Interested Article - Русский балет Монте-Карло

Русский балет Монте-Карло ( фр. Ballet Russe de Monte Carlo ) — балетная компания, созданная в 1932 году и разделившаяся в 1936 году на две самостоятельные антрепризы: полковника В. де Базиля и Рене Блюма (начавшая выступать после раздела прав и имущества как Оригинальный русский балет ( фр. Original Ballet Russe )) и антрепризу Сержа Дэнема ( 1938 1963 ).

Названия

В энциклопедическом словаре В. А. Кулакова и В. М. Паппе в названии антрепризы Рене Блюма и полковника В. де Базиля использовано множественное число: Русские балеты Монте-Карло ( фр. Les Ballets Russes de Monte Carlo ) . Вероятнее всего, это целесообразно для избежания путаницы и противопоставления антрепризе С. Дэнема Русский балет Монте-Карло ( фр. Le Ballet Russe de Monte Carlo ) . Е. Я. Суриц обращала внимание на то, что название как в единственном, так и во множественном числе встречалось в анонсах балетов на протяжении 30 лет вплоть до начала 1960-х годов . Под одним и тем же названием выступали две разные, хотя и взаимосвязанные общим корнем, труппы: с 1932 по 1935 год антреприза Рене Блюма и полковника В. де Базиля, с 1938 по 1963 год антреприза С. Дэнема .

Антреприза Рене Блюма и полковника де Базиля

Русский балет Монте-Карло был основан в 1932 году на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже, созданных после смерти С. П. Дягилева . Директором труппы стал полковник де Базиль (один из псевдонимов Василия Воскресенского ), художественным руководителем — Рене Блюм . Первый спектакль новая компания представила 17 января 1932 года в Опере Монте-Карло. Балетмейстерами были приглашены Леонид Мясин и Джордж Баланчин — последний в результате интриг вскоре был вынужден покинуть труппу. С 1933 года главным балетмейстером труппы стал Мясин .

Труппа позиционировала себя в качестве преемника Русских балетов Дягилева . В 1932—1935 годах труппа выезжала на гастроли в Бельгию , Нидерланды , Париж , Лондон , Нью-Йорк .


В Русском балете Монте-Карло участвовали такие артисты как Александра Данилова , Валентина Блинова , Леон Войциковский , Игорь Юшкевич , , «бэби-балерины» Тамара Туманова , Ирина Баронова и Татьяна Рябушинская .

Наиболее плодотворным периодом деятельности «Русского балета Монте-Карло» (с 1935 — «Русского балета полковника де Базиля») принято считать время 1933—1936 годов, когда главным балетмейстером был Леонид Мясин, поставивший восемь балетов, три из которых были впервые созданы в новом жанре балета-симфонии: «Предзнаменования» (1933), «Хореартиум» (1933) и «Фантастическая симфония» (1936) .

В 1935 году между Рене Блюмом и полковником де Базилем произошёл разрыв, дошедший до судебного процесса, после которого труппа разделилась на «Балет Монте-Карло» ( 1936 1938 ) под руководством Рене Блюма, с которым работал Леонид Мясин и « Русский балет полковника де Базиля », выступавшая под различными названиями (после 1939 года — «Оригинальный Русский балет») , с которым работали Михаил Фокин и Бронислава Нижинская .

Антреприза Сержа Дэнема

В 1938 году на основе труппы Рене Блюма Балет Монте-Карло ( фр. Ballet de Monte Carlo ) была создана новая расширенная антреприза, которую возглавил Серж Дэнем ( Serge Denham — настоящее имя выходца из России: Сергей Иванович Докучаев (1896—1970, Нью-Йорк) ), а в 1938—1945 годах её главным балетмейстером был Леонид Мясин. В 1939 году труппа С. Дэнема отправилась в США, где сменила название Р. Блюма на Русский балет Монте-Карло ( фр. Le Ballet Russe de Monte Carlo ) . Репертуар состоял как из некоторых балетов Михаила Фокина дягилевских Русских сезонов, так и постановок Леонида Мясина. Ведущей солисткой труппы на выступлениях в США в 1938—1952 годах была Александра Данилова . В спектаклях танцевали (англ.) , Мария Толчиф (1942—1947) , , Ивонн Джойс Крейг, , Равен Уилкинсон, Марк Платт, Леон Даниелян. Хореографы Фредерик Аштон , Агнес де Милль , , ставили свои балеты силами труппы. Фредерик Аштон свой первый балет для зарубежной компании, которой стала труппа Русский балет Монте-Карло, создал в 1939 году — «Каникулы дьявола» (Devil's Holiday) .

