Interested Article - Крупный план

Один из первых в истории кино крупных планов в фильме « Большое ограбление поезда »

Кру́пный план — понятие в кинематографе и на телевидении , обозначающее расположение камеры, при котором большую часть кадра занимает лицо человека или, реже, предмет. В фотографии крупному плану чаще всего соответствует понятие « портрет ». Ещё более крупное изображение части лица или небольшого предмета называется «деталь» . Крупность, при которой в кадре видны только глаза актёра , иногда называется итальянский план , из-за своей популярности в спагетти-вестернах .

Крупный план концентрирует внимание зрителя на конкретном персонаже и его переживаниях .

История крупного плана

Несмотря на давнюю традицию поясных и погрудных портретов в фотографии и изобразительном искусстве , большинство первых кинематографистов снимали свои фильмы только общим планом . В течение первых десятилетий немого кинематографа пространство экрана воспринималось как театральная сцена . Поэтому актёров было принято показывать в полный рост, и кадры, в которых они случайно приближались слишком близко к камере, считались бракованными, потому что «человек не может ходить без ног» . Среди исследователей истории кино нет единого мнения насчёт того, кто первым использовал крупный план . Большинство считают первооткрывателем в этой области Джорджа Альберта Смита , который снимал крупные детали в своих картинах « Что видно в телескоп » и « Бабушкина лупа » . Почти одновременно, в 1901 году Джеймс Уильямсон даёт очень крупный план в фильме « Большой глоток », когда главный герой приближается к камере и «глотает» её. Спустя два года крупный план был использован в картине « Большое ограбление поезда » . Однако, эти случаи были единичными, поскольку для кинозрителей начала XX века было непривычным обрезание человеческой фигуры рамкой кинокадра, воспринимаемое при первом впечатлении иногда как показ натурального расчленения .

Лишь спустя десятилетие Дэвид Гриффит открывает для себя крупный план в картине « Телеграфистка из Лоундэйла »: здесь крупно показан разводной ключ, которым преступника пугают вместо пистолета. Режиссёр стал одним из первых, кто начал активно использовать крупные планы в своих фильмах. В звуковом кино крупные планы оказались наиболее критичными к точности синхронизации, поскольку несовпадение артикуляции с фонограммой особенно заметно. По этой причине крупные планы стараются не переозвучивать в студии, а сразу снимать синхронно . Кроме того, крупные планы критичны к качеству грима и установки операторского освещения, как и портрет в фотографии. Решение о съёмке того или иного монтажного кадра средним , общим или крупным планом принимается на стадии подготовки режиссёрского сценария . При документальной съёмке оператор выбирает крупность плана самостоятельно, руководствуясь базовыми правилами монтажа .

Крупный план иногда делят на несколько разновидностей: «первый средний», «крупный» и «сверхкрупный» ( англ. Medium Close-Up, Close-Up, Big Close-Up ), в зависимости от того, какая часть головы и плеч видна в кадре. Самый крупный план, в котором видны только глаза героя, часто называют итальянский план . Несмотря на то, что в большинстве случаев крупный план снимается длиннофокусным объективом , он может быть получен и более короткофокусной оптикой с близкого расстояния, однако это может приводить к искажению пропорций лица .

См. также

Примечания

  1. , с. 90.
  2. , с. 30.
  3. . «Кинодеталь» (5 ноября 2014). Дата обращения: 6 октября 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  4. , с. 17.
  5. Павел Орлов. . Tvkinoradio (27 мая 2020). Дата обращения: 1 июня 2020. 4 июня 2020 года.
  6. , с. 109.
  7. , с. 19.
  8. Павел Орлов. . Tvkinoradio (19 апреля 2016). Дата обращения: 1 июня 2020. 24 октября 2020 года.
  9. , с. 40.
  10. Балаш Б . Кино. Становление и сущность нового искусства. — М.: «Прогресс», 1968. — С. 50-51.
  11. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин: Ээсти Раамат, 1973. — глава вторая.
  12. , с. 95.
  13. , с. 88.
  14. Сергей Бородин. (англ.) . Статьи про объективы и фотоаппараты . Lens Club. Дата обращения: 25 мая 2014. 25 мая 2014 года.

Литература

  • Г. Андерег, Н. Панфилов. Глава IV. Искусство монтажа // / Д. Н. Шемякин. — Л. : « Лениздат », 1977. — С. —43. — 368 с.
  • Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Кудряшов Н. Глава I // «Как самому снять и показать кинофильм». — 1-е изд. — М. : , 1952. — С. 10—21. — 252 с.
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2013. — № 2 (28) . — С. 37—41 . — ISSN .
  • С. Е. Медынский. Компонуем кинокадр / В. С. Богатова. — М. : «Искусство», 1992. — С. 85—112. — 239 с. — ISBN 5-210-00236-5 .
  • Луи Форестье . Великий немой / Б. Кравченко. — М. : «Госкиноиздат», 1945. — 115 с. — 5000 экз.

Ссылки

  • Александр Трофимов. . «Канобу» (15 июля 2015). Дата обращения: 5 октября 2015.
Источник —

Same as Крупный план