Музыка маори
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка маори — одно из искусств народа маори , она входит в музыкально-танцевальные искусства Океании . Музыка была неотъемлемой частью повседневной жизни, сопровождая каждого маори от рождения до смерти. Некоторые танцы и песни, приуроченные к различным событиям, весёлым или грустным, дошли до нас, другие же исчезли вместе с культурным контекстом. Так, к примеру, исчезли некоторые военные песни. Маори до контакта с европейской цивилизацией не имели сложной мелодической музыки, многие песни исполняли речитативом на одной ноте, а если ноты всё-таки имелись, то использовалось не более четырёх разных.
Музыкальные инструменты примитивные, ударные и струнные отсутствовали. В XIX веке музыкальная культура маори подверглась активной европеизации, однако не исчезла, а влилась в общую . В пении считалось важным не делать ошибок в дыхании и словах, а также не фальшивить; всё это считалось дурными предзнаменованиями.
Зачастую танцы маори невозможно отделить от музыки, а музыку — от магии: к примеру, хака исполняется со специфическим танцем и особой песней и представляет собой одновременно музыкальный и танцевальный жанр, ввиду чего в данной статье они рассмотрены вместе.
Маори встретили первого из европейцев, посетившего Новую Зеландию, Абеля Тасмана , звуками духового инструмента (скорее всего, конха ) . Джеймс Кук оставил множество описаний музыки и танцев маори после своего путешествия на новозеландские острова: его судно часто натыкалось на боевые каноэ , пассажиры которых исполняли военные танцы . С этих описаний началась история изучения музыкального искусства новозеландских маори. Путешественники оставили множество записей о танцах и песнопениях этого народа, благодаря чему до нас дошли некоторые сведения об уже исчезнувших жанрах; позже исполнение стали записывать на восковые цилиндры , а затем и аудиокассеты .
Путешественники часто высказывали неодобрение по поводу бедного мелодического состава музыки, в которой можно было различить не более 3—4 нот . Сопоставив более 800 песен, было определено, что, хотя ни одна отдельная песня не содержит семи нот, в совокупности в музыке маори можно выделить их все . У песен наблюдалось относительно чёткое разделение на жанры, хотя некоторые произведения относят сразу к нескольким. Влияние европейской музыкальной традиции началось довольно скоро: исполнение песни жанра на аккордеоне зафиксировано уже в 1880-х годах .
Христианский миссионер Генри Уильямс писал:
Оригинальный текст (англ.)I feel it necessary to prohibit all old customs; their dances, singing, and and tatu-ing, their general domestic disorders. In Auckland, the Europeans are fond of assembling large parties for the purpose of exhibiting their horrible dances, &c.Я считаю, что необходимо запретить все старые обычаи, танцы, пение и татуировки , все основные местные вакханалии. В Окленде люди любят собираться большими компаниями с целью демонстрации своих ужасающих танцев .
—
Христианские миссионеры пропагандировали исполнение гимнов среди местного населения, и этот жанр был быстро усвоен маори . Параллельно миссионеры активно препятствовали исполнению военных песен и танцев, а также другим местным практикам, положив начало их исчезновению . Вслед за миссионерами в Новую Зеландию прибыло множество колонистов, вместе с которыми прибыла и европейская музыка, а также музыкальные инструменты . Со временем отношение к танцам со стороны европейцев улучшилось, хаку стали регулярно исполнять при визитах королевской семьи .
Первые гимны на языке маори были опубликованы в 1827 году в составе сборника . Множество новых песен в стиле пао, пои и ваиата сочиняются с европейскими мелодиями, изначально они стали популярны на курортах, расположенных вокруг озера Роторуа . Важную роль в становлении современной музыки маори сыграл австралийский и новозеландский композитор Альфред Хилл , опубликовавший два собственноручно составленных и аранжированных сборника песен маори . Известны и сочинения самого́ Хилла, созданные под влиянием музыкальной традиции маори: «Симфония маори» 1899 года, опера «Тапу» (1902) и несколько песен .
Широкую известность получили песни «Ваиата пои» Хилла, «Хине э хине» , «Э пари ра», «По ата рау» и «Покарекаре-ана» .
