Interested Article - Вильям из Норвича

Вильям из Норвича ( Уильям из Нориджа , англ. William of Norwich ; 2 февраля 1132 22 марта 1144 , Норвич , Англия ) — христианский мальчик, изуродованное тело которого нашли в лесу под Норвичем 25 марта 1144 года. После его гибели появился слух, что он был убит евреями с ритуальной целью. Этот случай считается первым « кровавым наветом » в истории Европы.

История

Место, где нашли тело Вильяма

В 1150—1173 годах монах- бенедиктинец Томас Монмутский написал «Житие и чудеса святого Вильяма из Норвича». Согласно его сочинению, в субботу 25 марта 1144 года накануне Страстной пятницы в лесу Торп-Вуд под Норвичем было обнаружено тело 12-летнего Вильяма — ученика кожевника . Тело было изранено, мальчик был частично раздет, во рту был деревянный кляп. Родственники Вильяма обвинили в его смерти евреев .

Норвич был одним из крупнейших и богатейших городов средневековой Англии . Евреи появились в Норвиче после завоевания Англии норманнами и занимались в основном ростовщичеством . Всего в городе жило от 5 до 10 тысяч человек, в том числе около 200 евреев — самая большая община за пределами Лондона . Обвинение в убийстве Вильяма — первое упоминание о евреях в этом городе .

Вильям рос без отца. У его матери Эльвивы был старший сын Роберт и сестра Левива, которая была замужем за священником Годвином Стартом ( англ. Godwin Sturt ) . В понедельник 22 марта 1144 года незнакомец, представившийся поваром архидиакона Норвича, обратился к Эльвиве с просьбой позволить её сыну пойти с ним, так как на кухне архидиакона нужен был помощник . Видя, что мать колеблется, он предложил ей 3 шиллинга, после чего она согласилась. Кем был этот человек — христианином или евреем — осталось неизвестным, Вильям ушёл с ним . На следующий день во вторник повар и Вильям вдвоем зашли к тетке Вильяма, Левиве. Впоследствии Левива утверждала, что отправила дочь проследить за незнакомцем, и та видела, как они с Вильямом зашли в еврейский дом. С тех пор Вильяма живым не видели .

После обнаружения тела в Норвиче распространился слух, что Вильям был убит евреями . Евреев обвиняли в том, что они подвергли мальчика мучениям, подобным мучениям Христа , после чего распяли на кресте .

Евреи были спасены от расправы местным шерифом Джоном де Чесни ( англ. John de Chesney ), который укрыл их в королевском замке и отказался возбуждать против них дело . Обвинение было рассмотрено через 3 недели на епархиальном соборе, собранном епископом города Эборардом. Обвинителем выступил Годвин. Епископа его слова не убедили. По призыву епископа евреи предстали перед ним и отрицали свою вину. Убийство осталось нераскрытым .

Через месяц после смерти, 24 апреля, тело Вильяма перезахоронили на кладбище для монахов при городской церкви .

Вильям не был канонизирован официально, а местночтимым святым был признан до того, как в 1173 году у епископов отняли право канонизации без одобрения Святого престола .

В дальнейшем легенда о мученичестве и чудесах была дополнена другими авторами. В частности, хронист Джон Капгрейв (ум. 1464) в своём сочинении «Новая легенда Англии» писал, что тело Вильяма было найдено благодаря «чудесному лучу света, исходящему с небес» .

Рукопись

Сочинение Томаса Монмутского является единственным источником информации о Вильяме, история которого затем обросла многочисленными легендами. Рукопись книги Томаса была обнаружена Монтегю Родосом Джеймсом в 1889 году, издана совместно с в 1896 году на латыни с переводом на английский язык с предисловием и комментариями. Рукопись находится в библиотеке Кембриджского университета .

Рукопись состоит из 7 книг. В первой описана жизнь Вильяма от рождения и до смерти. Вторая книга состоит из 2 частей: вторая посвящена доказательству того, что Вильям был убит евреями, а первая часть и остальные книги — описанию чудес, произошедших с телом Вильяма. Хотя Джессоп и Джеймс полагали, что рукопись создана в 1172—1173 годах, современные исследователи считают, что первая книга была написана в 1149—1150, вторая—шестая в 1154—1155 годах . Седьмая книга написана в 1173 году и подытоживает все чудеса, случившиеся с 1155 года .

