Interested Article - Нормальный объектив

Нормальные объективы для малоформатных фотоаппаратов

Норма́льный объекти́в — съёмочный объектив постоянного фокусного расстояния , обеспечивающий на полученном изображении наиболее естественную перспективу , близкую к восприятию пространства человеческим зрением . Объективы с более коротким фокусным расстоянием считаются короткофокусными или широкоугольными , а с более длинным — длиннофокусными .

Угловое поле нормального объектива выбирается, исходя из предполагаемого размера изображения и расстояния, с которого оно рассматривается. В фотографии и кино эти условия разные, поэтому объективы, которые считаются нормальными, имеют разные угловые поля.

Особенности

В фотографии нормальным считается объектив, фокусное расстояние которого равно или незначительно превышает диагональ кадра, а угловое поле находится в пределах 50—55° . В кинематографе нормальными считаются объективы с фокусным расстоянием, равным удвоенной диагонали кадра киноплёнки , поскольку сравнительно небольшое изображение на экране рассматривается издалека. Нормальный объектив наилучшим образом подходит для киносъёмки средних планов .

Нормальные объективы считаются универсальными и обладают наибольшими светосилой и разрешающей способностью во всех линейках сменной оптики. До широкого распространения зумов фотоаппараты и кинокамеры комплектовались нормальным объективом в качестве штатного . Большинство современных нормальных объективов представляют собой модернизированные вариации оптических схем объектива Петцваля , Триплета Кука и «Планара» , разработанных в конце XIX века . Самым светосильным из нормальных является объектив « Zeiss Planar 50/0,7 », спроектированный для американской лунной программы и выпущенный в количестве 10 экземпляров .

Для наиболее распространённого малоформатного кадра размером 24×36 мм «нормальным» считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм . Оно незначительно превышает размер диагонали, составляющий 43 мм, однако общепринято. На профессиональном жаргоне такой объектив называется «полтинник» . Значение было выбрано Оскаром Барнаком , создателем первых камер Leica , положивших начало 35-мм «киноплёночной» фотографии. В однообъективных зеркальных фотоаппаратах некоторое распространение получили фокусные расстояния нормального объектива 55 и 58 мм: « Nikkor 55/1,2»; «Noct Nikkor 58/1,2»; « Canon FL 55/1,2»; « Voigtländer Nokton 58/1,4»; « Гелиос-44 -2» 58/2,0 . Это объясняется невозможностью получения достаточно длинного заднего отрезка в наиболее распространённой симметричной оптической схеме Zeiss Planar без её дополнительного усложнения . Вместе с тем, даже фокусное расстояние объективов с обозначением «50 мм» на оправе, из-за сложностей оптических расчётов часто отличается от «круглого» значения. Так, точные фокусные расстояния «полтинников» Ernst Leitz составляли 51,6 мм, а нормальные объективы для « Контакса » обладали фокусным расстоянием 52,3 мм . Точно так же, фокусное расстояние советского « Индустар-61 » равно 52,42 мм, хотя на оправе большинства его версий обозначено «50» .

Для среднеформатных фотоаппаратов с кадром 6×6 см нормальными считаются объективы с фокусным расстоянием 75—80 мм. Для кадра 6×9 фокусное расстояние нормального объектива равно 105 мм, 9×12 — 135 мм, 13×18 — 210 мм . Для кинокадра классического формата нормальным объективом, как и в малоформатной фотографии, считается 50 мм, превосходящий диагональ почти вдвое, а для 16-мм киноплёнки — 20 мм . Для большинства широкоформатных систем кинематографа нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 125 мм . В цифровой фотографии с полнокадровой матрицей размером 24×36 мм используются те же фокусные расстояния нормальных объективов, что в плёночной. Для матрицы уменьшенного размера APS-C с учётом кроп-фактора 1,6 нормальным можно считать объектив 28 мм, а для более крупного формата APS-H то же поля зрения покрывает объектив 35 мм.

