Interested Article - Данин, Даниил Семёнович

Даниил Семёнович Да́нин (настоящая фамилия Пло́тке ; 25 февраля [ 10 марта ] 1914 , Вильно , Российская империя 14 марта 2000 , Москва , Россия ) — советский и российский прозаик, сценарист, литературный критик, популяризатор науки. Начинал карьеру как критик поэзии, в 1949 году подвергся разгрому в газете «Правда» как «буржуазный эстет», формалист и космополит . После этого в 1950-х годах перешёл на ниву научно-популярной литературы, где стал классиком советской школы этого направления , разработав и обосновав критически собственный стиль представления материала.

Биография

Семья и ранние годы

Даниил Плотке родился в интеллигентской еврейской семье из Шавли , незадолго до его рождения перебравшейся в Вильно , а в 1915 году, спасаясь от немецкой оккупации, — в Петроград . Отец, Семён Давидович (Бенцион-Симон Давид-Израилевич) Плотке был инженером-механиком, арестован в 1937 году (по другим данным, весной 1938 года ) на тракторном заводе в Челябинске и скончался, не дожив до суда; мать — выпускница медицинского факультета Цюрихского университета Елена Аркадьевна (Хина Ароновна) Плотке . Даниил был младшим ребёнком в семье и имел двоих старших братьев — Григория и Бориса (Бера) .

Будучи пионервожатым отряда при Вс. Мейерхольде , в 16-летнем возрасте Даниил познакомился с режиссёром и получил от него специальное место за кулисами, неоднократно просмотрев затем весь репертуар театра. После семилетней школы Плотке пошёл работать литсотрудником на « Комсомольскую правду по радио». Затем Даниил решил расширить свой кругозор и пошёл в техникум, по его окончании став лаборантом в НИИ химии твёрдого топлива .

Учился на химическом (1933—1936), затем, убедившись в ошибке при выборе специальности, на физическом факультете МГУ (1936—1941). Осенью 1938 года арестованный отец Даниила скончался в тюремной больнице, и Плотке, решив загрузить себя по максимуму, чтобы избежать депрессии, параллельно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького . Там он сдружился с Евгением Долматовским , Маргаритой Алигер и другими поэтами. Плотке подрабатывал также в журнале « Литературная учёба ». К этому времени относится выбор псевдонима Данин, под которым Даниил задумал опубликовать два цикла критических статей: «Чувство времени и поэтический стиль» и «Поэзия последних лет», из которых до войны успели выйти только несколько заметок .

Отзывы об уровне Данина как литературного критика неоднозначны. Так, Вячеслав Огрызко указывает, что Данин отличался от большинства критиков глубокой начитанностью, но в критике слишком благоволил авторам, близким ему по взглядам, и ставил формальные изыски выше чувств. Ущербность подобного подхода была продемонстрирована в 1940 году, когда стихи активно критиковавшегося Даниным поэта Сергея Наровчатова были выданы им за стихи Нины Воркуновой и в этом качестве расхвалены Даниным на вечере в МГУ . Кроме того, Данин принял активное участие в шельмовании попавших в немилость литераторов — писал, в частности, о том, как «реакционно настроенный акмеист Осип Мандельштам , склонный к метафизическому философствованию, объяснял своё враждебное отношение к революционной действительности» , обрушился на Александра Гатова , посмевшего опубликовать в советском журнале однострочное стихотворение , и т. д.

В годы Великой Отечественной войны

Перед госэкзаменами (по другим данным, получив диплом МГУ, но ещё учась в Литинституте ) летом 1941 года Данин бросил учёбу и ушёл на фронт добровольцем. Сначала в военкомате ему в призыве отказали, тогда Даниил попробовал попасть на фронт через Союз писателей , членом которого он пока ещё не был. На этом основании ему и его другу Борису Рунину снова отказали в призыве, однако, выходя из здания, они столкнулись с однокурсником Рунина по Литинституту Михаилом Эделем, который был заместителем секретаря парткома Союза писателей и после короткой беседы с ними уладил дело. В результате 11 июля 1941 года Данин стал бойцом писательской роты в 22-м стрелковом полку 8-й дивизии народного ополчения .

