Широкорад, Александр Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Бори́сович Гра́дский (при рождении Фра́дкин ; 3 ноября 1949 , Копейск , Челябинская область , СССР — 28 ноября 2021 , Москва , Россия ) — советский и российский певец , мультиинструменталист , автор песен , поэт , композитор ; народный артист Российской Федерации (1999), народный артист Приднестровской Молдавской Республики (2014), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999). Один из основоположников русского рока .
С 2014 по 2021 год — художественный руководитель театра « Градский Холл ».
Родился 3 ноября 1949 года в Копейске Челябинской области . Отец — Борис Абрамович Фрадкин (1926—2013) , инженер-механик , уроженец Харькова , эвакуированный с родителями в Челябинск в 1941 году . В 1957 году семья переехала в Москву . Большое влияние на развитие будущего музыканта оказала его мать, выпускница ГИТИСа Тамара Павловна Градская (1928—1963) . До 14 лет носил фамилию отца ( Фрадкин ), фамилия Градский была взята сразу после смерти матери в 1963 году в память о ней . Несколько лет жил у бабушки Градской (Павловой) Марии Ивановны в деревне Расторгуево Ленинского района Московской области . Среди источников вдохновения — русская народная музыка, Элвис Пресли , Билл Хейли , The Beatles , Чеслав Немен , Клавдия Шульженко , Марк Бернес , Леонид Утёсов , в числе любимых групп также называл The Doors , Jethro Tull , Pink Floyd , Grateful Dead , The Police .
Окончил детскую музыкальную школу имени Дунаевского по классу скрипки (1967) . Выпускник факультета академического пения ГМПИ им. Гнесиных (1974 год). Обучался в Московской консерватории по классу композиции у Т. Н. Хренникова (1976—1977)
В декабре 1963 года вошёл в состав группы «Тараканы», состоявшей из польских студентов МГУ, в составе которой исполнял песни Элвиса Пресли и твист Арно Бабаджаняна « Лучший город земли ». Основатель третьей по времени создания (после « » и « Сокола ») советской рок-группы « Славяне » (1965) и принёсшей ему наибольшую популярность — « Скоморохи » (1966) , в составе которой занял 1-е место на фестивале « Серебряные струны » в 1971 году . Также принимал участие в группах « Лос Панчос », « » . В 1967 году, в связи с созданием , в течение 2-х месяцев временно работал на должности саксофониста в Донецкой филармонии . С августа 1970 по апрель 1971 года работал в ансамбле « Весёлые ребята » (вокал, гитара). Сотрудничал с композитором Давидом Тухмановым , который впоследствии пригласил его спеть несколько композиций для альбома « Как прекрасен мир », выпущенного в 1972 году .
В начале 1970-х годов режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский начинал свою работу над фильмом « Романс о влюблённых ». Композитором «Романса о влюблённых» должен был стать Мурад Кажлаев , но он отказался . Тогда Аркадий Петров предложил кандидатуру Градского. Градский в этом фильме не только сочинял музыку, но и исполнял вокальные партии . Вышедший в 1974 году фильм имел значительный успех и принёс известность создателю музыки к фильму . Музыкальный журнал Billboard объявил Градского «Звездой года» (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку» . Сочинял стихи к некоторым своим песням.
В 1976 году записал песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова « Как молоды мы были », написанную для фильма « Моя любовь на третьем курсе » режиссера Юрия Борецкого . Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-77» и до последнего дня была «визитной карточкой» певца . В том же году выступил на эстрадном конкурсе «Братиславская лира» .
В 1977 году выступил композитором и исполнителем звуковой дорожки к мультфильму « Принцесса и Людоед » . Автор рок-оперы « Стадион » (памяти Виктора Хары ) (1985), над которой Градский работал более 10 лет; роли в этой опере исполняли известные певцы и актёры Советского Союза: Алла Пугачёва , Иосиф Кобзон , Елена Камбурова , Андрей Макаревич , Андрей Миронов , Михаил Боярский и другие .