В 1970 году в Оклендском университете открылся Архив музыки маори и тихоокеанских народов ( англ. Archive of Maori and Pacific Music ) , по состоянию на 2001 год это самое полное собрание музыкальных произведений народа маори. Кроме него, крупные коллекции музыкального искусства маори содержатся в Национальной библиотеке , и архиве Radio New Zealand .
Каждая песня маори должна была иметь тему: петь без темы ( маори kōhau ) считалось дурным предзнаменованием . Исполнение каждой песни должно было быть чётким, громким, ритмичным и строго в унисон, обратное сулило беды, а в случае с чтением заклинаний — даже смерть . Кроме того, в случае с и очень важным считалось исполнить как можно больше на одном дыхании, а пауз, даже для того, чтобы перевести дыхание, избегали. В результате при групповом пении исполнители заучивали индивидуальные места для пауз, чтобы не останавливаться одновременно . Остановка для вдоха при этом может находиться в любом месте, даже в середине слова .
Важную роль в традиционном пении играет ведущий или запевала. В некоторых жанрах (например, ) запевала исполняет куплет, а хор — припев; в других ведущий периодически исполняет соло, чтобы остальные могли перевести дыхание; в третьих (например, ваиата) роль ведущего не так явно заметна, но он задаёт темп и начинает песню . Другая роль запевалы — выбрать наиболее подходящий тембр: женщины традиционно исполняют песни на октаву выше мужчин, и если мужчина-запевала возьмёт слишком высокий тембр, то женщины не смогут петь так высоко .
В музыке маори использовались ионийский и лады . В одном исследовании 47 % из 800 изученных мелодических песен имели три ноты, 31 % — четыре, 17 % — две, при этом имеется небольшая разница в процентах для отдельных племён . При этом в пределах музыкальной фразы высота звука меняется не более чем на 1—3 полутона , самые частые интервалы между нотами — большая и малая секунды . Сведения о якобы существовавшем у маори различении четвертей тонов являются ошибочными .
Музыка маори не использует гармонию , даже несмотря на многолетнее влияние европейской музыкальной традиции . Кроме того, характерной особенностью традиционной музыки является постоянный темп .
В словах традиционных песен много застывших формул, к примеру, многие ваиаты начинаются со строки «E muri ahiahi, takoto ki te moenga» («Вечером я горюю лёжа на своей постели»), либо с фразы «E muri ahiahi», заканчивая её иначе; другой популярный способ начать ваиату — «Kāore te aroha» («О, как печально») . Другая важная черта лирики — чрезвычайная сложность и обилие метафор и каламбуров .
Обучение пению проходило преимущественно путём имитации и наблюдения за мастерами . Однако известно также о наличии у маори общеполинезийской практики обучения знатных мальчиков в школах . Современные технологии добавили к этому прослушивание записей .
Значительное количество детских игровых песен было утеряно уже в конце 1890-х годов . Известно несколько песен, которые надо было произнести на одном дыхании , также особые произведения, исполняемые при игре в «тарзанку» ( маори moari, mōrere ), в колыбельку , с марионетками и так далее . Детские песни не имели собственных мелодий и исполнялись в жанрах хака, каракиа, патере и пао .
Песни-речитативы характеризуются высоким темпом и неустойчивым тембром .
Примером того, насколько музыка была интегрирована в общество маори, может служить традиционное собрание . Речитативы сопровождали каждый его этап, танцы — почти каждый. Необязательные элементы указаны курсивом :
Военная музыка включает в себя множество современных и исчезнувших жанров; основными можно назвать некоторые ( маори karakia ), соревновательные песни, триумфальные, проклятия ( маори kaioraora ), песни дозорных ( маори whakārāra pā ), песни, исполнявшиеся с ритуальным потрясанием отрубленными головами ( маори pīoi ) . Песни дозорных исполняли защитники па , чтобы уведомить атакующих, что им не удалось застать па врасплох .
Первые европейцы, посетившие Новую Зеландию, были шокированы соблазняющими женскими танцами «копикопи» и «ониони» . Они включают вращательные движения бёдрами, имитацию полового акта и касания тел пальцами . упоминает, что в процессе исполнения танца одна из женщин схватила его за талию и попыталась склонить к соитию . Копикопи, возможно, был изобретён на Гавайях или островах Кука , и позже перенят маори .