Часть Данина попала в окружение под Вязьмой , из которого он чудом выбрался и без документов умудрился доехать на последнем поезде до Москвы 16 октября 1941 года. Здесь его хотели судить как дезертира, но за Даниила вступился Илья Эренбург . После этого Данина перевели из ополчения в регулярную армию, сделав литературным сотрудником фронтовой печати, в том числе газет «Боевой путь» 32-й армии , «За Советскую Родину» 10-й армии Западного фронта, «Боевое знамя» 3-й армии Брянского фронта, дивизионной газеты 3-й Житомирской артдивизии прорыва РГК . В декабре 1941 года Данин подал заявление на вступление в Союз писателей как критик; оно было подписано Степаном Щипачёвым , Александром Фадеевым и Павлом Антокольским . В начале 1942 года Данин стал членом СП СССР .

На фронте Данин продолжал заниматься критикой, переписывался с Пастернаком . В 1942 году вышла статья Даниила о поэме « Василий Тёркин » Твардовского , в которой, в частности, отмечалось:

Первое чувство, которое вызывает поэма Твардовского, — радость. Радость — потому что совсем неожиданно появился у тебя и у твоих фронтовых товарищей единственный в своём роде, неунывающий, простой и верный друг. Он будет надёжным, милым спутником на трудных дорогах войны. Он будет всегда, во всех испытаниях незримо с тобой, то весёлый, то печальный, но неизменно сильный, неунывающий… Твардовский создал неунывающего героя.

Газета «Литература и искусство» за 3 октября 1942 года. Цитируется по статье В. Огрызко «Совместимая несовместимость»

В сентябре 1944 года Данин стал кандидатом в члены ВКП(б) в 3-м артдивизионе прорыва РГК на Первом Украинском фронте , а закончил войну в Чехии , демобилизовавшись 5 апреля 1946 года в чине капитана . В том же 1946 году Даниил женился на , литературном редакторе журнала « Знамя » . Творчество Данина пополнилось статьёй «Черты естественности», опубликованной в «Литгазете», в которой он положительно оценил поэзию Твардовского .

Аппаратная борьба в Союзе писателей

Данин начал работать в аппарате правления Союза писателей, став заместителем председателя комиссии по теории литературы и критики. К этому времени относятся такие критические работы Данина, как «Пути романтики» (1947), «Страсть, борьба, действие!» (1948), в которых он выступал против «лакировки действительности» . Вячеслав Огрызко указывает, что на этом месте Данин был вынужден приспосабливаться к общей линии СП. В качестве примера он называет резко отрицательную рецензию Данина на книгу Твардовского «Родина и чужбина», появившуюся в феврале 1948 года во время обсуждения этой книги в Союзе писателей, которая прямо противоположна его более ранним отзывам о писателе. Так, в ней фигурируют такие слова:

[Твардовский — ] чувствительный созерцатель, который не думает о том, как трудна бывает, как драматична бывает жизнь, о том, как выходить из этого драматизма и как сделать, чтобы люди жили лучше и проще на свете, — он испытывает жалость и сострадание, он любуется чертами смирения, покорности судьбе, покорности обстоятельствам, какие есть у этих людей, о которых он пишет.

Цитируется по

Огрызко полагает, что таким образом Данин примкнул к аппаратной группе Симонова, пытавшейся удалить из аппарата СП Фадеева. Перед этим эпизодом Данин выпустил статью «Нищета поэзии», критическую по отношению к Анатолию Софронову , а затем резко осудил в рецензии одну из «колхозных» поэм Николая Грибачёва . Огрызко пишет, что оба этих известных поэта сами метили на место Фадеева и поэтому вступили в аппаратную борьбу, чтобы убрать ангажированного критика, для чего воспользовались развернувшейся в стране кампанией по борьбе с космополитами .

Сначала в начале февраля 1949 года Софроновым было организовано закрытое партсобрание Союза писателей, на котором среди прочих космополитов он обвинил Данина в антипатриотической и подрывной работе :

Литературный критик Д. Данин, кандидат в члены ВКП(б), специализировался на избиении молодых советских поэтов. За один год он оклеветал шесть ценных поэтических произведений, в том числе патриотические поэмы Недогонова «Флаг над сельсоветом», Грибачёва «Колхоз „Большевик“», Данин выступал в защиту Нусинова и его клеветнической книги о Пушкине.

