Алексеева, Татьяна Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Татья́на Алекса́ндровна Баку́нина ( 14 (26) июля 1815 — 1 (13) сентября 1871 ) — сестра русского мыслителя и революционера Михаила Бакунина , возлюбленная писателя Ивана Тургенева . Отношения Бакуниной и Тургенева, названные литературоведами « прямухинским романом», нашли отражение в написанном Иваном Сергеевичем стихотворении « В дороге » («Утро туманное, утро седое») и некоторых других произведениях.
Бакунина была представительницей русского дворянского рода , известного со второй половины XVII века . Её отец, Александр Михайлович Бакунин , после защиты философской диссертации много лет работал за границей. По возвращении в Россию занялся обустройством своего имения Прямухино. Его спутницей жизни стала Варвара Александровна Муравьёва (в замужестве Бакунина). В семье родились одиннадцать детей; Михаил и Татьяна были погодками ; Татьяна была четвёртой в семье . Родилась в родительском имении в с. Прямухино , крещена 16 июля 1815 года в усадебной Покровской церкви при воспреемстве своего дяди Михаила Павловича и тётки Надежды Павловны Полторацких. Кроме Михаила Бакунина наиболее известными личностями являются ещё три младших брата Татьяны: Павел Бакунин , Александр Бакунин и Алексей Бакунин .
Владелец имения стремился создать в своём доме особый мир, соединяющий жизнь с искусством. Александр Михайлович сам обучал Татьяну, считавшуюся «типичной обитательницей прямухинского гнезда» , английскому, французскому, итальянскому языкам, преподавал ей естественно-научные дисциплины . Любовь к поэзии и философии она переняла от старшего брата Михаила .
В Прямухине подолгу гостили писатель и публицист Николай Станкевич , литературный критик Василий Боткин , поэт Иван Клюшников, историк Тимофей Грановский . Белинский , которого связывали с Татьяной тёплые отношения, в письме к Михаилу Бакунину отзывался о его сестре как о «чудном, прекрасном создании» :
Эти глаза тёмно-голубые и глубокие, как море; этот взгляд внезапный, молниеносный, долгий, как вечность, по выражению Гегеля ; это лицо кроткое, святое, на котором ещё как будто не изгладились следы жарких молений к небу — нет, обо всём этом не должно говорить, не должно сметь говорить.
Спустя годы Белинский начал замечать в Татьяне Александровне иные качества: некоторую «односторонность духовного развития», избыточный романтизм, склонность к восторженности и сентиментальности, отсутствие «простоты и естественности» . При этом она оставалась безупречным товарищем: по данным исследователей, именно Бакунина деятельно поддержала композитора Александра Серова , погрузившегося в депрессию после сдержанной реакции публики на его оперу « Юдифь »; она же вдохновила автора на написание другого произведения — оперы «Рогнеда» . В постоянном стремлении Татьяны Александровны «к спасению» близких, в жажде самопожертвования литературовед Виктор Чалмаев увидел черты будущих « тургеневских девушек » .
Тургенев, познакомившийся с Бакуниным в Германии, по возвращении в Россию принял приглашение друга и прибыл в Прямухино осенью 1841 года . Татьяна была подготовлена к визиту молодого литератора, о котором знала из писем брата: Михаил Александрович отзывался о нём как незаурядном человеке, с которым они вели в Берлине «чудную жизнь» . Для 27-летней женщины приезд Тургенева стал большим событием ; именно она взяла «первую ноту в любовном дуэте» :
Вы святой, вы чудный, вы избранный богом.
Вам принадлежит не маленькая частичка жизни, славы, счастья;
вам вся полнота, вся бесконечность, вся божественность бытия.
О, оставьте меня в святом, блаженном созерцании той дивной
будущности, которую я смею предрекать вам.
Из письма Т. А. Бакуниной И. С. Тургеневу
Молодые люди встречались в усадьбе Бакуниных,
Москве
, Твери, однако образ Тургенева, по словам Чалмаева, в этой истории «несколько туманен»
. Иван Сергеевич был на три года моложе Татьяны, и в её отношении к писателю проскальзывали интонации старшей сестры, привыкшей опекать и заботиться
. По мнению историка
Нины Молевой
, своим горячим участием и покровительством Бакунина порой напоминала писателю его мать
Варвару Петровну
.
Всё решено им за двоих: он — не Онегин , она — не Татьяна Ларина , хотя… Что было в этом «романе» жизнью, а что — литературным переживанием — определить и сейчас трудно.
