Interested Article - Айдабол (род)
- 2020-12-06
- 1
Айдабо́л ( каз. Айдабол руы , ɑjdɑboˈɫ rɤwɯˈ ; рус. дореф. Айдабулъ ) — крупный казахский род , входящий в состав рода Сүйіндік племени Среднего жуза Аргын и включающий в себя отдельные подроды . Родоначальником рода является Айдабол бий , расселяется род Айдабол преимущественно на территории современной Павлодарской области . В источниках Императорской России род упоминается как Айдабул . Тамга рода , как и у всех аргынов — Көз ( рус. глаза ; ). Уран рода — Төртуыл .
Представители рода известны по всему Казахстану
.Происхождение
Мазар | |
Мавзолей Кулболды | |
---|---|
Құлболды кесенесі | |
|
|
51°59′55″ с. ш. 72°47′33″ в. д. | |
Страна | Казахстан |
Местоположение |
Акмолинская область
,
село Жолбасшы
,
у реки Акмырза |
Тип здания | Мазар |
Автор проекта |
Сүйіндік Байшин (Айдабол)
|
Архитектор | Төлеухан Кәрібаев |
Первое упоминание | 9 июля 1999 в газете «Голос Экибастуза» |
Основные даты | |
|
|
Приделы |
пара каменных плит в форме открытой книги
с информацией о захоронённом и авторах проекта |
Материал | кирпич |
Род Сүйіндік , согласно шежире, происходит от общего предка аргынов Кодан-тайши .
Как полагают М. К. Жабагин и Ж. М. Сабитов, генетическая близость аргынов к народам Иранского нагорья указывает на значительный общий компонент («субстрат»), который мог быть привнесён в генофонд прото-аргынов миграцией с юго-запада от ираноязычных народов или их потомков. Сходство генофондов аргынов с казахами Алтая и монголами говорит о более позднем генетическом компоненте («суперстрате»), привнесённом в генофонд аргынов миграциями тюркоязычных и монголоязычных народов .
При этом по мнению ряда других авторов, первоначальное ядро аргынов восходило к монгольским племенам . М. Т. Тынышпаев полагал, что Аргыны восходят к нирун-монгольскому племени арикан . Ч. Ч. Валиханов включал Аргынов в число монгольских народов Чагатайской орды . Согласно другой версии, Аргыны являются потомками Аргун-ага , ойратского наместника, служившего в Ильханате Хулагу . Согласно К. Этвуду, аргыны (аргуны) происходят от завоёванных степных народов Монгольского плато , подчинённых монголами и приведённых на запад монгольским завоеванием . По его мнению, аргыны (аргуны) представляли собой онгутский клан .
Генетика
У рода Сүйіндік встречаются две гаплогруппы : преобладающая G1 (M-285) — 82% и C2 (M-217) — 18%.
Родоначальник
Родоначальником рода является Айдабол бий (1599—1680 ). Айдабол родился в 1599 году близ Ташкента от старшей жены ( каз. бәйбіше ) (1540—1630) Макпал . Стал бием в возрасте 13 лет . У него было пятеро братьев: Кулюк , Тулпар , Акбуура, Майлытон и Щегр. Имел трёх жен, девять сыновей и единственную дочь Акбилек :
-
Первая жена
- Жангозы
- Малгозы
- Кенжегозы
-
Вторая жена
- Карагозы
- Бозгозы
- Аккозы
-
Третья жена
- Тайгельтыр
- Кожагельды
- Косшетер
Все девять сыновей, рождённые от трёх жен Айдабола, были талантливыми акынами, биями и батырами , а дочь его, Акбилек была превосходным костоправом, ткачихой и швеей . Младший сын Кенжекозы, рожденный старшей женой, умер подростком, и его нареченная, Есенбийке, дочь , осталась вдовой . Согласно левирату ( каз. Амангерлік ) Есенбийке вышла за племянника Кенжекозы, Толыбая .
Айдабол бий пережил ханов Есима (1598—1628), Жанибека (1628—1643), Жангира (1643—1652) и Батыра (1652—1680). В 1680 году он скончался. Его могила расположена в 19 километрах от Ташкента .
Расселение
Род Айдабол населяет Баянаул и Павлодарскую область с 1733 года .
Известно, что раньше все аргыны , в том числе и род Айдабол, кочевали на западе Сырдарии , близ Ташкента .
