Бхава
— многозначный термин в философских школах
индуизма
и
буддизма
. В
санскрите
существует два слова (наиболее употребляемые значения
):
бхава (भव bhava [с кратким
А
в первом слоге]) — жизнь, бытие, происхождение;
бхаава (भाव bhāva [с долгим
А
в первом слоге]) — эмоция, манера, темперамент.
В некоторых даршанах индийской философии
монистического
толка (
адвайта-веданта
) бхава как эмпирическое бытие, становление, «бывание», противопоставляется неизменному и абсолютному сущностному Бытию как таковому (
сат
), в других школах (буддизм) подобного разграничения не проводится
. Противоположность бхавы —
абхава
, небытие.
Содержание
В тантре
Тантрическая традиция
, отказываясь от
варн
и
каст
, в большинстве своём утверждает равенство людей перед лицом Творца и равенство в возможности получения знания. Однако она всё равно разделяет людей — но не по родовому признаку, а по уровню
интеллекта
и/или
темперамента
— и использует для этого термин '
бхава'
(भाव bhāva), определяя его как тип человеческого темперамента. Тантра разделяет человеческий темперамент на три типа —
трибхаву
(त्रिभाव — tribhāva):
пашу-вира-дивья
(по восходящей).
Пашу-бхава
(पशुभाव — животный темперамент) — низший тип. Это люди, для которых на первом месте стоят физические удовольствия, материальные блага — то есть не стремящиеся к духовному познанию. Согласно самим текстам
Тантр
, к пашу-бхаве принадлежит подавляющее большинство людей и они могут получить знание исключительно в
Дакшиначаре
(
Тантра правой руки
) — внешний ритуал,
йога
и другие духовные практики, одобряемые ортодоксальным индуизмом.
Вира-бхава
(वीरभाव — человеческий темперамент) — средний тип. К этому типу относятся те, кто уже осознал преходящесть мира
Майи
и материальных удовольствий. Он целеустремлён и сосредоточен; его внутренний мир целиком поглощён
садханой
. Но при этом в нём ещё могут сохранятся высокомерие, гордость, нетерпимость, от которых он обязан избавиться. Человек, находящийся в вира-бхаве, ограниченно допускается к определённым практикам
Вамачары
(
Тантра левой руки
) только под контролем
Гуру
или более продвинутых членов школы. В конце концов вира, при упорной практике, достигнет состояния Дивья-бхавы — божественности.
Дивья-бхава
(दिव्यभाव — божественный темперамент) — высший тип. К дивья-бхаве относятся те, кто уже полностью осознал свою божественность, свою неотличимость от Брахмана — то, что определяется как «tat-tvam-asi» в
Чхандогья-упанишаде
или «aham-brahma-asmi» в
Брихадараньяка-упанишаде
. Он продолжает придерживаться обязательного внешнего ритуализма жизни — но это не является для него столь обязательным, как для находящегося в пашу-бхаве или вира-бхаве.
Идея трибхавы зародилась в Тантре как развитие теории
гун
в
Санкхье
. Соглашаясь с этой теорией, тантризм, однако, считает три гуны скорее категориями вселенского масштаба, хотя и признаёт их наличие, так сказать, в земном плане бытия. Они ассоциируются между собой следующим образом:
Саттва-гуна — Дивья-бхава.
Раджа-гуна — Вира-бхава.
Тамо-гуна — Пашу-бхава.
Следующим этапом развития трибхавы в тантрическом
шактизме
явилась структура разделения различных направлений индуизма на семь ступеней —
Саптачара
(Семь ступеней) — и последовательное разделение трибхавы по ним:
Дивья-бхава
— Сиддхантачара и Каулачара — последняя считается наиболее высшей ачарой.
Шайвачара фактически является переходной ступенью между
пашу-бхавой
и
вира-бхавой
— в ней вера (
Ведачара
) и
Бхакти
[преданность] (
Вайшнавачара
) усиливаются
Джняной
[Божественным Знанием] (
Шайвачара
) и душа садхака обретает важное качества, необходимые для дальнейшего духовного развития:
вирья
(वीर्य vīrya — решимость) и
тапасья
(तपस्या tapasyā — духовное возгорание). Четыре последние ступени —
Дакшиначара, Вамачара, Сиддхантачара и Каулачара
— это фактическое подразделение тантрического шактизма.
По своей сути идея трибхавы очень близка европейскому мистицизму: так, аналогичное деление есть у
гностиков
(
гилики-психики-пневматики
) и у масонов (
ученик-подмастерье-мастер
)
Ф.Ницше
в своей книге «
Так говорил Заратустра
» также даёт символическую типологию людей —
верблюд — лев — ребёнок
— и её описание в какой-то мере близко Трибхаве танры.
В гаудия-вайшнавизме
Термин «бхава» очень широко используется в вайшнавской бхакти — гаудия-вайшнавский святой и богослов XVI века
Рупа Госвами
, принадлежавший к традиции
гаудия-вайшнавизма
, в своём труде «
Бхакти-расамрита-синдху
» определил пять основных видов бхакти, названных им
бхава
:
Шанта-бхава
— нейтральные отношения с Богом
Дасья-бхава
— связь с Богом отношениями слуги и господина
Сакхья-бхава
— общение с Богом как с другом
Ватсалья-бхава
— выполнение роли отца или матери Бога
Мадхурья-бхава
— отношение к Богу как к своему возлюбленному
В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь
гопи
Вриндаваны
к
Кришне
.
В буддизме
В буддизме термин
бхава
(бытие) означает непрерывность жизни и смерти, обусловленной привязанностью (
упадана
); стремление к жизни.
Бхава является условием для возникновения живых существ, в частности, формы, в процессе рождения (
джати
).
Бхава рассматривается в качестве одного из звеньев, или
нидан
, в цепи причинно-следственного возникновения (
пратитья-самутпада
), ей предшествует привязанность-упадана, за ней следуют рождение, старость и смерть
.
Другие значения
Бхава
(भव bhava) — одно из основных имён-эпитетов
Шивы
. В переводах на русский язык ритуальной литературы шиваизма часто переводится как «Сущий».
Бхава
или Бхаваявья — упоминаемый в
Риг-веде
(1.126) царь.
Бхава
(भाव bhāva) — термин в
джйотише
; один из астрологических 12-ти домов. От него происходит название натальной карты в джйотише — бхавачакра (bhāvacakra).
Бхава
— в «На́тья-ша́стре» (санскр. नाट्य शास्त्र, Nātyaśāstra, «Чтение о драме» — древнеиндийский трактат по театральному искусству) термин, означающий интеллектуальное состояние.
Примечания
(неопр.)
Дата обращения: 29 марта 2011.
5 марта 2016 года.
от 21 мая 2014 на
Wayback Machine
.
Бхава
. Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН.
См.: Renou L. Religions of Ancient India. London, 1953. P. 87.
С. Радхакришнан, Индийская философия. Том первый. Часть II. Глава седьмая. Этический идеализм раннего буддизма. XIII. Пратитья-самутпада, или учение о зависимом происхождении.
Литература
В тантризме
Avalon, Arthur (Sir John Woodroffe).
Mahanirvana Tantra
.
Rawson, Philip.
The Art of Tantra
. Thames & Hudson Ltd. 1978
Renou L.
Religions of Ancient India
. London, 1953.