Софронова поддержали В. В. Ермилов , М. С. Шагинян и В. В. Вишневский . Эту часть доклада Софронова затем цитировал руководитель Агитпропа Д. Т. Шепилов в своём докладе на имя секретаря ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкова . Затем началась публичная критика, через неделю после собрания в газете « Правда » вышла статья Грибачёва «Против космополитизма и формализма в поэзии»:

Во главе критиков-формалистов — буржуазных эстетов стал Д. Данин, унаследовавший гнусные методы космополитов, в своё время травивших Маяковского и возвеличивавших Б. Пастернака и А. Ахматову . […]
Для чего же понадобилась Данину клевета на эпос, как не для того, чтобы ошельмовать, охаять лучшие произведения классической и крупнейшие произведения советской литературы. Космополит Данин требовал от писателей изображения в их произведениях «конфликта в сознании», раздвоенности сознания, морально-идейной неполноценности советского человека. В последнее время отъявленные реакционеры американские «критики-философы», объявив Теодора Драйзера «натуралистом», проповедуют распад личности, оплёвывают человека. Наиболее ярким выразителем такого течения является Сартр . А Данин попросту перепевает клеветников и их клевету переносит на советского человека!

Данин избивает и извращает всё передовое, новое, здоровое в нашей литературе.

Газета «Правда», 16 февраля 1949. Цитируется по

После такой критики Данин был исключён из кандидатов в члены ВКП(б), на что подал апелляцию в горком партии, которая рассматривалась очень долго. Не дожидаясь окончания этого процесса, Данин устроился коллектором в 4-ю экспедицию 3-го геологоуправления на Ангару, где провёл полгода в полевых работах, а затем ещё полгода в обработке материалов. Эта поездка породила потом неопубликованную повесть «Верность». Заседание комиссии по Данину провели только 22 апреля 1950 года, сняв обвинения в космополитизме и восстановив Даниила кандидатом в члены ВКП(б), но объявив выговор «за идеологические ошибки в работе критика-коммуниста» .

Данин вернулся к критике, но маститых поэтов трогать более не решался, сосредоточившись на позитивных отзывах о малоизвестных поэтах из глубинки (например, его статья о Владимире Фёдорове была опубликована в «Литературной газете» в 1950 году), о чём потом многократно жалел. Жена Даниила Разумовская помогла ему устроиться на работу в журнал «Знамя», однако весной 1953 года в рамках проверки в журнал пришла комиссия Союза писателей, включавшая критиковавшегося им до этого Твардовского. Ознакомившись со внутренними рецензиями Данина, писатель на разборе в свою очередь заявил о вредительской деятельности Даниила в редакции .

Автор научно-популярной литературы

Огрызко отмечает, что проработочные кампании не прошли бесследно, надломив писателя, и из кандидатов членом КПСС он стал с большой задержкой, только в мае 1956 года . Решив после всего этого отказаться от работы литературного критика, Данин вспомнил о своём естественнонаучном образовании и захотел попытать счастья как писатель научно-популярной литературы, придумав ежегодный альманах « : Писатели рассказывают о науке», где с 1960 по 1990 год он возглавлял писательскую редколлегию . Здесь он выработал и отточил свой стиль, ярко проявившийся в серии его книг об учёных и науке, одна из которых, «Неизбежность странного мира», была выдвинута на соискание Ленинской премии в 1961 году .

Книга Даниила Данина «Добрый атом» (1957) представляет собой рассказ о научном подвиге учёных-атомщиков в СССР . Вслед за сборником очерков «Для человека» (1957) Даниил опубликовал теоретическую статью «Жажда ясности», посвящённую эстетическим вопросам современной художественной литературы (журнал « Новый мир », затем сборник «Формулы и образы», 1961) . В этой статье, вызвавшей широкий резонанс, Данин утверждал, что сочетание в литературном тексте научности и художественности возможно, если обратиться к изложению научного поиска как драмы идей и поиска познания природы, человека и общества . В таком стиле написаны историко-биографические книги Данина о великих физиках и переломных моментах в физике XX века, считающиеся классикой научно-популярной литературы : «Неизбежность странного мира» (1961, 3 изд. — 1966, переведена на 11 языков) и две книги из серии Жизнь замечательных людей — « Резерфорд » (1967, 2 изд. — 1968) и « Нильс Бор » (1978) . Эти книги, посвящённые людям науки, познавательным и нравственно-психологическим проблемам их жизни и творчества, принадлежат к документальному жанру научно-художественной литературы . Часть работ из этой серии переведена на литовский, латышский, армянский, болгарский, чешский, словацкий, немецкий, английский и румынский языки.

