Ро́за Ма́рковна Ио́ффе
(
1 декабря
1907
,
Витебск
—
4 октября
1966
,
Москва
) — радиорежиссёр, редактор и постановщица популярных радиопрограмм и радиоспектаклей, создательница понятия «радиотеатр». Первой
применила так называемый «приём Буратино» — ускорение или замедление хода магнитофонной плёнки для создания эффекта детского или, наоборот, «медвежьего» голоса
.
Содержание
Биография
Роза Иоффе родилась в
Витебске
(в то время
Витебская губерния
) в многодетной семье столяра-краснодеревщика. Около 1919 года семья переехала в Москву. Иоффе окончила Государственные курсы чтения и речи
Василия Серёжникова
в конце 1927 года. Руководила кружком художественной самодеятельности при школе № 22 Сокольнического района, и после удачного выступления учеников на радио её пригласили вести на детском радиовещании Студию юных чтецов. Так в 1930 году Роза Иоффе стала одним из первых профессиональных режиссёров радиовещания. Своим учителем Роза Марковна считала
Осипа Наумовича Абдулова
[
источник не указан 1642 дня
]
.
С Иоффе на радио работала
. Позже она создала радиопередачу о Розе Марковне.
Иоффе работала на Всесоюзном радио почти всю жизнь, однако в 1948 году ей пришлось её покинуть во время
гонений на евреев
и в связи с арестом брата, а в начале 1960-х её уволили «за профнепригодность».
Брат —
(1895—1960,
Рига
), театральный художник
ГОСЕТа
.
Племянник —
Руфин Руфинович Гордин
, писатель; подготовил к печати посмертное издание дневников Р. М. Иоффе (2001).
Творчество
С 1932 года Роза Иоффе стала работать на радио как режиссёр в художественном радиовещании для детей, возникшем по её инициативе. Первые записи Розы Иоффе на радио в качестве режиссёра или сорежиссёра датированы началом 1930-х годов. Среди наиболее известных работ: «
Золотой ключик, или Приключения Буратино
» (1949 год, по сказке
А. Н. Толстого
).
Роза Иоффе начинала с передач для дошкольников: «Маша-растеряша» и «Горошина», с игры «Петрушкина почта». Затем она стала создавать радиопостановки: «Хозяйка медной горы» по сказам
Павла Бажова
, «Часы» по повести
Ивана Тургенева
, «Три мушкетёра» по роману
Александра Дюма
, «Дашино письмо» по роману
Алексея Николаевича Толстого
«Хождение по мукам»
… В «датах и фактах» радиовещания за 27.XI.1949 год есть такая запись:
Новым словом в расширении выразительных средств радио стала передача по сказке
Алексея Николаевича Толстого
«Буратино». Весь радиоспектакль был сыгран одним актёром —
Николаем Владимировичем Литвиновым
. Режиссёр передачи Роза Марковна Иоффе, записывая нормальный человеческий голос на медленно движущейся плёнке магнитофона, а затем пуская её с обычной скоростью, добилась «сказочного», своеобразно звучащего голоса деревянного человечка
Буратино
.
—
Музей телевидения и радио в Интернете
Николай Литвинов исполнял все роли — и Папы Карло, и Буратино, и всех прочих обитателей сказки. Применённый режиссёром приём «наложения» помог одному артисту не только изобразить шум целой толпы, но и петь разными голосами дуэтом, квартетом.
Всего было поставлено около 200 радиоспектаклей.
Книги
В славе и в горестях: из дневников Розы Марковны Иоффе 1942—1966 годов. Подготовка текста, вступительная статья и примечания:
Р. Р. Гордин
.
Кишинёв
: Понтос, 2001. — 200 с
. —
ISBN 9975-938-20-5