Кашликов, Кирилл Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Кирилл Григорьевич Корепанов (1924, с. Покровское — 1993, Артёмовский ) — советский военнослужащий , гвардии старшина в отставке, полный кавалер ордена Славы .
В Рабоче-крестьянскую Красную Армию призван в августе 1942 года. В боях с немецко-фашистскими захватчиками с января 1943 года. Во время Великой Отечественной войны сражался на Волховском , Ленинградском и 1-м Украинском фронтах в составе 98-й танковой бригады , в июне 1943 года переформированной в 98-й отдельный танковый полк. Участвовал в обороне Ленинграда , операциях по прорыву и снятию блокады города (« Искра » и « Январский гром »), разгроме финских войск на Карельском перешейке , освобождении Эстонской ССР и Польши , боях в Силезии .
Радиотелеграфист танка Т-34 2-й танковой роты 98-го отдельного танкового Ропшинского Краснознамённого орденов Суворова и Красной Звезды полка старший сержант К. Г. Корепанов в сложных условиях боя обеспечивал бесперебойную радиосвязь командного пункта с танковыми экипажами роты, умело корректировал огонь орудия, помогал командиру танка в управлении боевой машиной, огнём из пулемёта наносил большой урон врагу. За доблесть и мужество, проявленные при прорыве немецких оборонительных линий севернее Тарту в ходе Таллинской операции и на Сандомирском плацдарме в районе Шидлува с дальнейшим преследованием войск противника в рамках Сандомирско-Силезской операции , дважды был удостоен ордена Славы III степени . За отличие в боях по окружению оппельнской группировки противника в Верхней Силезии был награждён орденом Славы II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1966 года в порядке перенаграждения награждён орденом Славы 1-й степени.
В марте 1947 года гвардии старшина К. Г. Корепанов был демобилизован . Жил и работал в селе Покровское, затем в городе Артёмовский Свердловской области . Почётный гражданин села Покровского (1971).
Родился 1 февраля 1924 года в селе Покровское Егоршинского района Екатеринбургского округа Уральской области РСФСР СССР (ныне село Артёмовского городского округа Свердловской области Российской Федерации ) в крестьянской семье Григория Денисовича и Харитины Львовны Корепановых . Русский .
Всего в семье Корепановых было десять детей . Кирилл родился вторым. С детских лет он проявлял интерес к технике, часто крутился возле колхозных тракторов. Григорий Денисович про своих старших сыновей не раз говорил в кругу семьи: «Ну, от Михаила я себе замены не жду. Этот веселить лишь мастак. А вот Кирюшку от машины не оторвёшь» . Отец не ошибся: Михаил стал актёром популярного в районе Покровского самодеятельного театра , а Кирилл по окончании школы пошёл работать на местную машинно-тракторную станцию . О начале Великой Отечественной войны он узнал в поле . Вскоре в армию призвали старшего брата. Кирилл Григорьевич получил повестку из Егоршинского райвоенкомата только в августе 1942 года , когда основные полевые работы были завершены.
Гражданская профессия Кирилла Григорьевича во многом определила его направление в бронетанковые и механизированные войска . В запасном танковом полку, где Корепанов проходил военную подготовку, бывший тракторист одним из первых освоил технику вождения танка , но механиком-водителем тогда не стал. Прошёл обучение на курсах радистов-пулемётчиков и в декабре 1942 года был направлен на Волховский фронт в 98-ю танковую бригаду . В боях с немецко-фашистскими захватчиками сержант К. Г. Корепанов с 10 января 1943 года. Боевое крещение принял в районе рабочего посёлка № 8 в ходе операции «Искра» . В результате ожесточённых боёв ценой больших потерь советским войскам удалось пробить 10-километровый коридор вдоль южного берега Ладожского озера и восстановить сухопутную связь с осаждённым Ленинградом .
Блокада города была прорвана, но развить успех войскам Волховского и Ленинградского фронтов не удалось. 2 февраля 1943 года 98-я танковая бригада была выведена в резерв сначала 2-й ударной армии , а затем Ленинградского фронта и к лету 1943 года переформирована в . Кирилл Григорьевич был назначен радистом в экипаж старшего лейтенанта А. В. Володина . В его составе К. Г. Корепанов в июле-августе принимал участие в боях на мгинском выступе . Затем полк был переправлен на Ораниенбаумский плацдарм и в январе 1944 года перешёл в наступление в рамках Красносельско-Ропшинской операции , в ходе которой была окончательно снята блокада Ленинграда. В боях за Гостилицы , Дятлицы , Глядино и мощный узел немецкой обороны посёлок Ропша Ленинградской области отличился весь личный состав полка, за что ему было присвоено почётное наименование «Ропшинский» .
