Interested Article - Хадис Джибриля

Джибриль на османской миниатюре 1717 года (иллюстрация к «Аджаиб аль-махлукат» Закарии аль-Казвини ).

Хади́с Джибри́ля (Джабраи́ла) ( араб. حديث جبريل, حديث جبرائيل ‎) — предание ( хадис ) о пророке Мухаммеде , имеющее огромное значение для ислама в целом, в котором описывается встреча Мухаммеда с ангелом Джибрилем (Джабраил, архангел Гавриил ) . Хадис передаётся Ибн Умаром со слов его отца Умара ибн аль-Хаттаба и содержится в сборнике « Сахих » Муслима ибн аль-Хаджжаджа . Практически идентичный по содержанию хадис со слов Абу Хурайры содержится в « Сахихе » аль-Бухари .

Хадис Джибриля часто цитируется в исламской литературе, существует множество различных его толкований. Хадис был включён имамом ан-Навави в сборник « », также используется в трактате Ибн Абд аль-Ваххаба « Три основы и их доказательства » .

Содержание хадиса

Основной текст

Хадис является рассказом Умара ибн аль-Хаттаба о том, что однажды, когда пророк Мухаммед находился в обществе своих сподвижников , к ним откуда ни возьмись подошёл человек с очень тёмными волосами, облачённый в ослепительно белые одежды, затем сел вплотную к Мухаммеду и последовательно спросил об исламе , имане , ихсане , о Судном дне и его признаках. Мухаммед отвечает на все вопросы, кроме вопроса о Судном дне, ибо, по его словам, он знает не больше того, что знает об этом спрашивающий. После каждого ответа спрашивающий подтверждает истинность сказанного Мухаммедом, и это удивляет Умара. Задав все вопросы, незнакомец уходит, и спустя некоторое время Мухаммед сообщает Умару ибн аль-Хаттабу, что это был ангел Джибриль, явившийся, чтобы обучить их религии (дин) .

Иснад

Полная цепь (иснад) передатчиков ( рави ) этого хадиса выглядит так: Муслим ибн аль-Хаджжадж (ум. 875 ) от (ум. 848 ), тот от Ваки ибн аль-Джарраха (ум. 813 ), тот от Кахмаса ибн аль-Хасана (ум. 766 ), тот от Абдуллаха ибн Бурайды (ум. 733 ), тот от (ум. 700-е), тот от Ибн Умара (ум. 693 ), а тот, в свою очередь, от Умара ибн аль-Хаттаба (ум. 644 ) . Басриец Яхья ибн Ямар вместе с Хумайдом ибн Абдуррахманом аль-Химйари однажды отправились в хадж (или умру ) с намерением спросить у сподвижников пророка Мухаммеда о тех вещах, которые говорил и другие кадариты о предопределении . Они встретили Ибн Умара, входящего в мечеть, ухватились за обе его руки, и Яхья задал вопрос о кадаритском учении. Ибн Умар отрёкся от кадаритов и сообщил хадис, услышанный от отца, в котором вера в предопределение была названа частью веры .

Текст и иснад хадиса Джибриля в « Муснаде » Ахмада ибн Ханбаля практически совпадает с версией, изложенной Муслимом ибн аль-Хаджжаджем, за исключением того, что от Кахмаса ибн аль-Хасана его передаёт и (а не Ваки ибн аль-Джаррах, как в «Сахихе Муслима»).

Также существует более короткая версия хадиса в передаче Абу Хурайры, которая содержится в «Сахихе» аль-Бухари. Иснад хадиса выглядит так: аль-Бухари от , тот от , тот от Абу Хайяна ат-Тайми, тот от Абу Зуры ибн Амра, а тот, в свою очередь, от Абу Хурайры .

Значение

Мусульмане считают хадис Джибриля одним из самых важных высказываний об исламской вере и деяниях. Множество богословов считает этот хадис определяющим для исламского вероубеждения ( акида ) . Ан-Навави , ссылаясь на Кади Ийяда , назвал этот хадис «основой ислама», в котором понятия «ислам», «иман» и «ихсан» названы « религией » (дин) . Хоть и хадис и не является полным эквивалентом Корана , который считается словом Бога, высокий статус ему обеспечивает то, что его проверил на верность ангел Джибриль .

Из вопросов и ответов, содержащихся в хадисе, становятся понятны три основные составляющие религии ислам — «покорность» ( ислам ) , «вера» ( иман ) и «творение прекрасного» ( ихсан ) . Они же являются тремя постоянными темами, которые излагаются в Коране , хоть и не объясняются таким же чётким и лаконичным способом, как в данном хадисе .

Важным аспектом хадиса Джибриля является то, что в нём деяния и вера не противопоставлены друг другу, наоборот, дела являются тем, что определяет веру. Это служит напоминанием о том, что ислам — это не только набор убеждений, но и действия, которые раскрывают внутренние убеждения верующего. Практико-ориентированный взгляд на ислам в целом характерен для хадисов .

Комментарии к хадису

Хадис Джибриля, наряду с другими хадисами, подробно разбирается в комментариях к сборнику Муслима ибн аль-Хаджжаджа , число которых превышает один десяток. Одним из авторов комментариев к «Сахиху» является ан-Навави с многотомным трудом « аль-Минхадж ».

Ниже приведён список книг, которые посвящены только хадису Джибриля:

  • Салам А. = مقدمة في فقه أصول الدعوة: شرح حديث جبريل (الاسلام والايمان والاحسان). — Дар Ибн Хазм, 1990.
  • Аллуш А. б. М. = شرح حديث جبريل. — Тайиба, 2007. — 168 с.
  • Аль-Алави аль-Хусейни Т. = اتحاف النبيل فى بعض معانى حديث جبريل. — 1831.
  • Ибн Таймия. = شرح حديث جبريل في الإسلام والإيمان والإحسان، المعروف باسم كتاب الإيمان الأوسط. — Дар Ибн аль-Джаузи, 2002. — 680 с.
  • Аль-Хусейни З. = شرح حديث جبريل: المسمى هداية الطالبين في بيان مهمات الدين، الاسلام، الايمان، الاحسان. — Дар аль-илм ва-д-да’ва, 2004.

Примечания

  1. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. . — Исламская медиатека, 2014. — С. 15. — 21 с. 8 декабря 2015 года.
  2. , с. 150.
  3. , с. 156—157.
  4. Ахмад ибн Ханбаль. . — Дар аль-Маариф, 1949. — Т. 1. — С. 311. 14 декабря 2022 года.
  5. Аль-Бухари. // Сахих аль-Бухари.
  6. , с. 160.
  7. , p. 75.
  8. Уильям Читтик. . — М. : Восточная литература, 2012. — С. 20. — 243 с. — ISBN 9785020364981 . 23 декабря 2015 года.
  9. , p. 76.

Литература

  • , . Хадис о Джабраиле // Мировоззрение ислама. — М. : Ладомир, 2014. — С. 52—57. — 640 с. — ISBN 978-5-86218-521-8 .
  • John L. Esposito . . — New York : Oxford University Press, 1999. — 768 p. — ISBN 0-19-510799-3 .
  • Ан-Навави. . — Аль-Азхар, 1929. — Т. 1.

Ссылки

Источник —

Same as Хадис Джибриля