В 1980 году, после смерти Владимира Высоцкого , посвящает ему композицию « Песня о друге » и возвращается к написанию стихов и созданию песен на социальную тему . К середине 1980-х Градский сформировал сольную программу в стилистике «автор-исполнитель» с собственными остросатирическими произведениями («Антиперестроечный блюз», «Песня о телевидении», «Южная прощальная») . В декабре 1983 года, после концерта в ДК им. Русакова (на котором Градский экстренно заменял Бориса Гребенщикова ), певец был вызван на разговор с сотрудниками КГБ и получил выговор по линии Москонцерта .
Участвовал в организации ряда советских рок-фестивалей, таких как « Рок-панорама » ; принимал участие в концерте в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС . Ведущий радиопрограммы «Хит-парад Александра Градского» , в которой было представлено около 107 артистов разных жанров . С 1987 года — член Союза композиторов .
В 1988 году исполнил партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова « Золотой петушок » в спектакле Большого театра (дирижёр — Евгений Светланов ) . В том же году впервые смог поехать за границу (в США) , приняв участие в симпозиуме Теда Тёрнера «Choices for the Future» . Выступал в совместных проектах и концертах с Лайзой Миннелли , Шарлем Азнавуром , Джоном Денвером , Крисом Кристофферсоном , Дайон Уорвик , Сэмми Дэвисом , Grateful Dead , в США, Германии, Испании, Греции, Швеции.
В 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получил контракт с Victor Entertainment — ведущей японской фирмой. Выпустил под её маркой два компакт-диска ( Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery ) и дал несколько концертов в Японии с разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами.
Три его первых в СССР рок-балета («Человек», «Распутин» и «Еврейская баллада») поставил Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун), а два последних — Театр балета на льду (худрук И. Бобрин).
Автор музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Выпустил более 18 долгоиграющих дисков , автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен. Работал заместителем председателя Союза композиторов Москвы .
Участвовал в телепрограммах « Пресс-клуб » , « Час пик », «Рок-урок» , « Белый попугай », « Акулы пера » . При этом выступал с критикой отечественного телевидения в целом , сравнивая свои наблюдения с позицией «художника-естествоиспытателя» .
Позиционировал себя как маргинал , к соратникам по цеху был требователен, журналистов не привечал (по утверждению Евгения Додолева , именно Градский запустил в СМИ слова «совок» и «журналюга» ) — делал друзьями, либо не общался .
О явлении русского рока отзывался критически; неоднократно заявлял, что его «не случилось», делая акцент на низком профессиональном уровне исполнителей и проводя параллели с « блатняком » .
В 2009 году Александр Градский выпустил оперу « Мастер и Маргарита ». На сцене опера поставлена не была, существует в виде единственной аудиозаписи 2009 года, не поступавшей в широкую продажу и выполненной со звёздным составом: в записи принимали участие известнейшие российские артисты и друзья Градского Елена Минина, Николай Фоменко , Андрей Макаревич , Андрей Лефлер, Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская , Владимир Зельдин , Григорий Лепс , Алексей Петренко , Валерий Золотухин , Александр Розенбаум , Лолита Милявская , Аркадий Арканов и многие другие. Одна из партий составлена из фрагментов фонограмм с голосом Георгия Милляра .
В 2011 году вышел альбом «Неформат» .
В 2013 году вышла первая книга о музыканте « Александр Градский. The Голос ».
В 2014 году открыл в Москве собственный музыкальный театр « Градский Холл », строительство которого шло более 20 лет . На данный момент все концерты и постановки пользуются у зрителей успехом. Труппа театра состоит, в основном, из участников шоу «Голос» , однако Градский нередко приглашал в театр лучших артистов страны представить сольные программы.
В 2019 году в издательстве « АСТ » вышла книга «Александр Градский. Гранд российской музыки» , в которой своими впечатлениями от творчества музыканта поделились Евгений Евтушенко , Андрей Кнышев , Андрей Макаревич , Владимир Матецкий и другие коллеги .