Фотоаппараты и кинокамеры

Фокусное расстояние нормальных объективов для фото- и киноаппаратуры:

Формат Размеры изображения, мм Диагональ кадра, мм Фокусное расстояние
нормального объектива
Классический кинокадр 16 × 21,95 27,2 50 мм
Nikon DX 15,8 × 23,7 28,4 28 мм
Полуформатный 18 × 24 30 30 мм
APS-C 16,7 × 25,1 30,1 28 мм
APS-H 18,7 × 28,1 33,7 35 мм
Малоформатный 24 × 36 43,27 45—58 мм
120/220 , 6 × 4,5 (645) 56 × 42 70,00 75 мм
120/220 , 6 × 6 56 × 56 79,20 80 мм
120/220 , 6 × 7 56 × 68 88,09 90 мм
120/220 , 6 × 9 56 × 82 99,30 105 мм
4 × 5 дюймов 101,6 × 127 162,64 150 мм

Компактные цифровые фотоаппараты и видеокамеры

В телевизионных и видеокамерах с середины 1950-х годов для обозначения формата кадра используется диаметр сигнальной шайбы передающей трубки , хотя диагональ кадра составляет лишь 2/3 от этого значения. Форматы современных ПЗС-матриц соответствуют размерам кадра на трубках и обозначается по этим же стандартам, несмотря на то, что диагональ сенсора равна его физическому размеру. Таким образом, существующие обозначения на 1/3 превосходят настоящий размер диагонали. Тем не менее, понятия нормального объектива в телевидении стандартной чёткости не существует, поскольку расчётным расстоянием наблюдения небольшого экрана считаются 6 его высот . Для современных компактных и псевдозеркальных цифровых фотоаппаратов диагональ матрицы также обозначается, исходя из стандартов телевидения:

Тип сенсора Размеры изображения, мм Диагональ кадра, мм Фокусное расстояние
нормального объектива
1/3,6" 4,0 × 3,0 5,0 5 мм
1/3,2" 4,5 × 3,4 5,7 5,7 мм
1/3" 4,8 × 3,6 6,0 6 мм
1/2,7" 5,4 × 4,0 6,7 6,7 мм
1/2,5" 5,8 × 4,3 7,2 7 мм
1/2" 6,4 × 4,8 8,0 8 мм
1/1,8" 7,2 × 5,3 8,9 9 мм
1/1,7" 7,6 × 5,7 9,5 9,5 мм
2/3" 8,8 × 6,6 11,0 11 мм
1" 12,8 × 9,6 16,0 16 мм
Four Thirds 17,3 × 13 21,63 22 мм
4/3" 18,0 × 13,5 22,5 23 мм

В большинстве случаев устройства с такими размерами сенсора оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием, и нормальный объектив, приведённый в таблице, служит лишь относительной мерой для оценки поля зрения.

См. также

Примечания

  1. , с. 42.
  2. , с. 78.
  3. , с. 75.
  4. , с. 15.
  5. , с. 44.
  6. , с. 311.
  7. Roland Wink. (англ.) . Rangefinderforum (7 марта 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. 23 марта 2020 года.
  8. , с. 52.
  9. (англ.) . Additional Information . Photography in Malaysia. Дата обращения: 6 июня 2014. 28 июня 2014 года.
  10. . LENS HALL . Canon Camera Museum. Дата обращения: 6 июня 2014. Архивировано из 30 мая 2014 года.
  11. , с. 508.
  12. Marco Cavina. (итал.) . Memorie di luce & memorie del tempo (17 августа 2007). Дата обращения: 10 сентября 2019. 9 сентября 2019 года.
  13. (англ.) . Stephen Gandy's CameraQuest (12 сентября 2017). Дата обращения: 3 января 2019. 3 января 2019 года.
  14. , с. 77.
  15. , с. 348.
  16. (1 декабря 2010). Дата обращения: 8 июня 2014. 14 июля 2014 года.

Литература

  • Д. С. Волосов . Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Ершов К. Г. / С. М. Проворнов. — Л. : «Машиностроение», 1988. — С. 76—114. — 272 с. — 10 000 экз. ISBN 5-217-00276-0 .
  • Александр Лакуша. // «MediaVision» : журнал. — 2014. — № 2 . — С. 52 .
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1985. — С. —46. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы // « Советское фото » : журнал. — 1988. — № 5 . — С. 42, 43 . — ISSN .
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М. : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • / А. Ф. Яковлев. — Л. : ГОИ , 1971. — Т. 1. — 478 с. — 250 экз.
  • Фотография: энциклопедический справочник / С. А. Макаёнок. — Минск: «Беларуская Энцыклапедыя», 1992. — 399 с. — 50 000 экз. ISBN 5-85700-052-1 .

Ссылки

  • Борис Бакст. . Фотомастерские РСУ (23 марта 2012). Дата обращения: 18 апреля 2015.
  • . «Фототур». Дата обращения: 16 ноября 2015.
Источник —

Same as Нормальный объектив