Рурирури — другой женский танец, исполнявшийся преимущественно сидя под аккомпанемент непристойных песен . В XX веке данный танец уже исчез . На свадьбах женщины, выстроившись в один или два ряда, пели и танцевали единственный известный неэротический женский танец — «каникани» — сопровождая его медленными элегантными движениями .
Ритуал встречи или вызова в мараэ , каранга, также выполняется женщинами. Хозяйки начинают приветственную речь, упоминая умерших (особенно тех, кто умерли недавно), здороваясь и повторяя причину встречи, представляя всех присутствующих; затем тем же самым отвечают гостьи . Обмен репликами продолжается до тех пор, пока гостьи не умолкают . Каранга может исполняться в других случаях, на встречах или перед объявлением . Если у пришедших чужаков не было умелой исполнительницы каранги, то хозяева обычно отправляли одну из своих женщин отвечать за гостей .
Заклинания ( маори karakia ) активно использовались в повседневной жизни . Насчитывается более 130 разновидностей, от простых детских (их произносили над игрушками) до сложных и детализованных, которые имели право произносить только жрецы . Произносить «каракиа» следовало очень тщательно, так как за любой ошибкой следовало божественное возмездие . При этом обычно их читали очень быстро (скорость может достигать 300 слогов в минуту) и без пауз . Кроме точности произношения, сила заклинания зависела и от маны произносящих .
Таупарапара — обязательный элемент речи на — обычно представляют собой фрагменты более длинных произведений, зачастую заклинаний, и произносятся в той же манере .
После битвы, выигранной племенем ( маори Tūhoe ), их женщины (и редкие мужчины) встречали воинов из проигравшего племени одетыми в старые и грязные одежды, чтобы исполнить особый танец ( маори manawawera ) . Позже, вероятно, манававера превратился в скорбный танец над умершим при посещении мараэ . Северные племена называли аналогичный танец «пихе» ( маори pihe ) . Танец и пение, сопровождавшие последний вечер похорон, носят название «покека» ( маори pōkeka ) .
Маэмаэ ( маори maemae , также маимаи, маори maimai ) — разновидность песенно-танцевального похоронного представления. Мужчины и женщины во время исполнения маэмаэ потрясают копьями, машут зелёными листьями, высовывают языки и вращают глазами в знак траура и злости на смерть . У некоторых племён похоронные танцы и песни имели индивидуальные отличия: например, племя исполняло его в стиле хаки .
«Патере» ( маори pātere ) — групповой жанр песни, преимущественно женский, имеет оскорбительные слова и представляет собой ответ на вербальную агрессию, сплетни . Слова песни описывают родственные связи исполнительницы, пение сопровождается специфическими спонтанными гримасами и жестами, аналогично хака . Патере исполняется на одной ноте или фразами, во втором случае сначала мелодия постепенно идёт вверх по нотному ряду, а затем в конце куплета резко снижается . Патере исполняется по очереди: пока поёт одна часть группы, другая переводит дыхание . Имеется тенденция к переходу на двудольный метр .
«Каиораора» ( маори kaioraora , буквально «есть живьём») сходны с патере, отличаются крайне жестокими словами. Каиораора исполняет жена погибшего воина, обещая его убийцам худшие кары и оскорбляет их предков (известны также каиораора, сочинённые мужчинами) .
При выполнении монотонной работы (перенос каноэ, гребля, посадка сладкого картофеля и его культивация) маори исполняли ритмичные , которые зачастую ошибочно именуются рабочими песнями . Настоящую песню такого рода представляет собой только ко кумара ( маори kō kūmara ): там имелся запевала, которому отвечали все остальные. Перед началом работы произносили заклинание, а пение начиналось непосредственно при вскапывании земли .
Хака — ритуальный танец, во время которого исполнители топают ногами, бьют себя по бёдрам и груди, и выкрикивают аккомпанемент; это один из самых известных видов музыкального искусства маори . Хака исполнялась преимущественно вечером для развлечения и для приветствия гостей; существовали сугубо мужские хака, женские, детские, а также подходящие взрослым обоих полов . Хака исполняется одновременно всеми участниками и сопровождается гримасами .
