Interested Article - Неправильная музыка

Ночной истребитель Bf.110 ,
оборудованный «Неправильной музыкой»

« Непра́вильная му́зыка » ( нем. Schräge Musik Шрéге музи́к ) — немецкое название способа установки пушечного вооружения на ночных истребителях во время Второй мировой войны (применялся на самолётах Люфтваффе с июня 1943 года). Такая установка пушек обеспечивала ведение стрельбы под значительным углом вверх-вперёд к направлению движения самолёта, что позволяло эффективно атаковать бомбардировщик противника при полёте под ним в «мёртвой», непросматриваемой с бомбардировщика, зоне .

Дословный перевод немецкого слова «schräg» означает «косой», «вкось», «наискось» . Однако словосочетание «Schräge Musik» означает именно «Неправильная музыка» . Дело в том, что в Третьем рейхе джаз , как «музыка негров и евреев », считался декадентским и был запрещён. В народе же джаз прозвали «Schräge Musik» — неправильная, неортодоксальная, инакомыслящая музыка. Это название было перенесено и на пушки, установленные необычным, неправильным способом .

История

Английский Vickers Type 161

Прообраз «Неправильной музыки» появился ещё во время Первой мировой войны , в 1918 году . Тогда, по предложению Герхарда Физелера , будущего авиаконструктора и хозяина концерна , а в то время известного лётчика-аса , командир Тиде ( нем. Thiede ) установил на свой ночной истребитель два лёгких пулемёта так, чтобы они стреляли вперёд и вверх. В результате Тиде мог атаковать ярко освещённые прожекторами самолёты противника снизу, при этом не попадая в слепящие лучи этих прожекторов .

В начале 1930-х годов в Великобритании на истребителе пушка могла устанавливаться под углом к горизонту 45 или более градусов. Самолёт мог летать ниже преследуемого бомбардировщика или дирижабля и вести огонь вверх.

В 1938 году , во время быстрого роста люфтваффе, Тиде напомнил о своём опыте Имперскому министерству авиации , однако его предложение осталось без внимания . Позже японская сторона проинформировала руководство люфтваффе о подобных собственных разработках, однако люфтваффе и к ним не проявило заинтересованности .

Вторая мировая война. Ночные бомбардировки Германии

С 1940 года английская бомбардировочная авиация начала совершать регулярные ночные налёты на территорию Германии . Весной 1942 года интенсивность этих налётов резко возросла: в них участвовало, как правило, от нескольких сотен до тысячи и более машин. Бомбардировки уже носили стратегический характер, а их целью стали жилые кварталы немецких городов .

Для противодействия таким ударам в Люфтваффе была создана ночная истребительная авиация , вобравшая в себя такие новейшие технические достижения, как системы раннего радиолокационного обнаружения, централизованное наведение истребителей станциями слежения, радиоэлектронные системы навигации и автоматического управления огнём, инфракрасные прицелы , системы распознавания «свой-чужой» . Лётчики ночной истребительной авиации считались элитой люфтваффе .

Массированные бомбардировки производились также и в дневное время. В них участвовала, как правило, американская авиация , в дальнейшем к этим налетам присоединились силы ВВС Великобритании , а целью таких бомбардировок, в основном, были промышленные предприятия Рейха.

Уже во время войны, в 1941 году , командир группы ночных истребителей III./NJG3 обер-лейтенант считал, что атаковать бомбардировщики, летя горизонтально под ними, намного проще, чем заходить снизу вверх, а после атаки снова резко уходить вниз . Шенерт обратился к ответственному за ПВО Германии генерал-майору Йозефу Каммхуберу с предложением установить на ночной истребитель Дорнье Do.17 пулемёт, стреляющий вертикально вверх. Вначале и это предложение осталось без внимания, но позже, летом 1942 года , в центре по испытаниям оружия в Тарневитце начались эксперименты по установке вертикального вооружения на самолёты Дорнье Do.17, Do.217 и Мессершмитт Bf.110 . Позже к этим экспериментам подключилось и Техническое управление Министерства авиации. В результате выяснилось, что оптимальным является не вертикальное расположение стволов, а их наклон вперёд на угол 65—70 градусов . В этом случае цель могла перемещаться относительно истребителя с бо́льшей, чем при стрельбе вертикально вверх, угловой скоростью , до 8 градусов в секунду .