В ходе Ленинградско-Новгородской операции немецкие войска были отброшены от Ленинграда более чем на 200 километров, но с севера городу продолжали угрожать финские войска. С целью их разгрома Ставка Верховного Главнокомандования разработала план Выборгско-Петрозаводской стратегической операции , в рамках которой 98-й отдельный танковый полк подполковника Е. Е. Барылова должен был поддерживать наступление частей 21-й армии на выборгском направлении . В первые дни операции советские войска прорвали первую линию обороны финских войск и вышли на подступы к долговременным укреплениям Карельского вала . 14 июня 1944 года для развития наметившегося успеха в районе Териоки в бой был введён 98-й отдельный танковый полк . Стремительно продвинувшись в направлении населённого пункта Райвола , танкисты с ходу овладели одноимённой железнодорожной станцией и, вклинившись в оборонительные порядки противника, вскоре завязали бой за мощный опорный пункт финнов посёлок Куутерселькя . При прорыве Карельского вала и овладении населёнными пунктами Куутерселькя, Мустамяки и Сюкияля радист танка Т-34 старший сержант К. Г. Корепанов, демонстрируя мужество и отвагу, обеспечил беспрерывную связь с командиром полка, при этом успевая помогать командиру танка отыскивать цели на поле боя и вести огонь из пулемёта по вражеской пехоте. В результате боя экипаж танка старшего лейтенанта А. В. Володина, в составе которого в тот момент воевал Кирилл Григорьевич, уничтожил 5 ДЗОТов , 6 артиллерийских орудий, автомашину и до 55 солдат и офицеров неприятеля . Старший сержант Корепанов лично захватил в плен двух « языков » и доставил их в штаб полка . В последующие дни наступления танкисты Барылова смогли углубиться на 20 километров вглубь финской обороны и 16 июня овладели станцией Перкярви , где, заняв круговую оборону , отразили несколько яростных контратак противника и смогли удержать занимаемый рубеж до подхода подкреплений . За отличие в боях на Карельском перешейке К. Г. Корепанов одним из первых в полку был награждён орденом Красной Звезды .
К концу июля 1944 года 98-й отдельный танковый полк вновь оказался в составе 2-й ударной армии и принимал участие в Нарвской операции . 27 июля в районе станции Аувере танк Корепанова вырвался далеко вперёд, но был подбит . От сильного удара головой Кирилл Григорьевич потерял сознание. Из горящей машины его вытащил механик-водитель М. С. Смирнов . На свежем воздухе радист-пулемётчик быстро пришёл в себя, и как раз вовремя: немецкая пехота перешла в контратаку. Стремительным броском танкисты перебежали по открытой местности и скатились в большую яму, образовавшуюся от разрыва снаряда или авиабомбы. Из оружия только у Смирнова был наган с несколькими патронами, но на краю воронки они обнаружили вполне исправный немецкий пулемёт. Под шквалом огня немцы залегли. Пользуясь заминкой врага, советские бойцы решили отходить к своим, но в этот момент они услышали стоны в соседней воронке. На дне ямы они обнаружили командира танка Попкова, лежавшего ничком с неестественно согнутой ногой. Бросить своего боевого товарища танкисты не могли. Смирнов лёг за пулемёт, а Корепанов, вооружившись обычным солдатским ножом, стал оказывать помощь раненному офицеру. Наложив жгут и туго перебинтовав ногу Попкова, Кирилл Григорьевич сам на какое-то время потерял сознание. И лишь когда силы вернулись к нему, танкисты смогли покинуть убежище и прорваться к своим, вынеся с поля боя своего командира . Через несколько часов старший сержант К. Г. Корепанов уже в составе другого экипажа снова шёл в бой.
К середине сентября 2-я ударная армия была переброшена южнее и сосредоточилась на рубеже реки Эмайыги для дальнейшего наступления в рамках Таллинской операции . 17 сентября 98-й отдельный танковый полк был брошен на прорыв немецкой обороны в полосе наступления 46-й гвардейской стрелковой дивизии севернее эстонского города Тарту . В сложной боевой обстановке радиотелеграфист танка Т-34 старший сержант К. Г. Корепанов обеспечил надёжную связь командного пункта полка с радиостанциями танковых взводов, дав возможность командиру полка эффективно управлять действиями соединения и оперативно реагировать на изменения боевой обстановки. Экипаж танка, в составе которого воевал Кирилл Григорьевич, первым ворвался на вражеские позиции и огнём орудия, пулемётов и гусеницами нанёс противнику значительный урон, уничтожив 4 ДЗОТа, 3 артиллерийских орудия, 2 пулемётные точки, бронированный тягач и до 37 военнослужащих вермахта .
