Interested Article - Мы (телесериал)
- 2021-03-04
- 1
«Мы» ( латыш. «Mēs?» ) — документальный сериал 1989 года , состоящий из 5 фильмов, созданный по заказу английского телевидения латышским советским режиссёром Юрисом Подниексом . Серия фильмов повествует о проблемах советского общества периода Перестройки и событиях предшествующих распаду СССР . На английском телевидении фильм шёл под названием «Hello, Do You Hear Us?» , на американском, как «Soviets» .
Производство
После всесоюзного и мирового успеха фильма Юриса Подниекса « Легко ли быть молодым? » (1986) к нему обратились английские продюсеры с телекомпании Central Independent TV . Юрису было предложено снять для английского телевидения примерно то же самое, но только о российской молодёжи. За основу сценария было предложено взять новое произведение композитора Алексея Рыбникова « Литургия оглашенных ». Сценарий фильма взялся написать Лев Гущин , первый заместитель главного редактора журнала « Огонёк ». В свою очередь, Подниекс настоял на том, что англичане не будут вмешиваться в съёмочный процесс и работать он будет только со своей командой, поскольку опасался, что власти будут чинить им препятствия, если в съёмочной группе будут иностранцы .
В городе Переславль-Залесский на развалинах Никитского монастыря было отснято выступление артистов театра « Ленком » с Николаем Караченцовым . После этого несколько месяцев Юрис снимал различную неформальную молодёжь в российской провинции. Тем не менее, фильм не получался. Случайно летом 1987 года Подниекс стал свидетелем акции латышской молодёжи у памятника Свободы в Риге . Тогда молодые люди, одетые в национальные костюмы, пришли к памятнику возложить цветы в память жертв депортации 1941 года и ГУЛАГа . Затем произошла стачка рабочих в Ярославле , а в городе Кириши появилось экологическое движение. Неожиданно с углублением политики Перестройки в советском обществе начали происходить серьёзные изменения, на окраинах СССР вообще начались вооружённые столкновения . Юрис Подниекс начал ездить по всему Союзу, стараясь запечатлеть все эти события. Съёмки фильма сильно затянулись, и его тематика значительно изменилась .
Монтаж фильма проходил в Бирмингеме . Отснятого материала было слишком много и его нельзя было уложить в один телефильм. Подниекс представил продюсерам 10 часов монтажа. Ему было предложено перемонтировать фильм до 5 часов, а чтобы окупить расходы на производство, был привлечён ещё один телеканал — Channel 4 . Сериал был показан на английском и американском телевидении. На российском телевидении был показан однажды, уже после смерти Юриса .
«Очень сложно было перевести картину на английский язык. Я всё старался делать на своих языках — узбеки у меня говорили на узбекском, армяне — на армянском, латыши — на латышском, а русские на русском. Я хотел показать им, что мы не Russia, мы — что-то большее. Английский язык в связи с тем, что это имперский язык и у них у самих хвост в дерьме, и масса проблем с Шотландией, Уэльсом, Ольстером, всегда были колонии, — имеет свои особенности. Например, в английском языке нет такого словосочетания „национальное самосознание“. У них национальное существует только как „националистическое“, то есть с негативным оттенком, и даже понятие „нация“ — с душком. И когда в языке нет понятия „душевные муки“, так по-английски просто нельзя сказать, то многое становится невозможным… И это был чуть ли не самый мучительный момент»
—
В 1991 году из фрагментов этого сериала, а также фильма « Крестный путь », с добавлением хроники путча 1991 года , Юрисом был создан 52-минутный фильм «Крушение Империи» .
Сюжет
1 серия
Композитор Алексей Рыбников записывает оперу « Литургия оглашенных ». Беспорядки в Ферганской долине в 1989 году . Землетрясение в Армении . Стачка рабочих на Ярославском моторном заводе . Авария на Чернобыльской АЭС . Город Припять в 1988 году . Последние съёмки внутри 4-го блока перед его замуровыванием . Зона отчуждения .
2 серия
1000-летие крещения Руси . Андрей Сахаров возвращается из ссылки. Проблема прибалтийских республик . Антисоветский митинг памяти жертв депортации 1941 года в Риге в 1987 году. Конфликт в Нагорном Карабахе в 1988 году .
3 серия
Воины-интернационалисты на день ВДВ в Ленинграде в 1988 году. Война в Афганистане и вывод войск . Перформанс поклонников Михаила Булгакова . Лагерь хиппи в лесах Латвии . Общество «Память» . Байкеры . Митинги демократических движений в Москве . Группа « Алиса » исполняет песню «Моё поколение».
4 серия
Самосожжение женщин в среднеазиатских республиках . Экологическое движение против вредных производств биохимического завода в городе Кириши . Интервью с Борисом Ельциным . XIX партконференция .
5 серия
Латвия в 1989 году , Народный фронт и Интерфронт . Армения в 1988 и 1989 годах, Нагорный Карабах и Сумгаит . Разгон митинга в Тбилиси в 1989 году .
Съёмочная группа
- Режиссёр — Юрис Подниекс
- Помощник режиссера — Александр Демченко (приз Большой Кристап)
- Сценарист — Лев Гущин
- Операторы — Гвидо Звайгзне, Юрис Подниекс
- Композитор — Алексей Рыбников
- Звукорежиссёр — Анри Кренбергс
- Монтаж — Антра Цилинска, Стив Баркли
- Продюсеры — Ричард Кризи, Юрис Подниекс
Призы
- Главный приз Британского Королевского телевизионного общества .
Критика
«„Мы“ — это не просто групповой портрет на фоне вздыбленной страны. Главный мотив фильма — отрыв от насильственного „мы“, привычного со времён пророческого замятинского романа . <…> Эти кадры можно уверенно прописывать как лекарство от ностальгии по советской эпохе»
—
«Монументальное кинотелеполотно, несмотря на ошеломляющее разнообразие драматических событий, имеет легко узнаваемую структуру. Только словно злобный гений подменил неизменно положительные репортажи из отдаленных уголков Родины, вести с полей и из научных лабораторий, рассказы о книжных новинках, портреты передовиков и делегаций с визитами дружбы, вставив на их место страшные свидетельства страданий, насилия и сопротивления. Съёмочная группа Подниекса бороздит просторы Родины, как это делали официальные советские кинохроникёры — „от края и до края“, „с южных гор до северных морей“, и везде вместо картин цветущей мирной жизни обнаруживает следы катастрофы. <…> Формат, с которым в фильме „Мы“ работает Подниекс, генеалогически восходит к вертовскому „ кино-глазу “ как принципу документальной кинематографии»
—
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 16 апреля 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 16 апреля 2015. Архивировано из 16 апреля 2015 года.
- ↑ . www.freecity.lv. Дата обращения: 31 марта 2020. 24 сентября 2015 года.
- . www.freecity.lv. Дата обращения: 31 марта 2020. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 16 апреля 2015. Архивировано из 13 августа 2018 года.
- . www.jps.lv . Дата обращения: 29 января 2021. 3 февраля 2021 года.
Ссылки
- на сайте «Студии Юриса Подниекса». (англ.)
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино».
- на сайте журнала «Открытый город».
- на сайте журнала «Открытый город».
- 2021-03-04
- 1