На основе полученных результатов ещё три ночных истребителя Do.217J были оснащены четырьмя и шестью наклонно установленными авиационными пушками и в начале 1943 года прибыли в бывшую эскадрилью Шенерта .

Сам Шенерт 1 декабря 1942 года был назначен командиром сформированной группы II./NJG5. Эта группа была оснащена истребителями Bf.110, но Шенерт по-прежнему летал на своём экспериментальном Do.217. В то время один из оружейников, обер-фельдфебель Махле, смог по примеру командира наклонно установить в кабине Bf.110 две пушки , и в мае 1943 года ставший уже гауптманом Шенерт сбил с их помощью над Берлином первый бомбардировщик .

Далее последовали новые победы. Успешно продолжались испытания и в III./NJG3. В результате с июня 1943 года началось производство так называемого для установки наклонного вооружения на самолёты Дорнье Do.217J, N и Юнкерс Ju.88C-6 . Для истребителя Bf.110 такой комплект ещё не был разработан, но многие экипажи монтировали самодельные установки, как это ранее сделал Махле. Новая установка получила название «Неправильная музыка» .

Японские аналоги

Модификация Kawasaki Ki-45 с наклонно установленными пушками за кабиной пилота

Установки, аналогичные «Неправильной музыке», создавались и в Японии . Так, для борьбы с американскими стратегическими бомбардировщиками B-24 «Либерейтор» и B-29 «Суперкрепость» , совершавшими регулярные налёты на японские острова , на части ночных истребителей, за кабиной, устанавливалось пушечное вооружение, приспособленное для стрельбы вперёд и вверх. Такими самолётами стали: Мицубиси A6M5 («Зеро») , Йокосука D4Y2-S («Джуди») , Йокосука P1Y-S «Киокко» , и J1N1-S («Ирвинг») и Ки-45 («Ник») . Некоторые самолёты, например, J1N1, дополнительно оснащались пушками, стреляющими вниз .

Боевое применение

Использование «Неправильной музыки» давало ряд преимуществ:

  • Большинство английских бомбардировщиков не имело нижних огневых точек.
  • Позиция атаки находилась в «мёртвой» непросматриваемой зоне жертвы.
  • При размещении брони, особенно на высотных английских бомбардировщиках, не учитывалась возможность атак снизу.
  • Истребитель на фоне земли был малозаметен, а бомбардировщик, наоборот, был хорошо виден пилоту истребителя на фоне неба.
  • Площадь цели при атаке снизу значительно больше, чем при атаке сзади.

Истребитель, оснащённый «Неправильной музыкой», занимал позицию на 50—200 метров ниже атакуемого бомбардировщика. С помощью прицела , размещенного в верхней части фонаря кабины, пилот целился в крыльевые топливные баки самолёта противника и открывал огонь (в фюзеляж же немецкие пилоты старались не попадать, опасаясь взрыва несброшенных бомб ). После попадания, опасаясь возможного резкого падения подбитого самолёта, истребитель тут же уходил вниз или отворачивал в сторону .

Установка «Неправильной музыки» с самого начала была строго засекречена. Были запрещены любые упоминания о ней в прессе . Например, в репортажах о победах ночных истребителей воздушные бои описывались так, чтобы создать впечатление, будто немецкие атаки велись традиционным способом — сверху вниз. В результате англичане долгое время не подозревали о появлении новой немецкой тактики .

