Колоратура
- 1 year ago
- 0
- 0
Колоратура ( итал. coloratura «украшение») — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере , особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII−XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIII века) и раннего романтизма (первая половина XIX века).
Чаще всего колоратура использовалась в партиях для высоких голосов, прежде всего сопрано — первоначально в исполнении певцов-кастратов , а затем для высокого, так называемого колоратурного сопрано в исполнении женщин. Среди характерных образцов оперных партий с широким использованием колоратуры — партии Царицы Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта и Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти . Красочными и чрезвычайно сложными колоратурами изобилуют оперные арии эпохи барокко ( Гендель , Вивальди , Кальдара и др.). В период своего расцвета колоратуры широко использовались композиторами в партиях, предназначенных для любого другого певческого голоса помимо сопрано: женского контральто , меццо , мужского тенора , баритона и даже баса , — в частности, колоратура богато представлена в басовых партиях Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини и Осмина в «Похищении из сераля» Моцарта .
Революция в оперном жанре второй половины XIX века, связанная с именами позднего Джузеппе Верди , Джакомо Пуччини и особенно Рихарда Вагнера , практически вывела колоратуру из активного композиторского употребления , и в дальнейшем она появлялась преимущественно в произведениях, так или иначе связанных со стилизацией (такова, в частности, партия Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса ).
Среди известных зарубежных колоратурных певцов XX — начала XXI века — Чечилия Бартоли (меццо-сопрано), Джоан Сазерленд (в позднем периоде творчества), Ингеборга Хальштейн , Эдита Груберова , (все — сопрано), а также польская певица Анна Герман . В России в конце XIX — XXI веках известность получили Аделаида Бюдель-Адами , Н. И. Забела-Врубель , А. В. Нежданова , В. В. Барсова , Е. К. Катульская , Д. Я. Пантофель-Нечецкая , Е. С. Мирошниченко , Б. А. Руденко , А. А. Шагимуратова (все — сопрано).
В XX веке и по настоящее время, в связи с возникновением и популяризацией аутентичного исполнительства музыки эпохи барокко, к числу голосов, исполняющих колоратуры, прибавился и контратенор , который в рассматриваемом случае исполняет мужские сопрановые партии.