Известно, что сам Томас Монмутский не был свидетелем описанных событий, поскольку прибыл в Норвич из Монмута через несколько лет, вероятно, в 1149 или 1150 году. Историю Вильяма он записывал со слов местных жителей. Труд был написан в жанре агиографии и был предназначен для канонизации Вильяма . Джиллиан Беннет отмечает антисемитизм автора, который называет евреев врагами и считает, что они способны на любые преступления .

Томас пишет, что евреи похитили мальчика в среду, в четверг совершили садистское убийство, похожее на распятие Христа, а в Страстную пятницу, когда христиане отдыхают, решили избавиться от тела. Однако в лесу с мешком, в котором они несли тело, их видел один из известных жителей Норвича Элвард Дед. На следующий день тело было обнаружено, но погребено только в понедельник. Во вторник дядя Вильяма Годвин Старт выкопал тело для опознания и вновь похоронил . Между тем, как утверждает Томас, евреи подкупили шерифа и он обещал им полную защиту .

Томас утверждает, что епископ трижды вызывал укрывшихся в королевском замке евреев на собор и требовал от них пройти испытание «судом Божьим». Однако евреи, заявив о своей невиновности, отказались проходить испытание и удалились в замок под охраной шерифа. При этом Джулиан Беннет полагает, что речь идет о конфликте между шерифом и епископом, а не между евреями и христианами Норвича. Беннет рассматривает конфликт в контексте противостояния англосаксонского и нормандского населения, противоречия между лояльностью королю и лояльностью церкви .

В первой книге убийство Вильяма евреями излагается как общеизвестный и доказанный факт. Однако, как пишет профессор Ора Лимор, при чтении второй книги становится понятно, что многие жители Норвича, включая шерифа и епископа, в этом сомневались. Лимор полагает, что именно поэтому вторая книга была написана значительно позже, в ней автор фактически дискутирует со скептиками и приводит то, что он полагает доказательствами вины евреев .

Главным доказательством Томас считает свидетельство о том, что один из жителей города видел, как евреи несли в мешке тело и повесили его на дереве в лесу, но смолчал, чтобы не нарушать святость Страстной пятницы. Впервые это свидетельство было озвучено лишь через 5 лет после смерти Вильяма — в 1149 году, и не самим свидетелем, а его духовником после его смерти. Вторым доказательством он полагает утверждение Левивы, которая утверждала, что её дочь видела, как Вильям вошел в дом еврея. Однако и это свидетельство появилось через 5 лет и не было озвучено на соборе у епископа.

Таким образом, как пишет Ора Лимор, оба свидетельства появились через много лет после события и были озвучены не самими свидетелями, а теми, кто утверждал, что слышал это от свидетелей . Рассуждения же о распятии и кровавом ритуале опираются на свидетельство христианки-служанки в еврейском доме, которая утверждала, что мельком видела в приоткрытую дверь распятого мальчика. Она также озвучила свои обвинения через много лет после самих событий. Ора Лимор отмечает также, что Томас ничего не пишет о каких-либо попытках установить личность человека, с которым ушёл Вильям .

Обвинения в ритуальном убийстве Томас основывал на мнении некоего крещёного еврея Теобальда, по словам которого без пролития человеческой крови евреи не могут обрести свободу и вернуться на родину .

Издатель книги Томаса Монтегю Джеймс обвиняет в создании кровавого навета Теобальда и даже предполагает, что он мог быть убийцей . Историк Гэвин Лэнгмюр , изучая рукопись, пришёл к выводу, что именно Томас, выступая в роли первого в английской истории частного детектива , обвинил евреев в ритуальном убийстве .

Можно с достаточной уверенностью считать, что измышление, будто евреи распинают христиан, было внесено в западную культуру Томасом из Монмута в 1150 году.

, p. 842

В своём исследовании Лэнгмюр показывает, как Томас подтасовывал факты и свидетельства для фальсификации выводов .