В письмах к Тургеневу Татьяна Александровна называла его «ребёнком, в котором много скрыто зародышей и прекрасного и худого»; позже сообщала, что «готова возненавидеть» возлюбленного за ту власть, которую он над ней имеет. Страдая от его молчания, девушка просила, чтобы он помнил о той, которая «ждёт зова, чтобы отдать все свои силы, всю любовь, свою преданность» . Тургенев, как отмечают исследователи, расстался с Бакуниной «вполне величаво» . В прощальном письме, адресованном Татьяне Александровне, он назвал её своей Музой и признался, что «никогда ни одной женщины не любил более», чем её; одновременно он просил «благословения на дорогу» и предлагал забыть «всё тяжёлое, всё половинчатое» .
После расставания с Тургеневым Татьяна Александровна, так и не вышедшая замуж, сосредоточила всё своё внимание на судьбе брата Михаила. В 1851 году, находясь в Алексеевском равелине Петропавловской крепости , Бакунин обратился к императору с просьбой о свидании со старыми родителями и «одной любимой сестрою, про которую даже не знал, жива ли она». Разрешение было получено; Татьяна Александровна выехала в Петербург .
Вторая встреча Бакуниной с узником равелина состоялось через год, третья — ещё через полтора; свиданиям предшествовали хлопоты Татьяны Александровны, которая лично обращалась и к главе тайной полиции Леонтию Дубельту , и к Николаю I:
Я с чувством беспредельной признательности за оказанную мне уже милость осмеливаюсь повергнуться к стопам Вашего Императорского Величества, всеподданнейше испрашивая Всемилостивейшего разрешения на свидание с братом ещё несколько раз, пока я пробуду в С.-Петербурге, куда я прибыла единственно с тем, чтобы свиданиями с ним хотя несколько усладить его несчастное положение.
Исследователи не установили, о чём беседовали во время встреч брат и сестра, однако известно, что Татьяна сумела вынести из равелина составленный Бакуниным «шифрованный лексикон» — систему кодов для обмена информацией с соратниками . Кроме того, во многом благодаря её ходатайствам в отношении Михаила Александровича были предприняты «отступления от равелинного уклада жизни»: ему была разрешена переписка с родными. Позже, во время пребывания в Шлиссельбургской крепости , узник смог получать из Прямухина посылки с чаем, табаком, книгами, а также портретами родителей и любимой сестры. В письмах к Татьяне Бакунин беспокоился, что она «больна, измучена», просил, чтобы брат Павел нашёл для неё в Петербурге хорошего доктора, и признавался, что надеется на неё «как на каменную гору» .
Татьяна Александровна ушла из жизни от «нарыва на голове» 1 сентября 1871 года и была похоронена в семейной усыпальнице в Прямухино. Бакунин, переживший её на пять лет, в последнем письме родным, отправленном из Лугано за четыре месяца до смерти, с ностальгией вспоминал о «прямухинском мире» и тех временах, когда они с любимой сестрой «уходили на остров» .
В дороге
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Отрывок из стихотворения
В ноябре 1843 года Тургенев написал стихотворение «В дороге», получившее широкую известность как романс композитора Эраста Аггеевича Абазы «Утро туманное, утро седое» . Литературоведы считают, что этот «шедевр русской поэзии» был создан под влиянием воспоминаний Ивана Сергеевича о «прямухинском романе» . Стихотворение, по мнению Виктора Чалмаева, воссоздаёт «мгновения предельной полноты любовного чувства», которое пережило и «расцвет, и печальное угасание» .
Исследователи обнаруживают связь между отдельными письмами Бакуниной и стихотворениями Тургенева. Эта перекличка, названная «лирическим дневником в стихах», заметна в стихотворении «Нева» ( «Теперь, быть может, у окна / Она сидит… и не страдает; / Но, как свеча от ветра, тает / И разгорается она…» ), являющемся ответом на одно из признательных писем Татьяны Александровны , а также в стихотворениях «В ночь летнюю, когда, тревожной грусти полный…», «Когда с тобой расстался я…» и других .
Кроме того, «прямухинский роман» наложил отпечаток на рассказ Тургенева «Переписка», в котором воспроизведены фрагменты писем Бакуниной и Ивана Сергеевича , а также на опубликованный в « Отечественных записках » рассказ «Андрей Колосов». Это произведение не является строго автобиографичным, однако литературоведы полагают, что «в личность рассказчика и в историю его любви к Варе Тургенев привнёс много своего, личного, связанного с увлечением Т. А. Бакуниной» . Воспоминания о «прямухинском периоде» легли в основу ещё одного тургеневского рассказа — «Татьяна Борисовна и её племянник», героиня которого — «старая девица», увлекающаяся чтением Гёте , Шиллера и немецких философов :
В исследовательской литературе неоднократно отмечалось, что в рассказе отразился «философский роман» Тургенева с сестрой М. А. Бакунина Татьяной Александровной Бакуниной, относящийся к 1841—1842 годам, и что в образе «старой девицы» были пародированы некоторые её черты.