Interested Article - Крещение и похороны кукушки
- 2020-03-27
- 2
Крещение и похороны кукушки ( крещение кукушки, похороны кукушки, кукушкины похороны ) — южнорусский женский весенний обряд. Во время обряда изготавливалась ритуальная кукла , называемая кукушкой, совершалось её символическое «крещение» и «похороны». Обряд был распространён на территории Калужской, Орловской, Тульской, Курской, Брянской, Белгородской областей . Общая символика кукушки связана с женским началом, потусторонним миром, обликом души .
Описание обряда
Обряд заключался в торжественном, с плачем и песнями, погребении «кукушки» — нарядно украшенной антропо- или орнитоморфной куколки (обычно сделанной из травы « кукушкины слёзки ») и сопровождался кумлением , гаданиями и ритуальной трапезой . Через определённый промежуток времени участницы обряда возвращались на место погребения и «вырывали» кукушку обратно, опять же со специальными ритуальными песнями, за чем следовало «раскумление».
В села Вышние Пены Белгородской области в саду «кукушку» сажали на яблоню и под ней кумились. По окончании обряда и трапезы «кукушку» разбирали – расшивали ленты и забирали их себе, а ветку-основу оставляли на чердаке .
В селе Тимоново Белгородской области «кукушку» несли на лугу или в сад и сажали на дерево в листву, чтобы никто не нашёл, и оставляли там до Троицы. После Троицы её снимали с ветки, считая, что разоряют кукушкино гнездо. Затем обе кумы шли к колодцу, бросали в него кукушку и ждали того, кто в ведре с водой достанет кукушку. По обычаю, вынутую кукушку не выбрасывали, а сажали на колодец .
В селе Колосково Белгородской области общую «кукушку» делали лоскутов или из болотной травы кугина, наряжали в платье и платочек. После кумления «кукушку» хоронили — прятали в ветвях деревьев или закапывали в землю. На Троицу девушки вновь собирались и шли к дубу, где отрывали кукушку, возвращали друг другу платья и несли чучело к реке. У реки каждая девушка плела себе там кукушку из куги в виде девичьей косы. Для общей кукушки делали плотик из травы и спускали на плоту на воду. Вслед за общей куклой каждая из участниц бросала свою кукушку, сплетенную из травы .
Участвовали в погребении «кукушки», как правило, только девушки; более того, в некоторых областях особо подчёркивалась необходимость держать время и место проведения обряда в строгой тайне от юношей , а наряд самой «кукушки» имитировал погребальное одеяние покойницы, умершей в девичестве .
Наиболее распространенные сроки проведения обряда — Вознесеньев день — Троицын день ; действия начального этапа приходились также на второе, третье, четвёртое, пятое, шестое воскресенья по Пасхе , второй понедельник после Пасхи, Николин день , Троицу, Духов день , заключительного — на Духов день, вторник после Духова дня, День Всех Святых, Петров день .
У гуцулов по окончании Петровского поста совершалось кумление парней и девушек , в то время, когда кукушка перестаёт куковать (ср. «Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой »).
Различными исследователями трактуется как обряд вызывания дождя , аграрный «похоронный» ритуал, аналогичный « похоронам Костромы » , инициационный половозрастной ритуал и так далее.
Образ кукушки
Фигурку «кукушки», изготовленную из растений, одевали в девичий сарафан, повязывали голову платком, чаще чёрным, как вдову (калуж.). Иногда делали парные куклы — «мужскую» и «женскую»: кукушку одевали, как невесту, а кукуна , как жениха (белгород.) .
Кукушка воспринималась как вдова или незамужняя девушка, которую нужно выдать замуж . Сам обряд похорон кукушки был схож с похоронами «заложных покойников» .
Примечания
- , с. 672.
- , с. 674.
- ↑ Зимина Т. от 10 января 2015 на Wayback Machine . // РЭМ
- . Дата обращения: 1 июня 2018. 6 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 1 июня 2018. 19 июля 2019 года.
- ↑ , с. 179–209.
- ↑ , с. 37.
- ↑ , с. 63.
Литература
- Бернштам Т. А. // / Отв. ред. Б.Н. Путилов. — Л. : Наука, 1981. — Т. 37 . — С. 179–209 .
- Крестить кукушку / Виноградова Л. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 672–674. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Кукушка / Гура А. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 36–40. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали...» (Игра, магия, миф в детской культуре). — М. : Лабиринт, 2002. — 224 с. — (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры: школа В. Я. Проппа). — ISBN 5-87604-012-6 .
- Зимина Т. А. // Российский этнографический музей .
Рекомендуемая литература
- Кедрина Р. Е. Обряд «крещения» и «похорон кукушки» в связи с народным кумовством. // Этнографическое обозрение 1–2 (1912): 92–93.
- Русанова Н. // Фольклор и литература: проблемы изучения. Сборник статей. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — С. 238–244 .
- Смирнов В. А. Обряд «крещения» и «похорон кукушки» и купальская обрядовая поэзия восточных славян. // Русский фольклор 20 (1981): 62–70.
Ссылки
- (genamikheev.narod.ru)
- // БГЦНТ
- от 18 октября 2015 на Wayback Machine (berkana.org.ua)
- // Белгородский государственный музей народной культуры
- (rudocs.exdat.com)
- (culture.ru)
- (culture.ru)
- (culture.ru)
- (culture.ru)
- (culture.ru)
- 2020-03-27
- 2