Прорвав сильно укреплённую и глубокоэшелонированную линию обороны неприятеля, 98-й отдельный танковый полк в период с 17 по 23 сентября активно преследовал отступающие в направлении портового Пярну немецкие части. За это время экипаж Корепанова записал на свой счёт 1 вражеский танк, 4 пушки, 3 пулемётных гнезда, 12 повозок с военным имуществом и боеприпасами и до 20 солдат и офицеров неприятеля . За доблесть и мужество, проявленные в боях, приказом от 2 октября 1944 года старший сержант К. Г. Корепанов был награждён орденом Славы 3-й степени (№ 249591 ).
В результате Таллинской операции почти вся территория Эстонской ССР была очищена от немецких войск. Противник продолжал удерживать за собой лишь острова Моонзундского архипелага . Операция по их освобождению началась практически без оперативной паузы 27 сентября 1944 года. Отвоевав ряд островов, к 5 октября войска Ленинградского фронта при содействии Балтийского флота захватили плацдарм на самом крупном из них — Эзеле ( Сааремаа ). После тяжёлых боёв к 10 октября крупная группировка немцев была блокирована на полуострове Сырве — узкой полоске суши на южной оконечности Эзеля. Противник называл выстроенную здесь систему обороны Ирбенским щитом, поскольку она прикрывала вход в Ирбенский пролив , имевший важное значение для снабжения группировки немецких войск в Курляндии . Весь полуостров был превращён в сплошную линию обороны, насыщенную ДЗОТами и усиленную инженерными заграждениями. На узком участке фронта оборону держали части трёх пехотных дивизий, усиленные артиллерийскими подразделениями. Чтобы помочь частям 109-го стрелкового корпуса взломать эту мощную систему обороны, на остров был переброшен 98-й отдельный танковый полк. Операция по освобождению полуострова Сырве продолжалась с 18 по 24 ноября 1944 года. Всё это время радиотелеграфист танка Т-34 2-й танковой роты старший сержант К. Г. Корепанов беспрерывно держал связь с радиостанциями роты и командным пунктом полка. Огнём своего пулемёта Кирилл Григорьевич истребил 12 вражеских солдат . К вечеру 24 ноября последние очаги сопротивления немцев на полуострове были подавлены. Боевая работа старшего сержанта Корепанова по окончательному изгнанию немецких войск с территории Эстонии на полуострове Сырве была отмечена медалью «За боевые заслуги» .
После завершения боёв в Эстонии 98-й отдельный танковый полк был переброшен на 1-й Украинский фронт и 12 января 1945 года с Сандомирского плацдарма в полосе 112-й стрелковой дивизии 13-й армии перешёл в наступление в рамках Сандомирско-Силезской операции стратегического Висло-Одерского плана . При прорыве сильно укреплённой и глубокоэшелонированной обороны противника на рубеже Шидлув —Котушув (Kotuszów) и в ходе дальнейшего преследования отступавших частей вермахта в период с 12 по 18 января 1945 года радиотелеграфист танка Т-34 старший сержант К. Г. Корепанов умело и точно корректировал огонь артиллерии и беспрерывно поддерживал связь с командным пунктом командира полка и со взводными радиостанциями, тем самым дав возможность командиру своей танковой роты управлять танками на поле боя. Экипаж танка, в составе которого воевал старший сержант Корепанов, ворвавшись на позиции врага, нанёс ему большой урон в живой силе и технике, уничтожив 1 тяжёлый танк типа «Тигр» , 3 артиллерийских орудия и 5 пулемётных точек, разрушив 5 землянок и истребив до 27 солдат и офицеров. Ещё один «Тигр» Кирилл Григорьевич вместе со своими боевыми товарищами захватил в исправном состоянии вместе с экипажем из четырёх человек .
18 января 1945 года командир полка подполковник Е. Е. Барылов представил старшего сержанта К. Г. Корепанова к награждению орденом Красной Звезды, но решением начальника автобронетанковой службы 27-го стрелкового корпуса майора А. Ф. Черокманова награда была изменена на орден Славы 3-й степени . В результате приказом от 25 февраля 1945 года Кирилл Григорьевич был повторно награждён третьей степенью ордена. Только через двадцать с лишним лет после окончания войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1966 года он был перенаграждён орденом Славы 1-й степени (№ 2648 ).