В дальнейшем Даниил Данин продолжил серию теоретических статей о научно-художественной литературе работой «Сколько искусства науке надо?» (1968), а также полемическим сборником о научно-популярном кино «А всё-таки оно существует!» (1982) . С 1967 года работал в научно-художественном кино как сценарист и критик, был автором сценариев полнометражных научно-художественных фильмов «В глубины живого» (1967) и «Ты в мире» (1980) . За сценарий научно-популярного фильма «В глубинах живого» в 1967 году Данину была присуждена первая награда — Госпремия РСФСР имени братьев Васильевых .

Когда в 1960-е годы Данин взялся писать книгу о Резерфорде для серии « Жизнь замечательных людей », то он обнаружил, что практически все материалы об учёном изданы на английском языке. Для работы пришлось его выучить, что Данин и сделал. Затем Данин задумал книгу о Нильсе Боре, но решил сделать годовой перерыв перед её написанием, который затянулся несколько дольше, чем он изначально планировал .

Другие проекты

В 1963 году по рекомендации Степана Щипачёва Данин был введён в редколлегию созданного на базе газеты « Литература и жизнь » еженедельника « Литературная Россия », но проработал там всего лишь год, не сойдясь с редактором Константином Поздняевым .

Уйдя из критики, Данин сохранил интерес к политике, считая себя либералом и антисталинистом, однако, по словам Огрызко, продолжал делить писателей на «своих» и «чужих», в числе первых были Гроссман, Давид Самойлов , с оговорками Симонов , Сельвинский , а во вторых по-прежнему числились Софронов, Грибачёв и всё их окружение. Огрызко отмечает несколько случаев, когда Данин порывался критиковать различные стихи и прозаические произведения, но уже не в печати, а посылая отзывы через друзей. Однако того уровня влияния, которым он пользовался ранее, Данин не достиг .

Преподаватель и кентавристика

В 1967 году в статье «Сколько искусства науке надо? (О проблемах научно-художественного кино)» Данин утверждал, что « Можно напророчить, хотя бы шутки ради, что когда-нибудь возникнет целая наука — кентавристика… Её предметом будет тонкая структура парадоксов (и многое другое)… » Предметом этой придуманной им дисциплины он полагал изучение всех проявлений несочетаемого в культуре, яркими примерами считая корпускулярно-волновой дуализм в физике и сочетание научности и художественности в научно-популярной литературе .

С 1992 года Данин — профессор кафедры истории науки Российского государственного гуманитарного университета . В это время Даниил разрабатывал кентавристику, а с 1994 года читал её курс в университете в рамках «педагогического эксперимента» . В 1996 году был издан специальный номер «Вестника РГГУ» (№ 1), целиком посвящённый кентавристике .

С 2000 года в связи со смертью Данина преподавание кентавристики было свёрнуто . Отношение к кентавристке неоднозначно, так, Юрий Данилин пишет о ней как о «невозможной с точки зрения Минобра дисциплине» . Научно-популярное приложение к « Новой газете » было названо «Кентавр» в честь Данина и его кентавристики .

Мемуарист, второй брак

По настоянию жены во время паузы перед написанием книги о Боре Данин вёл ежедневный дневник, которому через десять лет она дала такую оценку: «это лучшее, что ты написал» .

Я завидую моим друзьям-художникам — у них есть краски и кисти, композиторам — у них есть инструмент, физикам — у них есть лаборатория, есть материал, с которым они работают. Словом, у всех есть две вещи — материал и ремесло. Беда литератора заключается в том, что у него нет ремесла и, в сущности, нет материала. Нельзя считать материалом бумагу, а ремеслом — вождение по бумаге ручкой. Но у литератора есть слово. Так, может быть, не завидовать, а понять и почувствовать слово — материалом, а ремеслом — обращение с ним.