«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
В 2012—2014 годах принимал участие в телепроекте « Голос » на Первом канале в качестве наставника вместе с Димой Биланом , Пелагеей и Леонидом Агутиным . При этом в первых трёх сезонах программы побеждали участники его команды — Дина Гарипова , Сергей Волчков и Александра Воробьёва .
В 2015 году снова занял место наставника в четвёртом сезоне , на этот раз был в компании с Бастой , Полиной Гагариной и Григорием Лепсом . Его подопечный, Михаил Озеров, в финале занял второе место. В качестве советника на шоу приглашал свою дочь Машу .
В 2017 году вновь стал наставником в « Голосе », в проект вернулся «Золотой состав» (Градский, Билан, Пелагея, Агутин). Его подопечный Селим Алахяров занял первое место .
В 2021 году вернулся в вместе с Димой Биланом , Пелагеей и Леонидом Агутиным . Последний эфир с участием Градского вышел 10 декабря на этапе нокаутов . Участник его команды — Алишер Каримов занял второе место в финале .
26 ноября 2021 года был экстренно госпитализирован в одну из московских клиник с подозрением на инсульт , попал в реанимацию, а 28 ноября в 02:10 по московскому времени скончался на 73-м году жизни от ишемического инсульта , не приходя в сознание .
Церемония прощания состоялась 1 декабря 2021 года в театре « Градский Холл » . Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (56 уч.) .
Мать — Тамара Павловна Градская (1928—1963) , окончила ГИТИС (курс Н. Плотникова ), актриса, затем литсотрудник журнала «Театральная жизнь» .
Отец — Борис Абрамович Фрадкин (1926—2013) , окончил Московский автомеханический институт , инженер-механик. В 1941 году пятнадцатилетним подростком был эвакуирован из Харькова в Челябинск с родителями Абрамом Семёновичем Фрадкиным (1893—?), референтом , и Розалией Ильиничной Фрадкиной (урождённая Чверткина, 1895—1996), машинисткой . Розалию Ильиничну Фрадкину, которая до конца 1980-х годов жила с семьёй Александра Градского, его друзья-музыканты называли «бабушкой русского рок-н-ролла» .
Дядя — Борис Павлович Градский (брат матери), солист ансамбля Игоря Моисеева , танцор, играл на баяне, сочинял пьесы для баяна, скончался в 2002 году.
Александр Градский был женат четыре раза:
Выпущено | Записано | Название | Примечание |
---|---|---|---|
1973 | 1969—1972 | Поёт Александр Градский | стихи Р. Бёрнса, Н. Асеева, А. Градского, В. Сауткина на музыку А. Градского |
1974 | 1973 | Романс о влюблённых | стихи Н. Кончаловской, Б. Окуджавы, А. Градского, Н. Глазкова на музыку А. Градского к фильму « Романс о влюблённых » |
1976 | 1976 | Песни из кинофильма «Солнце, снова солнце» | Мелодия — Г62—05819-20 |
1976 | 1976 | Песни из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе» | Мелодия — Г62-06011-2 |
1978 | 1971—1974 | Александр Градский и ансамбль «Скоморохи» | стихи Р. Бёрнса, В. Шекспира и А. Вознесенского на музыку А. Градского |
1979 | 1972 | Элтон Джон / Александр Градский | композиция «Только ты верь мне» |
1980 | 1976—1978 | Русские песни | вокальная сюита на тему русских народных песен, музыка, стихи и аранжировка А. Градского |
1984 | 1981 | Сама жизнь | вокальная сюита на стихи Поля Элюара, музыка А. Градского |
1985 | 1983—1985 | Стадион | рок-опера в двух действиях и четырёх картинах, либретто и стихи М. Пушкиной и А. Градского, музыка А. Градского |
1986 | 1982 | Звезда полей | вокальная сюита на стихи Николая Рубцова, музыка А. Градского |
1987 | 1980 | Сатиры | вокальная сюита на стихи Саши Чёрного, музыка А. Градского |
1987 | 1985—1986 | Давайте начнём |
