Interested Article - Сильный и слабый атеизм

Некоторые разновидности атеизма
справа Явные сильные атеисты считают, что утверждение « по крайней мере один бог существует » является ложным.
справа Явные слабые атеисты не утверждают и в то же время не отрицают, что какой-либо бог существует.
слева Неявные слабые атеисты включают агностиков (и детей), которые не верят, что бог или боги существуют, и которые абсолютно не отклоняют или избегают такой веры.
Примечание: Области диаграммы не отображают относительное количество людей.

Сильный (также называемый позитивным или жёстким ) и слабый (также называемый негативным или мягким ) атеизм — формы атеизма , утверждающие, что не существует каких-либо божеств в случае сильного атеизма или представляет собой неверие в существование каких-либо божеств, при этом явно не утверждая, что их нет, в случае слабого атеизма .

Понятия сильного и слабого атеизма впервые были использованы (в значении позитивный и негативный ) Энтони Флю в 1972 году , кроме того, появились в работах Майкла Мартина , начиная с 1990 года .

Область применения

Из-за гибкости самого понятия « бог » не исключено, что человек может быть позитивным/сильным атеистом в отношении определённых представлений о Боге , оставаясь негативным/слабым атеистом с точки зрения других. Например, Бог в классическом теизме рассматривается как Верховная личность, которая является всемогущей , всезнающей , вездесущей , всеблагой, заботящейся о людях и человеческих делах. Один может быть позитивным атеистом такого божества (если смотреть со стороны проблемы зла ), но в то же время он является негативным атеистом в отношении к деистической концепции Бога, отвергая веру в такого божества, но явно не утверждая, что это будет ложью.

Майкл Мартин предлагает соотносить непосредственно само понятие « атеизма » в значении веры в то, что нет бога или богов, с понятием « позитивного атеизма » для удобства демаркации . При этом позитивный атеист всегда является негативным , но не наоборот .

Слабый и сильный атеизм отличаются от менее известных категорий явного и неявного атеизма философа Джорджа Смита , так как находятся в связи с утверждением — справедливо ли то, что боги не существуют со стороны определённого взгляда индивида. « Позитивные явные » атеисты утверждают, что существование каких-либо божеств является ложью. « Негативные явные » атеисты утверждают, что они не верят в существование каких-либо божеств, но не утверждают, что подобное является правдой. Те, кто не верят в существование каких-либо божеств, но не утверждаются в подобном неверии, относятся к числу неявных атеистов. Таким образом, в число неявных атеистов иногда включают следующие категории: дети и взрослые, которые никогда не слышали о божествах; люди, которые слышали о божествах, но никогда не придавали этому существенного значения; те агностики , которые приостановили веру в божеств, но не отказываются от таких убеждений. Все неявные атеисты включены в категорию негативных/слабых атеистов.

В соответствии с классификацией позитивный/негативный некоторые агностики будут классифицироваться как негативные атеисты. Справедливость этой категоризации оспаривается, однако, некоторые известные атеисты, такие как Ричард Докинз , избегают этого. В « Бог как иллюзия » Докинз описывает людей, для которых вероятность существования Бога описывается словами « очень высокая » и « очень низкая », как « агностик » и « убеждённый атеист » соответственно, при этом последние утверждают по факту знания, что Бога не существует. При этом себя Докинз классифицирует по этой шкале как « фактический атеист », а не как « убеждённый » . В негативном атеизме философ Энтони Кенни дополнительно различает агностиков, которые находят утверждение « Бог существует » неопределённым, и теологических нонкогнитивистов , которые считают все обсуждения богов бессмысленными .

Альтернативные значения

Жак Маритен использовал значения позитивный/негативный ещё в 1949 году , но в другом значении и в контексте католической апологетики . Под негативным атеизмом он понимал разрушительный процесс, в котором отбрасывалась идея Бога, заменяемая пустотой. Позитивный атеизм, в свою очередь, подразумевал собой борьбу против всего, что напоминает о Боге, своеобразные героические усилия, направленные на переделку и восстановление системы человеческих ценностей в этой « войне » против Бога. В качестве ярких примеров позитивного атеизма он приводит « одинокий и трагичный » атеизм Ницше , модный атеизм экзистенциализма и революционный атеизм диалектического материализма .