В 1730 году аргыны , спасаясь от джунгарского нашествия ( каз. Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама ), начали массовую кочёвку. Род Сүйіндік двинулся на север под предводительством батыра Олжабая . Здесь они столкнулись с джунгарами и, в результате трёхлетней борьбы, в 1733 году они вытеснили противника. На освободившихся землях располагались обширные пастбища . Роду Айдабол достались горы Баянаул , Ерейментау , .
Генеалогия рода
Род Айдабол входит входит в состав рода Сүйіндік племени Среднего жуза Аргын .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шежіре (казах.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мейрам |
|
Нұрпая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Қуандық |
|
Сүйіндік | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Суғыншы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шуманақ |
|
Мәжік | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Жанболды |
|
Құлболды |
|
Мақпал |
|
Жолболды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Күлік |
|
Тұлпар |
|
Айдабол | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Жанғозы |
|
Малғозы |
|
Аққозы |
|
Бозғозы |
|
Қарағозы |
|
Қожагелді |
|
Қосжетер |
|
Тайгелтір |
|
Кенжеғозы |
|
Ақбілек | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-
Сверху вниз — от отца к сыну, слева направо — от старшего к младшему
- Неизвестно, была ли Акбилек старшей или младшей в семье, и которой женой рождена
- Курсивом выделены женщины
Подроды
Род Айдабол был разделен на две волости и 15 подродов .
У Айдабола было девять сыновей, и каждый из них стал родоначальником отдельного рода. Позже и эти роды поделились на подроды.
Айдабольская (Далбинская) волость (казах.)
|
Жангозы-Айдабольская волость (казах.)
|
Родство подрода Телеу
Подрод Телеу исторически не относился к роду Айдабол. В первой половине XVIII века малая часть рода Младшего жуза Телеу , населявшая Каркаралинский уезд , двинулась в Петропавловский уезд , желая присоединиться к своим сородичам, кочевавшим под Троицком . На пути им встретился род Айдабол, возглавляемый правнуком Айдабола . В соответствии с казахским обычаем гостеприимства последние радушно отнеслись к роду Телеу. Подружившись, два рода породнились между собой, стали сватами и, в результате, стали кочевать вместе. Так, в составе рода Айдабол появилась новая ветвь .
В составе Российской империи
Волости
В 1830-е годы, в связи с принятием в 1822 году Устава о сибирских киргизах , род Айдабол, как и многие другие роды, был разделен на две волости: Айдабольскую и Жангозы-Айдабольскую . Обе волости относились к Баян-Аульскому округу Павлодарского уезда Семипалатинской области . По состоянию на 1833 год, род насчитывает 2644 кибиток .
Айдабольская (Далбинская) волость (1835—1918)
Айдабольская волость ( каз. Айдабол болысы ; с 1878 года Далби́нская [ каз. Долба болысы ]) славилась полезными ископаемыми. Заявки в подавал павлодарский купец I гильдии Деров . 10 января 1895 года он застолбил угольное .
Зимние пастбища ( каз. Қыстау ) волости находились к югу от Баянаула . Зимой большинство кочевало в , а меньшая в Жельтауских и и окрестных сопках .
Летние пастбища ( каз. Жайлау ) волости расположены на западе, где род соединяется самым значимым числом юрт в верховьях Шидерты . Отсюда они ходили менять лошадей на товары, к пределам Оренбурга , останавливаясь дольше всего на Атбасарских лугах , возвращались назад пересекая правые притоки Есиля .
За период своего существования (1835—1880) Айдабольская волость сменила 5 волостных управителей .
В 1878 году по очередной реформе волость переименована в Далби́нскую , от названия . С 1880 по 1918 год уже Далбинская волость сменила 10 волостных управителей .
В 1918 году Далбинская волость вошла в состав .
Жангозы-Айдабольская волость (1833—1874)
Казахи Жангозы-Айдабольской волости ( каз. Жанқозы Айдабол болысы ; также, Джангозу ) были известны своим плотничьем и кузнечным мастерством, в конце XIX—начале XX века они занимались строительством домов в Павлодаре для русских .
За период своего существования (1833—1874) Жангозы-Айдабольская волость сменила 5 волостных управителей .
В 1874 году, по очередной реформе Жангозы-Айдабольская волость будет объединена с .
