Interested Article - Самбуру (народ)
- 2020-04-13
- 2
Самбуру — полукочевой нилотский народ , близкородственный масаям ; населяющий север и центральные регионы Кении . Самбуру живут за счёт животноводства, выращивая крупный скот, а также овец, коз и верблюдов. В районе проживания самбуру располагается одноимённый национальный заповедник .
Происхождение и внешний вид
Отделение от масаев произошло к 1600-му году, ещё до этого самбуру вместе с масаями предположительно мигрировали на юг по . От самбуру отделились в 1840-е, когда последних оттеснил на северо-восток народ туркана , а чамус остались жить у озера Баринго . 50 лет спустя, в 1890-е, масаи и самбуру сильно пострадали от эпидемий человеческих болезней и болезней скота, и туркана вынудили самбуру уйти на юг .
Почти все самбуру живут в . До появления города Исиоло на его месте располагались пастбища самбуру, хотя в самом городе представителей этого народа очень мало . В XX веке туркана, когда-то воевавшие с самбуру, уже считались последними «нечистыми» и «низшими» по отношению к себе .
Благодаря межнациональным бракам с народами туркана , рендилле и боран внешний вид самбуру сильно разнится, общими признаками можно считать тёмную кожу, чёрные волосы и худощавое телосложение . Когда британская армия заключила с масаями договор о переселении 1904 года, некоторые из них спрятались среди самбуру, что также увеличило разнообразие внешности у людей этого народа .
До появления одежды этот народ надевал шкуры, а женщины самбуру до сих пор носят кожаный передник, хотя теперь на него накидывают матерчатую одежду. И мужчины, и женщины могут ходить топлес в неформальной обстановке, а в противном случае носят простой кусок ткани «канга» , который, тем не менее, обычно бывает покрыт яркими орнаментами . Важная и обязательная часть наряда — множество бус, орнаменты которых несут либо эстетическую ценность, либо являются символами власти или способности к колдовству . В 1990-х постепенно в моду стали входить женские клетчатые юбки .
Мурраны (юноши и мужчины-воины) много времени проводят за прихорашиванием, они заплетают волосы в длинные косы , которые считаются очень красивыми , косы сбривают с наступлением старости. Волосы и тело они красят охрой . Женщины бреют голову .
Илгира
Илгира ( самбуру ilgira, туркана ng’igirae) — смешанный субэтнос самбуру и туркана, обычно илгира становятся мужчины-туркана, женящиеся на женщинах из самбуру, которые при этом обычно начинают жить как самбуру, говорить на их языке, а также (в случае достаточно молодого возраста) подвергаются обрезанию . При этом «низший» статус туркана не исчезает, к примеру, обрезание мужчинам-илгира делают вне лагеря самбуру из соображений сохранения ритуальной чистоты . Если мужчина-илгира не подвергается обрезанию, то он может жениться на женщине-туркана, хотя подобные случаи редки из-за того, что туркана становятся илгира из желания получить у самбуру право на выпас скота и защиту .
Культура и религия
Форма управления — геронтократия . Старейшины обладают монополией на заключение браков, что приводит к тому, что у них может быть много жён в то время, когда молодые мужчины до 30 лет не получают статуса взрослых. Всё это в результате вызывает борьбу кланов, подогреваемую изменами жён и кражей скота .
Самбуру обычно живут в небольших поселениях по 1—5 семей, по периметру помещают забор из колючего кустарника . Самбуру практикуют многожёнство , но каждая замужняя женщина живёт в собственном доме.
Дети обычно пасут скот (начиная с шести—семи лет); более сложный выпас в сухой сезон, когда до пастбища нужно долго добираться, выполняют мурраны . Мужчины считаются детьми до коллективного обрезания, одной из важнейших церемоний в жизни самбуру, которое происходит примерно в 14 лет и сопровождается пышным празднеством. После него мальчик считается воином (мурраном, murran); после того, как следующая группа мальчиков станет мурранами (то есть в возрасте около 28 лет) бывшие мурраны сбривают косы и переходят в группу старейшин . Женщин обычно выдают замуж в 10—15 лет, социальный статус замужней женщины улучшается с возрастом и каждым рождением ребёнка; уважение к ней приходит тогда, когда её сыновья начинают становиться мурранами . Скот может переходить по наследству только мужчинам, женщина может получить его в подарок, но лишь чтобы передать семье мужа . Обычно всё стадо считается собственностью мужа. Женщины приносят воду и собирают дерево для очага, для чего приходится многие километры преодолевать с тяжёлым грузом, в то время как мужчины после женитьбы могут проводить дни в праздности .
Самбуру монотеисты - шаманисты . Они верят в то, что Богиня-Нкаи, близко ассоциируемая с небом и дождём , является защитницей, но может и наказать молодого по воле старейшин за недостаточную почтительность. В этом случае следует попросить прощения и предложить подарок . Дети и молодёжь, особенно женского пола, иногда сообщают о том, что Богиня им привиделась. Шаманы, по представлениям самбуру, лечат болезни и помогают воинам .