Дневник Данина. Цитируется по .

Написание дневника подтолкнуло позже писателя к мысли о создании книги «Бремя стыда» — о Пастернаке и отношении к нему в писательском сообществе. Эта книга начиналась так же — в виде разрозненных заметок 66-летнего к тому времени писателя, безо всякого плана, — а переросла в многолетнюю «исповедь о судьбе целого поколения», по выражению Огрызко .

В сентябре 1981 года умерла первая жена Данина Софья Дмитриевна Разумовская, и бездетный писатель впал в депрессию, из которой вывела его старая знакомая Наталья Павловна Мостовенко-Гальперина (1925—2003) , ставшая затем его второй женой. По отзывам в письмах Даниил был очень счастлив в этой второй в его жизни любви. Жена много писала, и её энтузиазмом заражался и Данин. В 1990-х годах были напечатаны вначале отрывки, а затем и вся книга «Бремя стыда» .

С 1962 года жил в ЖСК «Советский писатель» ( Красноармейская ул. , д. 27) .

Умер в 2000 году в Москве; урна с прахом захоронена в колумбарии на Введенском кладбище . Посмертно были изданы мемуарные заметки «Строго как попало» и «Нестрого как попало», публиковавшиеся ранее частями в периодических изданиях в 1990-х годах .

Членство в профессиональных организациях

Награды и премии

Книги

  • Д. Данин. Добрый атом. — М. : Молодая гвардия, 1957, 1958. — 94 с. — 50 000 экз.
  • Д. Данин. Для человека. — М. : Советский писатель, 1957. — 310 с. — 30 000 экз. — ряд публицистических очерков, посвященных истории атомного века.
  • Д. Данин. Неизбежность странного мира. — М. , 1961, 1962, 1966. — (Эврика). — посвящена физикам и рождению теории квантов .
  • Д. Данин. Резерфорд. — М. : Молодая гвардия, 1966, 1967. — 624 с. — ( ЖЗЛ ). — 90 000 экз.
  • Д. Данин. Перекрёсток. — М. : Советский писатель, 1974. — 302 с. — раскрывает драматизм научных исканий.
  • Данин, Даниил Семёнович. Нильс Бор. — М. , 1978. — 558 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — основана на серии статей «Нильс Бор» (Наука и жизнь, № 12 1970, № 1,2,5,6,7,9,10 1971, № 4,5,8 1972, № 1,2,3 1973).
  • Д. Данин. Вероятностный мир. — М. : Знание, 1981. — 208 с. — посвящена физикам и рождению теории квантов .
  • Данин, Даниил Семёнович. А всё-таки оно существует!: критические размышления о научно-художественном кино. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982. — 43 с.
  • Д. Данин. Избранное. — М. : Советский писатель, 1984. — 608 с. — посвящена преимущественно Нильсу Бору, а также многим крупнейшим учёным России и Запада.
  • Данин, Даниил Семёнович. Труды и дни Нильса Бора (1885-1962): Краткое документальное повествование. — М. , 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике).
  • Данин, Даниил Семёнович. Бремя стыда: Пастернак и мы. — М. : Московский рабочий , 1996. — 384 с. — мемуарная книга, посвящена эпохе и, в частности, Борису Пастернаку .
  • Данин, Даниил Семёнович. Строго как попало: неизданное. — М. , 2012. — 197 с.
  • Данин, Даниил Семёнович. Нестрого как попало: неизданное. — М. , 2013. — 288 с.