Баи
Баи играли серьезную роль в общественно политической жизни казахского общества. Хотя в советское время их изображали исключительно как эксплуататоров трудового народа, многие баи были настоящей опорой, поддерживая бедных родственников, снабжая скотом пострадавших в джут , давая кров сиротам, открывая школы и мечети и финансируя многие общественно важные мероприятия. Именно по этой причине имена многих из них окружены глубоким уважением в народной памяти .
Наиболее ценными и почитаемыми животными у казахов были лошади . Баями в то время считались люди, в чьем владении находилось не менее тысячи голов. Это количество позволяло собственнику располагать экономическим весом .
В статистике ниже приведены данные по состоянию на 1830 год .
№ | Имя | Қазақша | Волость | Подрод |
Поголовье
скота |
---|---|---|---|---|---|
1
2 |
Тутан Дауытпаев
Манен Дауытпаев |
Тұтан Дәуітпай
Мәнен Дәуітпай |
Айдабольская | Тайгелтір Тентек | 1140 лошадей |
3 | Дулат Олжабаев | Дулат Олжабай | Айдабольская | Малғозы Төлебай | 1000 лошадей |
4 | Кудык Ельгельды | Құдық Елгелді | Жангозы-Айдабольская | Төлебай Елгелді | 1000 лошадей |
5
6 |
Бармен Мамытов
Зан Барменов |
Бәрмен Мамыт
Заң Бәрмен |
Жангозы-Айдабольская | Лапақ Мамыт | 2500 лошадей |
6
7 |
Аксары Батыров
Байзак Батыров |
Ақсары Батыр
Байзақ Батыр |
Жангозы-Айдабольская | Лапақ | 3000 лошадей |
8 | Абет Торайгыров | Әбет Торайғыр | Жангозы-Айдабольская | Төлебай Едіге | 1700 лошадей |
9 | Турсунбай Еламанов | Тұрсынбай Еламан | Жангозы-Айдабольская | Төлебай Еламан | 1000 лошадей |
10 | Ботбай Наров | Ботпай Нар | Жангозы-Айдабольская | Сары | 3000 лошадей |
11 | Шон Едыгин | Шоң Едіге | Жангозы-Айдабольская | Төлебай Едіге | 3000 лошадей |
Участие родов Төртуыл в бунте Кенесары сказалось на судьбах некоторых баев из этого списка. Многие попали в « опалу » царских властей. В целом за десять лет восстания (1837—1847), поголовье скота в Баянауле уменьшилось втрое. Потребовалось значительное количество времени, чтобы власти округа (волостные управители и бии ) смогли увеличить свои стада хотя бы до сопоставимых размеров .
Участие рода в бунтах и национально-освободительных движениях
В бунте Кенесары
Казахи рода Айдабол примкнули к Кенесары в конце 1837 года. Призыв Кенесары к откочёвке из округов, созданных царской администрацией, поддержали многие казахи. Из откочевал род Айдабол с бием Шанториным и часть аулов Орманшы-Тортулской волости со старшиной Олжабаем .
Помимо рода Айдабол в бунте Кенесары Касымова участвовали роды Қаржас, Орманшы, Акбура, Тулпар .
В восстании 1916 года
Казахи рода Айдабол принимали самое активное участие в восстании 1916 года . Главные силы бунтовщиков расположились в урочище Алгабас . Около 5000 вооруженных людей оказали сопротивление казачьим отрядам. В стычке погибло 9 человек. Арестовали и доставили в Омск 44 человека, проживающих в Далбинской и Аккелинской волости .
31 января 1917 года дело прошло через военно-прокурорский надзор. 4 февраля генерал от кавалерии Сухомлинов , командующий войсками Омского военного округа , издал приказ №72, по которому вышеназванные лица предаются .
Представители
Представители рода Айдабол известны по всему Казахстану и за его пределами .
Примечания
Комментарии
- Төртуыл ( рус. Четыре аула ) — обобщённое название родов Сүйіндік, Қозған, Қақсал, Қаржас; уран этих родов.
- Тамгá ( каз. Таңба ) — герб у казахских племен и родов .
- Урáн ( каз. Ұран ) — боевой клич у казахских племен и родов .
- Привязанные ленточки говорят о почитании места как святого
- Устáв о́ сиби́рских кирги́зах ( рус. дореф. Уставъ о сибирскихъ киргизахъ ) — законодательный акт Российской империи , созданный Сперанским , определивший систему управления казахами Среднего жуза .
Источники
- ↑ Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі — С. 206.
