Interested Article - Званый ужин (Джуди Чикаго)

«Зва́ный у́жин» ( англ. The Dinner Party ) — художественная композиция арт-феминистки Джуди Чикаго , созданная в 1974—1979 годах и посвящённая выдающимся женщинам разных эпох. Её составной частью является так называемый « Этаж наследия ».

Описание и история создания

«Званый ужин» был задуман с целью положить конец принижению и забвению роли женщин в истории человечества. Основу композиции представляет банкетный стол на 39 персон, каждое место за которым предназначено одной из величайших женщин в истории западной цивилизации и отмечено её именем и символами её достижений. Для каждой персоны выложена салфетка, блюдо, приборы, а также бокал или чаша. На многих тарелках имеются скульптурные изображения цветов или бабочек, символизирующих вагину . «Званый ужин», будучи плодом совместного творчества многих разных художников — мужчин и женщин, воздаёт дань таким художественным формам, как текстиль (ткачество, вышивка, шитьё) и роспись фарфора , традиционно считавшимся женскими видами искусства и относимым скорее к ремёслам, нежели к изящным искусствам, в которых всегда наблюдалось господство мужчин. Сам стол выполнен в виде равностороннего треугольника с длиной стороны в 14,63 метра и установлен на белом изразцовом полу, треугольные плитки которого содержат имена ещё 999 известных женщин .

На создание работы ушло 6 лет и 250 000 долларов США, не считая трудового вклада добровольцев . Проект начинался под названием «Двадцать пять женщин, которые были заживо съедены» ( англ. Twenty-Five Women Who Were Eaten Alive ). Он позволял Джуди Чикаго реализовать придуманный ею образ «бабочки-вагины», а также свой интерес к росписи по фарфору в антураже высокого искусства . Идея вскоре расширилась до тридцати девяти имён, разбитых на три группы по тринадцать человек. Форма имеет особое значение, поскольку треугольник издавна считался символом женщины. Кроме того, это равносторонний треугольник , символизирующий равенство, а 13 — это число присутствовавших на Тайной вечери , что было особенно важно для Чикаго, так как все тринадцать были мужчинами .

Первые три года Чикаго работала одна; в последующие три года над «Званым ужином» работало более 400 человек, преимущественно волонтёры. 125 из них были признаны «участниками проекта». Проект был организован в соответствии с так называемой «доброжелательной иерархией» и «неиерархическим руководством», так как Чикаго разрабатывала многие аспекты работы и принимала окончательные решения .

39 пластин образуют поднимающуюся плоскость в знак постепенного приобретения независимости современными женщинами, ещё не полностью, впрочем, свободными от социальных ожиданий .

«Званый ужин» был показан широкой публике впервые в Музее современного искусства Сан-Франциско в 1979 году, что привлекло более 100 000 посетителей за три месяца. Работа, несмотря на сопротивление со стороны художественной общественности, гастролировала в 16 местах в 6 странах на 3 континентах, охватив зрительскую аудиторию в 15 миллионов человек. С 2007 года находится в постоянной экспозиции в Бруклинском музее (Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки).

Имена женщин, включённых в экспозицию

Ещё 999 имён, отобранных специальной комиссией, написаны на изготовленных вручную керамических плитках, образующих пол внутри треугольной инсталляции. Он носит имя « Этаж наследия ».

Критика

Работа была по-разному оценена критиками. Известная защитница феминистского искусства, писательница и арт-критик Люси Липпард назвала композицию превосходным образцом феминистских устремлений , выразив своё отношение словами:

«Моё личное первое восприятие было сугубо эмоциональным… Чем дольше я вникала в это произведение, тем сильнее меня пленила тонкость деталей и скрытый смысл».

Её точку зрения разделяли и многие другие критики, восхвалявшие работу Джуди Чикаго .