Песни «хари каи» сопровождали подношение еды гостям. Женщины с корзинами, полными , шли от печей к мараэ, выстроившись в два ряда. Ведущие колонну женщины пели особые песни, а вся процессия периодически останавливалась, чтобы исполнить особый танец . Слова песен хари каи содержат эротический подтекст и непристойные выражения (к примеру, в одной из песен упоминается, что если выпить слишком много воды, то придётся часто отлучаться в туалет) .
Все традиционные песни маори исполняются в унисон . Песни с мелодией обычно более созерцательные и личные, они часто имеют форму беседы .
Окончание песни часто оформляется глиссандо .
Ka eke ki Wairaka ka tahuri whakamuri,
Kāti ko te aroha te tiapu i Kakepuku
Kia rere arorangi te tihi ki Pirongia
Kei raro koe Toko, taku hoa tungāne.
Бросаю взгляд назад с вершины Ваираки,
Моя любовь легко перемахнёт
Какепуку
,
Взлетит над вершиной
Пиронгиа
,
Где ты, мой Токо, моя любовь, мой брат.
Ваиата — наиболее часто исполняемые песни, больше половины записанных произведений песенного жанра относятся к ним . Самые известные поджанры ваиата — скорбные и любовные, однако существует множество специфических разновидностей вроде «ваиата для курения трубки » ( маори waiata kaipaipa ) или «ваиата для исполнения с пои » ( маори waiata poi ) . Запевалой может быть мужчина или женщина. Ваиата пели для отдыха между выступлениями ораторов, а также в других подходящих ситуациях.
Любовные и скорбные ваиата похожи до степени смешения ввиду того, что любовные песни всегда повествуют об ушедшей или несчастной любви (например, упрашивая мужа поющей позволить ей уйти к другому), а скорбные могут быть посвящены не только памяти умерших, но также потере земель, болезни и другим печальным событиям . Около 4/5 известных песен этого жанра — исполняющиеся на похоронах waiata tangi , почти все остальные — любовные .
Любовную песню обычно пели женщины, но её мог исполнить вождь, сожалеющий об отсутствии на встрече важного союзника; в пении он мог представить союзника своей любовницей, которая покинула его .
Разновидность более лёгких и весёлых любовных песен «ваиата фаиаипо» ( маори waiata whaiāipo ) предназначалась для развлечения. Женщина могла попытаться подбодрить понравившегося ей мужчину, представив его своим любовником в песне и признавшись в любви .
Детские песни ориори часто соотносятся с европейскими колыбельными песнями , однако в действительности для усыпления детей они не использовались . Ориори имеют длинные, насыщенные смыслом и именами труднопереводимые тексты, содержащие генеалогические сведения, рассказы о знаменитых сражениях, мифы о прибытии маори в Новую Зеландию, проклятия в адрес убийц и подобную информацию; их сочиняли родители или прародители детей знати для их обучения . Исполняются в быстром темпе, при наличии запевалы его партия ограничена выкриками в начале или конце куплета .
«Пои» называют песни, сопровождающие представления с одноимённым инвентарём ; в основном их исполняют женщины, всегда хором без запевалы . Не все песни-пои относятся к мелодической музыке, однако со временем речитативные формы заменяются мелодическими . В 1910 году на представлении с пои, организованном по случаю визита будущих короля Георга V и королевы Марии, аккомпанемент состоял из скрипок, варгана и флейт .
Первые описания пои указывают на то, что это игра, а не танец (впрочем имеется свидетельство 1841 года, где пои назван танцем) , изначально он не сопровождался пением . Танец с пои исполняли как стоя, так и сидя, однако в последнем случае соединяющая шары верёвка должна быть короче . Сохранившиеся с начала XX века описания позволяют определить, что песни этого жанра исполнялись преимущественно на двух нотах, основной размер — 3/8 или 2/4, конец каждой строфы поющие проговаривали (аналогично хака ) . Почти все современные пои имеют европеизированные мелодии . Встречаются также пои, сочинённые в форме хаки .