- ↑ Жабагин, М. К., Сабитов Ж. М., Агджоян А. А., Юсупов Ю. М., Богунов Ю. В., Лавряшина М. Б., Тажигулова И. М., Акильжанова А. Р., Жумадилова Ж. Ш., Балановский О. П., Балановская Е. В. от 26 января 2019 на Wayback Machine — С. 62.
- Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные Экспедицией по исследованию степных областей — С. 121.
- ↑ Аристов, Н. А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен — С. 155.
- ↑ Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- ↑ Курылев, В. П. Скот, земля, община у кочевых и полукочевых казахов: вторая половина XIX-начало XX века — С. 229.
- Аманова, Б. от 10 июля 2023 на Wayback Machine — Голос Экибастуза.- 1999.- 9 июля (№ 28).- С.3.
- ↑ Жабагин М. К., Сабитов Ж. М. и другие. // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. — 2016. — № 4 . — С. 59—68 . 16 июня 2020 года.
- ↑ М. Тынышпаев. . — ЭКО, 2006. — 328 с. 27 ноября 2020 года.
- Бартольд В. В. Сочинения. т. 2. часть 1. М., 1963, С. 592.
- Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX — начало XX в.). — Алма-Ата: Наука, 1968. — С. 68. — 255 с.
- Atwood, Cristopher P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire — New York: Facts on File, 2004 — P. 294.
- Atwood, Cristopher P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire — New York: Facts on File, 2004 — P. 425.
- ↑ Жакып, Б. О. Каныш Сатбаев. Энциклопедия.
- Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі — С. 8.
- Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі — С. 8.
- Аллаберген, Қ. М. Айдабол Сары батыр — С. 9.
- Абжанов Х. М., Нурымбетова Г. Р. ДВИЖЕНИЕ ИСТОРИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (НА МАТЕРИАЛАХ КАЗАХСТАНА И ЕВРОПЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ)
- Көпей, М. Ж. Қазақ шежіресі — С. 203-202.
- Аллаберген, Қ. М. Айдабол Сары батыр — С. 361.
- Тұрқара, Б. Қожаберген жырау — С. 6.
- ↑ Буркитбай Аяган «Казахстан». Национальная энциклопедия, 4 том. Человек с книгой. Статьи и публикации — С. 195—196.
- ↑ . Дата обращения: 26 октября 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
- ↑ . Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- Енсебаев Т. А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья — С. 188—189.
- Дата обращения: 26 октября 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
- Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов — С. 179.
- Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано из 26 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано из 26 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано из 26 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано из 25 сентября 2015 года.
- Енсебаев, Т. А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья — С. 182.
- Дата обращения: 26 октября 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 26 октября 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 27 октября 2015. Архивировано из 22 ноября 2015 года.
- Дата обращения: 27 октября 2015. Архивировано из 22 ноября 2015 года.
- Дата обращения: 27 октября 2015. Архивировано из 22 ноября 2015 года.
- Дата обращения: 27 октября 2015. Архивировано из 22 ноября 2015 года.
- Енсебаев Т. А. Очерки истории Павлодарского Прииртышья — С. 179.
- Артыкбаев Ж. О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации — С. 74.
- Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано из 26 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано из 26 сентября 2015 года.
- Ғабжалилов, Х.М. Қазақстан тарихы этникалық зерттеулерде. Т. ІХ : Арғын — С. 205.
Литература
- Жабагин, М. К., Сабитов, Ж.М. Агджоян А.А., Юсупов Ю.М., Богунов Ю.В., Лавряшина М.Б., Тажигулова И.М., Акильжанова А.Р., Жумадилова Ж.Ш., Балановский О.П., Балановская Е.В. . — 2016.
- Аристов, Н. А. . — 2003.
- Алдаберген, Қ. М. . — 2008, 7 июля.
- Шахметова, Н. А. . — 2013.
- Көпей, М.-Ж. . — 1994.
- Артыкбаев, Ж. О. . — 2004.
- Востров В. В., Муканов М. С. . — 1968.
- Енсебаев Т. А. . — 2000.
- Абжанов Х. М., Нурымбетова Г. Р. . — 2013.
- Ғабжалилов, Х.М. . — 2010.
- МЗ и ГИ. Деп. гос. земельн. имуществ. . — 1903.
- Курылев В.П. . — 1998.
Казахстан. Национальная энциклопедия
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
Ссылки
- от 25 сентября 2015 на Wayback Machine
- на « Родоводе ». Дерево предков и потомков.
При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .
- 2020-12-06
- 1