Историк , исследуя вопрос кому было выгодно обвинить евреев Норвича в убийстве мальчика, обнаружила, что это обвинение было выдвинуто для оправдания рыцаря Симона де Новерса, заказавшего убийство своего кредитора — видного представителя норвичской еврейской общины Делесо. В суде де Новерса защищал епископ Норвича Вильям де Тюрбевилль, тесно связанный с семьёй де Новерса. В пересказе Томаса Монмутского епископ заявил: «Мы, христиане, не ответим на обвинение евреев [в том, что Делесо был убит по приказу де Новерса], пока евреи не докажут, что не были причастны к убийству нашего христианского мальчика». В результате рядовое для того времени нераскрытое убийство стало значимым явлением, а слушание по делу Делесо было отложено, и о его возобновлении неизвестно .

Память

Распятие Вильяма — картина XV века в Церкви Святой Троицы в ( Норфолк )

В истории память о Вильяме осталась в виде изображений на алтарных преградах и витражах, как персональных, так и коллективных :

  • Церковь Марии Магдалины на Сильвер-роуд в Норвиче
  • Церковь Св. Троицы в (графство Норфолк )
  • Церковь Св. Эдмунда во (графство Норфолк, до 1974 года — графство Саффолк )
  • Церковь Всех Святых в
  • Церковь Св. Петра и Павла в городе (графство Саффолк)
  • Церковь Св. Андрея в деревне Маркс-Тей (графство Эссекс )

Современные оценки

Обвинение евреев в ритуальном убийстве Вильяма Норвичского считается первым «кровавым наветом» в истории Европы . Учёные полагают, что появление легенды о Вильяме Норвичском было связано с религиозными настроениями первых Крестовых походов , с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией . Так, историк Джереми Коэн отмечает, что описание Томасом Монмутским сцены пыток и убийства мальчика целенаправленно создает параллели с распятием Христа .

Эта история впоследствии стала моделью для обвинений. Любое убийство, в котором могли заподозрить еврея, становилось не простым, а ритуальным, встраивалось в цепочку аналогичных обвинений и становилось коллективным: «виновны все евреи» . В дальнейшем легенда о Вильяме получила широкое распространение. Так, в Англии с 1144 года до изгнания оттуда евреев в 1290 году известно по крайней мере 14 наветов. Затем через Францию навет распространился и на остальную средневековую Европу . Обвинение евреев в этом убийстве на протяжении сотен лет поддерживало антисемитизм . Современные ученые считают, что Вильям, скорее всего, был реальным лицом, что он действительно был найден мёртвым и умер насильственной смертью. Всё остальное — предмет домыслов и спекуляций .

Католическая церковь после Второго Ватиканского собора признала обвинения евреев в ритуальных преступлениях клеветой, и позже её епархии исключили из списков святых несколько местночтимых имен, которые считались подобными жертвами . Александр Мень утверждает, что в их число вошёл также Вильям . Католическая энциклопедия называет обвинение евреев в ритуальном убийстве Вильяма ложью — одной из самых видных и ужасных в истории .