Примечания

Комментарии
  1. Наталья Павловна Мостовенко (Мостовенко-Гальперина) родилась 24 ноября 1925 года в Москве, дочь ректора МВТУ им. Баумана Павла Мостовенко и переводчицы Ревекки Гальпериной . Окончила химический факультет МГУ в 1948 году, затем аспирантуру при нём. Много лет, с 1948 по 1985 год, работала в издательстве « Большая советская энциклопедия ». Автор книги мемуаров «Один год. Дневник оптимистки в интерьере утрат», издававшейся в Москве дважды, издательством «Магистериум» в 1995 и «Воскресенье» в 1999 году. Член Союза писателей Москвы с 1995 года. Награждена медалями «Ветеран труда», «50 лет Победы», знаком «Отличник печати». Источник: Мостовенко, Наталья Павловна // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
Источники
  1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: 1959–1964. Р. Н. Аджубей. «Решающий шаг был сделан» // : [ 30 апреля 2016 ] / Под ред. А. Волкова, М. Пугачевой, С. Ярмолюка. — М. : Издательство Московской школы политических исследований, 2000. — 616 с. — (Институт социологии РАН. Московская школа политических исследований).
  2. Оболенская С. от 21 апреля 2011 на Wayback Machine .
  3. Огрызко В. : [ 2 апреля 2014 ] // Литературная Россия. — 2012. — № 5 (3 февраля).
  4. Метрические записи доступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org. Дед указан как Давид-Израиль Гершенович Плотке (Шавли. 1910). Родители — Бенцион-Симон Давид-Израилевич и Елена Ароновна Плотке.
  5. Тименчик Р. Д. Тименчик Р. Д. Анна Ахматова в 1960-е годы. — М. — Toronto, 2005. — С. 350.
  6. Кузьмин Д. В. История русского моностиха: Диссертация … кандидата филологических наук… — Самара, 2005.
  7. Писатели Москвы — участники Великой Отечественной войны. М., 1997
  8. .
  9. Елена Мушкина. Век одной семьи . Дата обращения: 17 октября 2015. 17 октября 2015 года.
  10. . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ СССР. Атака на "космополитов" (14 февраля 1949). Дата обращения: 30 декабря 2015. 7 ноября 2013 года.
  11. Э. П. Казанджан. . — В: Даниил Данин. Стихи военных лет // Знамя. — 2012. — № 5.
  12. Чупринин Сергей Иванович. . Энциклопедический словарь «Новая Россия: мир литературы» . Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал». Дата обращения: 7 сентября 2015. 7 сентября 2015 года.
  13. Д. С. Данин. // КЕНТАВРИСТИКА. Программа курса для гуманитарных специальностей. — М. : Российский государственный гуманитарный университет, 1997.
  14. (2011).
  15. Данилин Юрий (2007-05-17). "По «данинским» следам". научно-популярное приложение к Новой газете «Кентавр» . No. 1. {{ cite news }} : |archive-url= требует |url= ( справка )
  16. , с. 202.
  17. , с. 190.
  18. . Дата обращения: 17 апреля 2017. 1 июня 2017 года.

Литература

  • Мостовенко-Гальперина Н. П. [www.belousenko.com/wr_Danin.htm ДАНИН Даниил Семенович] // Русские писатели 20 века: биографический словарь / Сост. П. А. Николаев. — М. , 2000. — 808 с. [web.archive.org/web/20140701080251/belousenko.com/wr_Danin.htm Архивировано из первоисточника 1 июля 2014].
Рекомендуемая литература
  • Трубецков, Дмитрий Иванович. Даниил Семенович Данин и его кентавристика: лекции на школах и семинарах. — Саратов, 2007. — 106 с. — («След вдохновений и трудов упорных…». Приложение к журналу «Изв. вузов ПНД»). — ISBN 5-94409-050-2 .
  • Молчанов Е. // Знание — сила . — 2002. — № 12 . — С. —84 .
  • Разгон Л. Идеи и страсти (Литературный портрет Даниила Данина) // Детская литература. Сб. ст. — М. : Детская литература, 1982.
  • Справочник Союза писателей СССР [по состоянию на 01.12.1963] / ред. К. В. Воронков, сост. Н. В. Боровская. — М. : Советский писатель , 1964. — 776 с. — 3000 экз.
  • Справочник Союза писателей СССР [по состоянию на 01.06.1985] / Ред. К. Н. Селихов; сост.: В. А. Астахова, А. И. Либецкая, Л. И. Цветкова. — М. : Советский писатель, 1986. — 784 с. — 10 000 экз.

Ссылки

  • [www.belousenko.com/wr_Danin.htm Даниил Семёнович Данин (имя собств. Плотке) (1914—2000)]
  • Вяч. Огрызко.
Источник —

Same as Данин, Даниил Семёнович