Пао представляют собой импровизированные куплеты-двустишья . Пао редко описывают в литературе и редко ценят исполнители, хотя это самый распространённый вид мелодической песни после ваиаты . Пао может исполняться в качестве соревнования двумя или более людьми. Обычно один человек поёт куплет, после чего хор повторяет его, пока исполнитель придумывает следующий . Хотя особо запомнившиеся куплеты иногда повторяют при следующем исполнении, большинство пао быстро забываются, ввиду чего куплеты возрастом более 100 лет встречаются крайне редко .
Обычные темы для пао — романтическая любовь (либо несчастливая, либо напротив — с фривольными описаниями и скабрёзными деталями). Отдельные жанры имелись для взаимоуспокоения двух вдов и для прощания с умершими; для иллюстрирования рассказов, для ответа на насмешки и так далее .
Стихотворный размер — обычно ямб , мелодия часто исполняется по нисходящей . Около четверти пао замедляются в середине строки или в конце фразы. Тактовый размер варьирует: большинство пао имеет трёхдольный метр (особенно распространён размер 3/8 с темпом 50—80, встречается 3/4 и темп 100—115); известны также пао, исполняемые в 2/4 и 2/8 . Женское исполнение пао часто включает сложное украшение звука .
Новейший традиционный жанр — «песни с элементами танца» ( англ. action songs , маори waiata-ā-ringa , маори waiata kori ) , появившиеся в начале XX века . Аккомпанемент у таких произведений основан на европейских мелодиях, однако слова и движения танцев традиционные. «Ваиата-кори» обязаны появлением влиятельным политикам Апиране Нгате и , которые создали первое произведение в данном жанре — E te ope tuatahi . Множество знаменитых «ваиата-кори» написала композитор .
Маори пользовались только духовыми инструментами и идиофонами (при полном отсутствии ударных и струнных , за исключением, возможно, варгана ) . Наиболее важные музыкальные инструменты — идиофоны паху, токере, пакуру и рориа; аэрофоны коророху, пуророху, тетере, путатара, пукаэа, путорино, коауау и нгуру.
Важнейшим инструментом для маори был деревянный гонг «паху» ( маори pahū ), подвешиваемый на верёвках у наблюдательного пункта на возвышении. Дозорные периодически били в паху, чтобы сообщить жителям па . Существовало две разновидности паху: щелевой барабан обычно длиной 1,2—1,5 метра, и плоский кусок древесины, обычно или, реже, , с углублением или отверстием в центре . Самые большие паху достигали 9 метров в длину, их звук разносился на расстояние до 20 км .
Щелевой барабан появился у маори Северного острова независимо от прочих полинезийских народов уже после того, как они достигли Новой Зеландии, примерно в XV—XVI веках . При этом на Южный остров паху так и не попал .
«Токере» ( маори tōkere ) — деревянные или костяные кастаньеты , возможно, заимствованные у европейцев. Известен только один сохранившийся экземпляр, хранящийся в .
Пакуру представляет собой деревянный брусок 30—45 см длиной и толщиной 2,5—7 см, по которому ударяли 15-сантиметровой палочкой . При этом толщина бруска была неодинакова, и, ударяя по разным частям, можно было получить звук разной высоты .
Рориа ( маори rōria ) — разновидность бесструнного варгана , кусок древесины , на котором играли пальцем, держа у рта. Поговорка маори гласит: «Язык рориа ломается, а язык женщины — никогда» ( маори he arero kareao ka whati, engari te arero wahine kāore kia whati — haere tonu ana ); из неё можно сделать вывод, что от использования рориа со временем ломались .
Коророху ( маори kōrorohū ) — вертушка- трещотка , плоская деревянная детская игрушка длиной 7,5—10 см. В середине проделывали два отверстия и продевали сквозь них верёвку, надеваемую на палец. Затем игрушку закручивали и отпускали, разматываясь, она производила звук . Под аккомпанемент коророху исполняли песни в жанре .