музыка А. Градского и
Д. Денвера
, стихи Д. Денвера и С. Тисдейл
издан в 1986 году в Северной Америке под именем «Let Us Begin (What Are We Making Weapons For?)» |
1987 | 1979 | Утопия Александра Градского | вокальная сюита на стихи Р. Бёрнса, П. Шелли, П. Беранже, музыка А. Градского |
1987 | 1971—1974 | Размышления шута | вокальная сюита на стихи В. Шекспира, Р. Бёрнса, Н. Асеева, А. Вознесенского, А. Градского, В. Сауткина, музыка А. Градского |
1988 | 1983 | Флейта и рояль | вокальная сюита на стихи В. Маяковского и Б. Пастернака, музыка А. Градского |
1988 | 1984 | Ностальгия | вокальная сюита на стихи Владимира Набокова, музыка А. Градского |
1988 | 1986 | Человек | рок-балет, либретто А. Градского по Р. Киплингу |
1989 | 1987 | Монте-Кристо | стихи и музыка А. Градского к фильму « Узник замка Иф » |
1989 | 1979—1987 | Концерт-сюита | стихи и музыка А. Градского |
1990 | 1990 | Экспедиция | стихи и музыка А. Градского |
1991 | 1991 | Metamorphoses | |
1994 | 1990 | Несвоевременные песни | |
1994 | 1991 | Фрукты с кладбища | 1995 — The fruits from the cemetery |
2003 | 2003 | Хрестоматия | стихи А. Градского, Н. Олейникова, Д. Леннона, П. Маккартни, В. Блейка на музыку А. Градского, Т. Вейца, А. Джексона, К. Брукса, Д. Кука, Р. Данн, С. Уандера |
2003 | 2003 | Песни для Иры | стихи А. Градского, В. Блейка, Н. Олейникова на музыку А. Градского, А. Джексона, К. Брукса, Д. Кука, Р. Данн |
2009 | 1979—2009 | Мастер и Маргарита | рок-опера в двух действиях и четырёх картинах, либретто А. Градского по роману М. Булгакова, стихи и музыка А. Градского |
2011 | 2010—2011 | Неформат | |
2014 | 2010—2011 | Романсы |
Год | Название |
---|---|
1986 | «Я уже ни во что не верю» |
1987 | «Южная прощальная» |
1987 | « Замыкая круг » |
2007 | «Замыкая круг» |
В 1992 году написал публицистическую статью «Голос из зрительного зала (Голос с галерки)», напечатанную в газете « Новый взгляд » .
В 1993 году, во время весеннего политического кризиса в России встал на сторону президента РФ Б. Н. Ельцина в его противостоянии Верховному Совету , приняв участие в пропрезидентской кампании «Да—да—нет—да», приуроченной к апрельскому референдуму .
В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне .
В последние годы принципиально не делал публичных заявлений о политике, объясняя это так:
Если у тебя есть хоть какой-то авторитет, если тебя кто-то любит, и какие-то люди считаются с твоим мнением, и ты об этом знаешь, то не очень корректно высказываться на темы, не имеющие отношения к музыке. Потому что люди, которые тебя любят, могут принять твоё высказывание за руководство к действию и автоматически за тобой последовать к этому мнению. Люди, которые тебя не любят, могут сделать: «А, этот сказал так? Значит, давайте наоборот думать!». И на них ты, получается, повлиял. То есть ты начинаешь принимать участие в обсуждении каких-то вещей, используя себя как певца, как человека, к которому прислушиваются, на совершенно другие темы. И ты как дурак себя должен чувствовать! Я бы себя чувствовал как дурак. То есть я на кого-то повлиял, а имею ли я право на кого-то влиять? Да никакого! В музыкальном отношении, в поэтическом отношении, в эстетическом отношении я уже сам по себе или влияю, или не влияю. И это моё право на существование как человека, скажем так, пытающегося самовыразиться в искусстве. А вот во всём остальном это будет просто некорректно с моей стороны, лучше этого никогда не делать .
Комментарии
Источники
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)