Не менее непреклонными были и негативные отзывы. (англ.) писал, что работа использует самоповторение «с настойчивостью и вульгарностью, более подходящими скорее для рекламной кампании, нежели произведению искусства» , подчеркнув, что это не просто китч — это «низкопробное искусство… провальное искусство,… искусство, погрязшее в слепом следовании цели настолько, что не способно обрести собственную независимую художественную жизнь» .

Роберта Смит заявила, что «исторический смысл и социальное значение инсталляции могут превышать её эстетическую ценность» .

Морин Мулларки предположила, что Чикаго просто использовала женщин-добровольцев, поставив, таким образом, под вопрос иерархический принцип работы над проектом (впрочем, Чикаго никогда и не отрицала, что несёт ответственность за каждую деталь получившейся инсталляции). Мулларки также раскритиковала ряд тарелок, особенно — Эмили Дикинсон, Вирджинии Вулф и Джорджии О’Киф; согласно её взглядам, работа антифеминистична по целому ряду причин, включая излишний акцент на поле в «негендерных» профессиях, изображения «вагин» в нарушение личного пространства, и пр. Вообще идея «бабочек-вагин» подвергалась критике как, по выражению конгрессмена Боба Дормана, «керамическая 3-D порнография », так и, по мнению ряда феминисток, как символ пассивного начала. Впрочем, это вполне в русле феминистического движения 1970-х, сконцентрированном на теле. Другие феминистки не согласны с данной работой, так как она представляет собой видение мира женского опыта, в котором не представлены многие аспекты — например, в работе плохо представлены женщины, не относящиеся к белой расе и традиционной сексуальной ориентации .

Примечания

  1. — 1897.
  2. Chicago, 10.
  3. Lippard, Lucy. «Judy Chicago’s Dinner Party.» Art in America 68 (April 1980): 114—126.
  4. Koplos, Janet. « The Dinner Party Revisited.» Art in America 91.5 (May 2003): 75-77.
  5. Caldwell, Susan H. «Experiencing The Dinner Party Woman’s Art Journal 1.2 (Autumn 1980-Winter 1981): 35-37.
  6. Kramer, Hilton. «Art: Judy Chicago’s Dinner Party Comes to Brooklyn Museum.» The New York Times . October 17, 1980.
  7. Smith, Roberta. «Art Review: For a Paean to Heroic Women, a Place at History’s Table.» New York Times . September 20, 2002.
  8. Mullarkey, Maureen. « The Dinner Party is a Church Supper: Judy Chicago at the Brooklyn Museum.» Commonweal Foundation, 1981.
  9. Jones, Amelia. «The ‘Sexual Politics’ of The Dinner Party : A Critical Context.» Reclaiming Female Agency. Eds. Norma Broude and Mary D. Garrard. Berkeley: University of California Press, 2005. 409—433.

Литература

  • Chicago, Judy. The Dinner Party: From Creation to Preservation . London: Merrell (2007). ISBN 1-85894-370-1 .
  • Chicago, Judy. The Dinner Party: A Symbol of our Heritage. New York: Anchor (1979). ISBN 0-385-14567-5
  • Chicago, Judy. Through The Flower: My Struggle as A Woman Artist. Lincoln: Authors Choice Press (2006). ISBN 0-595-38046-8
  • Jones, Amelia. Sexual Politics: Judy Chicago’s Dinner Party in Feminist Art History. Berkeley: University of California Press (1996). ISBN 0-520-20565-0

Документальный фильм

  • Right Out of History: Judy Chicago , Phoenix Learning Group (2008) (DVD)

Видео

  • на YouTube 28 March 2007
  • на YouTube Video tour of the work and part of the Elizabeth A. Sackler Center for Feminist Art by James Kalm . 28 March 2007. Accessed September 2009.

Ссылки

  • exhibition website from the Brooklyn Museum, including a searchable database of all the women represented.
  • from Chicago’s non-profit organization, Through the Flower.
Источник —

Same as Званый ужин (Джуди Чикаго)