Гуделка пуророху ( маори pūrorohū ) имеет похожую на коророху форму, однако больше по размеру (30—45 см) и имеет лишь одно отверстие на конце. Звук производился путём раскручивания пуророху на верёвке . Хотя похожий музыкальный инструмент встречается в Европе, Южной Америке и Азии, ни один из полинезийских народов, кроме маори, такого инструмента не изобрёл .
Общее ономатопоэтическое название для горнов — «пу» ( маори pū ) . Под этим словом понимается четыре разновидности: листовой горн, деревянный боевой горн, конх и путорино (см. ниже). Имеются сведения о существовании горнов, изготовленных из бутылочной тыквы .
Тетере ( маори tētere ) — листовой гобой 23—60 см длиной, изготавливаемый из свежих длинных листьев новозеландского льна , скрученных в спираль . Тетере предупреждали о важных визитах и помогали организовывать атаку в военное время, с ними также играли дети .
Деревянный горн — пукаэа ( маори pūkāea ) — был изобретён в середине Классического периода (то есть в XV—XVI веках ) и не был известен на Южном острове; словом «пукаэа» там обозначали духовой инструмент из новозеландского льна . Пукаэа делали, расщепляя длинный кусок древесины вдоль, выскабливая середину и затем соединяя получившиеся половинки воздушными корнями . На узкий конец устанавливался резной мундштук . Большинство деревянных горнов имело длину 1,5—1,8 метра, однако встречались стационарные пукаэа длиной до 2,5 метров; диаметр раструба достигал 8—12 см . Длинные деревянные горны использовались для подачи сигналов с вершины па , более короткие брали собой на сражения . Помимо обычного звукоизвлечения, пукаэа использовались вместо мегафонов , причём в попытке улучшить звук в раструб изнутри вставляли колышек, имитирующий язычок в человеческом горле .
Конх ( маори pūtātara , маори pū moana ) изготавливали из крупной раковины, срезая узкую часть и надевая вместо неё деревянный мундштук, закреплённый в высверленных в раковине отверстиях . Как и в остальной Полинезии, у маори конх ассоциировался с вождями, которые носили подобные инструменты с собой, чтобы предупредить жителей окрестных поселений о своём прибытии. Также путатары помогали вести войско в бой, а некоторые высокопоставленные семьи возвещали с их помощью о рождении первенца мужского пола .
Наибольшую загадку среди инструментов данного типа составляет «путорино» ( маори pūtōrino ): однозначно установить, как на нём играли, до сих пор не удалось . С одной стороны путорино находится отверстие для звукоизвлечения, с другой — небольшая дырочка, через которую воздух выходит и которую можно затыкать пальцем. В середине прорезано отверстие, обычно в форме восьмёрки, окаймлённое резьбой в форме человеческого рта . Капитан Кук писал, что на путорино играют как на горне, другие путешественники писали о нём как о губной или носовой флейте .
Коауау ( маори kōauau ) — простая открытая с одного конца трубка из древесины или человеческой кости (также иногда из китовых зубов) длиной 12—15 см с тремя отверстиями . На корпусе коауау находилась искусная резьба и петельки для подвешивания: коауау носили на шее как украшения . Самые ранние известные коауау вырезали из костей альбатросов . Для игры на коауау её располагали диагонально и дули в отверстие в закрытом конце . Диапазон извлекаемых звуков наиболее велик у самых маленьких костяных флейт, у них он составляет полную октаву ; у больши́х флейт обычный диапазон — 4 ноты .
Нгуру короче, чем коауау, средняя длина этого инструмент — всего 7—10 см. Их изготавливали из дерева, глины, камня или китовых зубов аналогично коауау, однако на сверху корпусе нгуру не 3, а 2 отверстия, дополнительные 1 или 2 иногда проделывали снизу; форма корпуса более сложная, чем у коауау, и представляет собой изогнутый толстый «язык» (иногда нгуру сравнивают по форме с короткой курительной трубкой ) .
Помимо коауау и нгуру известно ещё три разновидности флейт: поруту (вероятно, заимствование английского слова flute), представляющую собой удлинённую на европейский манер коауау; поперечная длинная деревянная флейта реху (сохранилось два экземпляра); фио ( маори whio ) — переходная форма между путорино и коауау .