Отношение немецких пилотов

Некоторые немецкие лётчики считали крайне неудобным при прицеливании закидывать голову далеко назад (для устранения этого недостатка было предложено использовать инфракрасный прицел Spanner I, изображение с которого проецировалось на экран перед пилотом, но эта идея не была реализована), а некоторые из них вообще демонтировали установку со своих самолётов. Но большинство пилотов по достоинству оценили «Неправильную музыку» за возможность более простой и безопасной атаки врага .

Контрмеры англичан

Первые попытки англичан противостоять «Неправильной музыке» заключались в установке дополнительных огневых точек в опасной зоне. Однако эти пулемётные башни имели неудовлетворительный обзор, а также снижали скорость самолёта. Так как имеющийся на ночных бомбардировщиках радар заднего обнаружения «Моника» не мог обнаруживать атакующие снизу ночные истребители, предпринимались попытки установки нового радара нижнего и заднего обнаружения.

Удачным решением оказалась установка «Fishpond modification» с радаром H2S. Самолёты были оборудованы ею к середине осени 1944 года, после чего потери среди ночных бомбардировщиков снизились до приемлемого уровня.

Ночные истребители, оборудованные «Неправильной музыкой»

Самолёт Вооружение Примечание
Дорнье Do.217N 4×20 мм
Мессершмитт Bf.110G-4 2×20 мм
Мессершмитт Me.262B-2 2×30 мм MK 108 Несерийная модификация
Фокке-Вульф Fw.189 1×20 мм MG 151/20 Как ночной истребитель использовался, в основном, на Советско-германском фронте
2×30 мм MK 108
Хейнкель He.219 2×30 мм MK 108
Юнкерс Ju.88C/G 2×20 мм MG 151/20
2×30 мм MK 108

Инцидент в Швейцарии

28 апреля 1944 года на территории Швейцарии , нейтральной страны , был принуждён к посадке повреждённый ночной истребитель Мессершмитт Bf.110G-4/R7 со сверхсекретной РЛС и пока ещё неизвестной противнику установкой «Неправильная музыка» на борту. Кроме того, в нарушение инструкций, в самолёте находился портфель с секретными ночных истребителей. А в этом полёте был обер-фельдфебель Махле, тот самый, который первым установил «Неправильную музыку» на Bf.110 .

Для того, чтобы переправить самолёт в Германию или уничтожить его на месте, под руководством известного диверсанта Отто Скорцени была спланирована спецоперация по захвату швейцарского аэродрома . Однако между спецслужбами Германии и Швейцарии была достигнута мирная договорённость, и нападения на Швейцарию удалось избежать . В обмен на уничтожение самолёта с его оборудованием швейцарскому правительству было разрешено купить 12 истребителей Мессершмитт Bf.109G-6 . Также рассматривался вопрос о передаче Швейцарии лицензии на производство этих истребителей . Как потом оказалось, нацисты обманули швейцарцев: двигатели всех двенадцати поставленных самолётов из-за своего износа были на грани списания, и посему в 1951 году по решению суда Швейцарии была выплачена денежная компенсация .

Примечания

  1. Зефиров М. В. Асы Люфтваффе. Ночные истребители. — М. : АСТ , 2001. — С. 115—120. — 496 с. — 7000 экз.
  2. (недоступная ссылка) Словарь Lingvo
  3. Зефиров М. В. Асы Люфтваффе. Ночные истребители. — М. : АСТ, 2001. — С. 12. — 496 с. — 7000 экз.
  4. Зефиров М. В. Асы Люфтваффе. Ночные истребители. — М. : АСТ, 2001. — С. 5—6. — 496 с. — 7000 экз.
  5. Кудишин И. В. Палубные истребители Второй мировой войны. Москва, ООО «Издательство Астрель», 2001. ISBN 5-271-01879-2
  6. Самуэль Элиот Морисон . . — М. : АСТ , 2002 . — Т. 3. — 640 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. ISBN 5-7921-0572-3 .
  7. Зефиров М. В. Асы Люфтваффе. Ночные истребители. — М. : АСТ , 2001. — С. 123—136. — 496 с. — 7000 экз.

Литература

Источник —

Same as Неправильная музыка