См. также

Примечания

  1. Поскольку Вильям не был канонизирован официально, то его просто исключили из списков местночтимых святых
  2. Белова О. В., Петрухин В. Я. Миф 3. «Кровь на нас и на детях наших…» Религиозные наветы в книжной и устной традиции славян // «Еврейский миф» в славянской культуре. — Москва; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2008. — С. 215. — 568 с. — (Эхо Синая). — ISBN 978-5-93273-262-8 .
  3. , с. 288.
  4. , p. 48.
  5. Raphael Langham. (англ.) . The Jewish Historical Society of England. Дата обращения: 24 апреля 2013. Архивировано из 24 декабря 2013 года.
  6. , p. 119.
  7. , p. 123.
  8. , с. 285.
  9. (англ.) . Cambridge University Press. — репринт издания 1896 года. Дата обращения: 25 апреля 2013. 1 ноября 2013 года.
  10. , с. 288-289.
  11. Кротов Я. Г. . krotov.info. Дата обращения: 24 апреля 2013. 8 мая 2013 года.
  12. Панченко А. А. Кровавый навет // . — М. : ОГИ, 2004. — С. 161. — 544 с. — ISBN 5-94282-263-8 . 2 июля 2014 года.
  13. , p. 119-120.
  14. (англ.) . Jewish Encyclopedia (1906). Дата обращения: 8 апреля 2014. 29 марта 2014 года.
  15. , с. 283-294.
  16. , с. 294.
  17. Зинде Э. // Лехаим. — 30 сентября 2012. — № 10 (246) . 21 июля 2013 года.
  18. , с. 312.
  19. , с. 288-290.
  20. , с. 287—288.
  21. , p. 120.
  22. , с. 287.
  23. , с. 286—287.
  24. , p. 120—121.
  25. , с. 290.
  26. , p. 124—127.
  27. , с. 298—299.
  28. , с. 299—300.
  29. , с. 300—301.
  30. , с. 302.
  31. , с. 292.
  32. . Meduza (1 февраля 2016). Дата обращения: 13 января 2022. 14 июня 2021 года.
  33. Панченко А. А. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. 1 ноября 2013 года.
  34. Gillian Bennett, "William of Norwich and the Expulsion of the Jews, " Folklore 116, no. 3 (2005)
  35. Jeremy Cohen. William of Norwich, Thomas of Monmouth, and The Ritual Murder Accusation // (англ.) . — New York: Oxford University Press, 2007. — P. -97. — 324 p. — ISBN 978-0195178418 .
  36. , с. 308.
  37. , с. 313.
  38. Paul Halsall. (англ.) . Internet History Sourcebooks Project . Fordham University (октябрь 1997). Дата обращения: 26 августа 2014. 14 августа 2014 года.
  39. , p. 71.
  40. Мень А. Кротов Я.. Дата обращения: 24 апреля 2013. 23 марта 2013 года.
  41. Webster, D.R. (1912). от 8 июля 2014 на Wayback Machine . In The Catholic Encyclopedia . New York: Robert Appleton Company. Retrieved March 23, 2014

Литература

  • . Убийство Уильяма Норвичского: Происхождение кровавого навета в средневековой Европе. — Новое литературное обозрение , 2021. — 432 с. — ISBN 9785444814604 .
  • Лимор О. Часть девятая. Кровавый навет // . — Открытый университет Израиля , 2006. — С. 281—313. — ISBN 9789650608378 .
  • McCulloh J. (англ.) // Speculum . — 1997. — Vol. 72 , no. 3 . — P. 698—740 . — ISSN .
  • Miri Rubin. // History Today : Magazine. — London: Andy Patterson, 2010. — Vol. 60, № 6 .
  • Gillian Bennett. // Folklore. — Folklore Enterprises, Ltd., 2005. — Vol. 116, № 2 . — P. 119-139.
  • Anderson M. D. A Saint at Stake: The Strange Death of William of Norwich. London: Faber , 1964.
  • Gillian Bennett. «Saint» William of Norwich: A Medieval English Ritual Murder Accusation, its Creation and Aftermath // Paper presented at the conference on The Social Consequences of Rumour. — Bellagio, Italy, April 2003.
  • Yarrow S. Little St William of Norwich // Saints and Their Communities: Miracle Stories in Twelfth-Century England. — Oxford: Clarendon Press , 2006. — P. 122-168. — 258 p. — (Oxford Historical Monographs). — ISBN 978-0-19-928363-7 .
  • Langmuir G. Thomas of Monmouth: Detector of Ritual Murder (англ.) // Speculum. — 1984. — Vol. 49 , no. 4 . — P. 820—846 . — ISSN .
  • Perry M., Schweitzer F. M. . — Palgrave Macmillan , 2002. — 309 p. — ISBN 978-0312165611 .
  • Lotter F. Innocens virgo et Martyr. Thomas von Monmouth und die Verbreitung der Ritualmordlegende im Hochmittelalter (нем.) // Rainer Erb. Die Legende vom Ritualmord: Zur Geschichte der Blutbeschuldigung gegen Juden. — Metropol Verlag, 1993. — S. 25—72 . — ISBN 978-3926893154 .
Источник —

Same as Вильям из Норвича