После разгрома островецко-опатувской группировки немецких войск 98-й отдельный танковый полк был переподчинён 21-й армии и в её составе продолжил наступление к Одеру . В начале февраля авангардные подразделения полка вышли на берег реки в районе Оппельна , но даже эта серьёзная водная преграда не смогла сдержать наступательный порыв танкистов.
Не верится, правда, что это было так, — вспоминал впоследствии Кирилл Григорьевич. — Подошли к Одеру, мосты взорваны, а сапёры отстали. А разве можно удержаться, когда знаешь, что чем быстрее перейдёшь эти незнакомые реки, тем ближе конец войне? И додумались мост сделать из танков. Выбрали место, где поуже и «утопили», то есть поставили несколько танков в линию, рядом — ещё. И мост, крепчайший мост был готов. По нему ринулись другие танки вперёд .
К середине марта 1945 года 98-й отдельный танковый полк сосредоточился на западном берегу Одера в районе Гротткау . С этого рубежа ему предстояло продолжить наступление в Верхней Силезии .
15 марта 1945 года началась Верхне-Силезская наступательная операция . Согласно замыслу командования две ударные группировки 1-го Украинского фронта — Северная и Южная — встречными ударами должны были окружить и уничтожить группировку противника в районе Оппельна, а затем разгромить немецкие войска, оборонявшиеся в районе Ратибора . 98-й отдельный танковый полк подполковника Е. Е. Барылова входил в состав Северной группировки фронта, которой предстояло наступать из района Гротткау общим направлением на Нейссе и Нойштадт . Маршал Советского Союза И. С. Конев в своих мемуарах отмечал:
За пять недель немцам удалось кроме укреплений полевого типа и инженерных заграждений на переднем крае создать у себя в тылу довольно прочные узлы сопротивления, подготовить к длительной обороне большинство населённых пунктов и даже отдельные дома. Густая сеть построек позволяла врагу практически перекрывать артиллерийским и ружейно-пулемётным огнём всё, или почти всё, разделявшее их пространство. В промежутках между отдельными пунктами были вырыты траншеи, оборудованы запасные огневые позиции. По данным нашей авиаразведки, оборона немцев простиралась здесь в глубину на двадцать — двадцать пять километров.
— Конев И. С. Сорок пятый .
В первые часы наступления танкисты Барылова, действуя совместно с пехотой, выбили немцев с позиций в районе Гулау , однако дальнейшее продвижение вперёд замедлилось. Сильно пересечённая местность, весенняя распутица и протяжённые минные заграждения немцев значительно сковывали действия полка, но главным сюрпризом стали закопанные танки, самоходки и противотанковые орудия противника, спрятанные в населённых пунктах, которые не удалось обнаружить разведке при подготовке операции. Тем не менее, взламывая мощную оборону врага и отражая его контрудары, танкисты медленно продвигались вперёд. Старший сержант К. Г. Корепанов в составе своего экипажа принимал участие во взятии крупных опорных пунктов неприятеля Фридевальде и Шварценгрунда и в боях на ближних подступах к городу Нейссе . Всего за период с 15 по 18 марта его экипаж истребил свыше взвода вражеской пехоты, подавил огонь миномётной батареи, 6 пулемётных точек и 3 орудий полевой артиллерии, сжёг бронетранспортёр . 18 марта передовые отряды ударных группировок фронта соединились в районе Нойштадта , а 20 марта оппельнская группировка немцев численностью более 5 дивизий перестала существовать. За отличие в боях в Верхней Силезии приказом от 16 июня 1945 года Кирилл Григорьевич был награждён орденом Славы 2-й степени (№ 39844 ).
После ожесточённых боёв в Силезии 98-й отдельный танковый полк был выведен во второй эшелон 21-й армии, а затем в резерв 1-го Украинского фронта, и до конца войны в боях не участвовал. После окончания Великой Отечественной войны он был переформирован в 127-ю гвардейскую танковую бригаду, в составе которой Кирилл Григорьевич служил механиком-водителем до марта 1947 года . Демобилизовавшись в звании гвардии старшины , он вернулся в родное село. Работал слесарем по ремонту тракторов в совхозе «Покровский» . Позднее переехал в город Артёмовский , где трудился литейщиком в локомотивном депо на станции Егоршино . Умер Кирилл Григорьевич 5 октября 1993 года . Похоронен в селе Покровское Артёмовского городского округа .