После начала Второй мировой войны Русский балет Монте-Карло гастролировал в Соединенных Штатах. В городах и населенных пунктах страны компания представляла балет зрителям, которые никогда не могли присутствовать на спектаклях классического танца. С 1939 по 1944 год с балетом сотрудничал художник Сальвадор Дали , создавший декорации и костюмы к постановкам Леонида Мясина « Вакханалия » ( 1939 ), «Лабиринт» ( 1941 ) и «Безумный Тристан» ( 1944 ) . После войны деятельность антрепризы постепенно затухала из-за отсутствия новых постановок, и в начале 1960-х годов труппа прекратила существование .

Ведущие артисты упомянутых трупп впоследствии основали танцевальные школы и компании на всей территории Соединенных Штатов и Европы, передавая традиции русского балета будущим поколения американцев и европейцев, внеся огромный вклад в развитие балетного искусства во многих странах мира.

Об истории Русского балета Монте-Карло в 2005 году в США Дэн Геллер ( Dan Geller ) и Даяна Голдфайн ( Dayna Goldfine ) сняли документальный фильм «Русские балеты» ( Ballets Russes ) с участием Ирины Бароновой, Фредерика Франклина, Натальи Красовской, Алисии Марковой , Татьяны Рябушинской, Мии Славенской и др.

Постановки

Балетмейстера Джорджа Баланчина
Балетмейстера Леонида Мясина
Балетмейстера Бориса Романова
  • 1936 — «Щелкунчик»

Наследие

Многие из главных танцоров труппы и кордебалета основали собственные танцевальные школы и труппы по всей Америке и Европе, обучая русским балетным традициям поколения американцев и европейцев.

Хореографы и главные танцоры

  • Джордж Баланчин — основал Школу американского балета (SAB) и Нью-Йорк Сити балет , для которых он создавал произведения на протяжении 40 лет.
  • Александра Данилова — преподавала в течение 30 лет в SAB
  • Леон Даниелян — служил директором SAB с 1967 по 1980 годы .
  • Мария Толчиф — танцевала в Нью-Йорк Сити балет в течение многих лет и была представлена в хореографии Баланчина, созданной для неё.
  • Роя Кюри — протеже Давид Лишин и ведущая танцовщица в Русском балете Монте-Карло, она основала школу в северной части штата Нью-Йорк в 1950 году.
  • Фредерик Франклин — стал директором Национального балета Вашингтона, округ Колумбия, консультировал Танцевальный театр Гарлема, а также выступал до девяноста лет.

Видео

  • Полная версия фильма на YouTube — хореография Леонида Мясина, музыка Жака Оффенбаха в аранжировке Мануэля Розенталя ( Manuel Rosenthal ). Фильм снимал Виктор Йессен ( Victor Jessen ) на спектаклях Русского балета Монте-Карло с 1944 по 1954 год, монтаж произведён согласно звукозаписи, сделанной около 1954 года.

Примечания

  1. Кулаков В. А., Паппе В. М. 2500 хореографических премьер XX века. 1900—1945. — М. : Дека-ВС, 2008. — С. 329. — 335 с. — ISBN 978-5-901951-36-1 .
  2. , Указатель названий балетных трупп, с. 402.
  3. , с. 65.
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. Суриц Е. Я. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  9. , с. 66.
  10. , с. 67.
  11. Суриц Е. Я. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  12. (англ.) // The Times . — 1988. — 20 August. — ISSN .
  13. Паппе В. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  14. (англ.) . IMDb. Дата обращения: 28 марта 2017. 29 марта 2017 года.
  15. Суриц Е. Я. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  16. Филонова Г. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  17. Кулаков В. А. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  18. .
  19. Паппе B. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  20. Anderson, Jack (1997-03-12). . The New York Times . из оригинала 14 июня 2023 . Дата обращения: 11 июля 2020 .

Литература

Источник —

Same as Русский балет Монте-Карло