(англ.) (1902—1975), известный под прозвищем «Го́ра», был индийским общественным деятелем, атеистом и противником кастового деления . Он предложил создать философию « позитивного атеизма », которая рассматривает атеизм как образ жизни, что и было описано в его книге 1972 года « Позитивный атеизм » .

Атеистическое сообщество Остина ( англ. Atheist Community of Austin (ACA) ) использует термин позитивного атеизма в другом значении. ACA закладывает в данное понятие положительное лицо атеизма и развеивает ложный и отрицательный образ, изображаемый религиозными людьми, особенно в местах поклонения, почитания и богослужения .

Американский публицист, ведущий телепередачи « » для иллюстрации бремени доказательства и разницы между сильным и слабым атеизмом приводит пример большой банки с конфетами, в которой может содержаться либо чётное, либо нечётное их количество . Перед тем, как мы получим какую-либо информацию о количестве конфет, у нас нет никакой возможности проверить любое из этих двух утверждений, в этом случае мы откладываем вынесение суждения в пользу одного из утверждений. С точки зрения эпистемологии , когда нет личных предпочтений в сторону противоположных утверждений, то имеет смысл скептически относиться к обоим утверждениям . На этом примере видно, что когда утверждение является спорным, бремя доказательства ложится на утверждающего, поскольку, если у утверждающего нет достаточных доказательств в поддержку своего утверждения, такое утверждение может считаться аргументом к незнанию . Применительно к атеизму позиция не верить утверждению, что число конфет чётно, сходна со слабым атеизмом, а позиция принимать утверждение, что число конфет нечётно — с сильным атеизмом. Очевидно, что непринятие одного утверждения не означает автоматического принятия противоположного утверждения.

См. также

Примечания

  1. Flew A. // Canadian Journal of Philosophy. — 1972. — Vol. 2, № 1 . — P. 29-46. 1 февраля 2015 года.
  2. Martin M. The Cambridge Companion to Atheism. — Cambridge University Press , 2007. — 331 p. — ISBN 978-0521842709 .
  3. Robinson B.A. Review. Ambiguity among religious terms. Origin of "Atheist." Resolving the ambiguity . Ontario Consultants on Religious Tolerance. Дата обращения: 1 февраля 2015. 6 декабря 2010 года.
  4. Martin M. Atheism: A Philosophical Justification. — Temple University Press, 1992. — P. 26, 464. — ISBN 978-0877229438 .
  5. Martin M. // Atheism: A Philosophical Justification. — Temple University Press, 1992. — P. 464. — ISBN 978-0877229438 .
  6. Smith G.H. . из книги Atheism: The Case Against God . Positive Atheism. 31 августа 2000 года.
  7. Докинз Р. Гл. 2 Гипотеза бога // Бог как иллюзия. — М. : КоЛибри, 2010. — С. 75-76. — ISBN 978-5-389-00334-7 .
  8. Kenny A. Worshipping an Unknown God // Ratio. — December 2006. — Vol. 19 Is. 4. — P. 441-453. — doi : .
  9. Maritain J. // The Review of Politics. — July 1949. — Vol. 11, № 3 . — P. 267-280. — doi : . 5 февраля 2015 года.
  10. Lebron R.E. // Searching for Spiritual Unity...Can There Be Common Ground?. — CrossBooks, 2012. — ISBN 978-1462712625 .
  11. TheAtheistExperience. (19 декабря 2014). Дата обращения: 16 августа 2016. 6 июня 2020 года.
  12. TheAtheistExperience. (13 апреля 2013). Дата обращения: 16 августа 2016. 6 декабря 2015 года.
  13. askcliffe. (18 декабря 2013). Дата обращения: 16 августа 2016. 15 июля 2016 года.
  14. Navabi, A. . — Atheist Republic, 2014. — 100 p. 20 декабря 2016 года.
  15. Song, H. Metacognitive Model of Ambivalence: The Role of Multiple Beliefs and Metacognitions in Creating Attitude Ambivalence / H. Song , D. R. Ewoldsen // Communication Theory. — 2015. — Vol. 25, Is. 1. — P. 23-45. — doi : .
Источник —

Same as Сильный и слабый атеизм