия Шуйского по своей первой жене в Новодевичий и Троице-Сергиев монастыри (где есть вклады по другим княгиням из рода Шуйских) тоже очень показательно» , считает Козляков.
После этого Шуйский долго оставался холостяком. Второй раз Василий женился уже будучи царем, и его второй женой стала Буйносова-Ростовская, Мария Петровна (с 1608), родившая ему двух дочерей. Спустя два года Шуйский был свергнут и супруги были пострижены, причём царица получила в иночестве имя «Елена» — став тезкой своей покойной предшественницы.
Путаницу об отце вносит описание в свадебном разряде : тогда около 6 сентября 1580 Василий Шуйский и его жена Елена были гостями на свадьбе Ивана Грозного с последней « женой » — Марией Нагой (причём Василий был дружкой , а Елена — свахой). Там «князь Василья Ивановича Шуйсково княиня Олена» , бывшая «свахой у государя» , названа дочерью князя Михаила Андреевича Репнина.
свахи у государя: князь Василья Ивановича Шуйсково княиня Олена, дочь князя Михаила Ондреевича Репнина, да Понкратьева жена Яковлевича Салтыкова Василиса Петрова дочь Клешнина;
Но, как отмечает Козляков, Михаила Репнина с отчеством Андреевич не существовало: «по родословным росписям у князя Андрея Васильевича Репнина известен только один сын Александр , который был примерно одного возраста с князем Василием Шуйским. Очевидно, в свадебный разряд [относительно отчества „Петрович/Андреевич“] вкралась ошибка)» .
Лев и Наталья Пушкаревы предполагают, что женитьба могла произойти (около 1584) и именно она стала причиной его возвращения из опалы (1582—1583) и получения чина боярина , однако это не согласуется с упоминанием их на свадьбе Марии Нагой (1580).
Ещё раньше сдвигает дату предположительного развода английский посол Джильс Флетчер , побывавший в Русском государстве в 1589 году, который упомянул (может, и ошибаясь), что все четыре брата князья Шуйские « молодые люди и холостые ».
Датой смерти Елены современные справочники (не называя источник информации) указывают 1592 год.