Экономика и пища
Самбуру традиционно занимались только скотоводством и немного собирательством , так как места их обитания очень засушливы . Охотились только не имеющие скота самбуру .
Молоко испокон веков было основным блюдом этого народа , оно и в XXI веке остаётся важной частью диеты самбуру, его пьют свежим и кислым. Мясо коров едят обычно на церемониях или когда они умирают; более мелких животных поедают чаще, хотя и нерегулярно. В последнее время самбуру всё больше начинают пользоваться деньгами (в основном от продажи скота), на которые обычно покупают кукурузу для приготовления каши . Обычный напиток — чай , его пьют с большим количеством сахара и молоком; он считается едой . Кровь считается продуктом питания, её получают как от зарезанных животных, так и от живых. Из крови готовят множество блюд.
Мурранам запрещено есть любую еду, которую видели женщины, кроме молока .
В западной культуре
Самбуру часто становятся объектом изображения в западной массовой культуре , от голливудских фильмов и популярных передач до статей в крупных СМИ. В таких публикациях освещаются яркие традиции этого народа, однако при этом может страдать точность и правдивость изображения. Одно из первых появлений самбуру на экране произошло в 1953 году в фильме Джона Форда « Могамбо »: самбуру исполняли роли в массовке, а главные роли сыграли Ава Гарднер , Кларк Гейбл и Грейс Келли .
В 1990-х годах 300 самбуру отправились в Южную Африку, чтобы исполнить роли противников Кевина Бэйкона в баскетбольной комедии , их называют «The Wonaabe». Иногда в кадре самбуру играли родственный народ масаев, к примеру, в фильме « Призрак и Тьма » с Майклом Дугласом . В фильме 2005 года « Белая масаи » о немке, влюбившейся в мужчину из народа самбуру, масаев также смешивают с самбуру. Танцующие самбуру показаны в рекламе MasterCard [ источник не указан 3688 дней ] . Бегуны-самбуру фигурировали также в рекламном ролике Nike конца 1980-х годов, в котором слова молодого самбуру переведены на английский язык как слоган компании «Just Do It». Антрополог Ли Кронк ( англ. Lee Cronk ) , увидев рекламу, сообщил компании Nike и СМИ, что молодой воин говорит «Я не хочу эти. Дай мне большие башмаки» ( англ. I don’t want these. Give me big shoes ) . Nike признала, что они посчитали, что «никто в Америке не поймёт, что́ он говорит» .
Аналогичное непонимание культуры самбуру демонстрируют ведущие СМИ, когда создают неквалифицированные репортажи. К примеру, CNN утверждала, что у самбуру существует неисследованная традиция давать девочке множество бус, что позволяет дарящему насиловать её , несмотря на то, что антропологические исследования, основанные на долгосрочных наблюдениях, показывают аналогичность этой практики тому, как в западных странах молодёжь «встречается» и ходит на свидания . В статье 2009 года газета сообщила о том, что конфликт между народами самбуру и покот разгорелся из-за голода, вызванного тем, что обе стороны развели больше скота, чем могла прокормить земля .
См. также
- Умоджа — деревня, основанная женщинами самбуру
- МОСАРЕТУ — содружество четырёх племён, населяющих южное побережье озера Рудольф в Кении.
Примечания
- , p. 9.
- .
- , pp. 11—12.
- . — «In this area the Samburu, a nomadic people that is related to the Masai.» Дата обращения: 18 января 2014. Архивировано из 1 февраля 2014 года.
- ↑ , p. 11.
- ↑ , p. 55.
- , p. 56.
- , p. 58.
- , p. 12.
- ↑ , p. 14.
- ↑ Straight, Bilinda. 2005. Cutting Time: Beads, Sex, and Songs in the Making of Samburu Memory. Pp. 267—283 In The Qualities of Time: Temporal Dimensions of Social Form and Human Experience. Wendy James and David Mills (eds.). ASA Monograph Series, Berg. от 14 марта 2012 на Wayback Machine
- ↑ , p. 25.
- ↑ , p. 60.
- , p. 61.
- Spencer, Paul, 1965, The Samburu: a study of gerontocracy in a nomadic tribe , Routledge and Kegan Paul, London. Spencer, Paul, 1973, Nomads in Alliance: Symbiosis and Growth among the Rendille and Samburu of Kenya , Oxford University Press, London
- ↑ , p. 19.
- ↑ , p. 44.
- , p. 26.
- , p. 30.
- , p. 32.
- Spencer, Paul, 2003, Time, Space, and the Unknown: Maasai Configurations of Power and Providence. Routledge, London. (pp.67-97, «Providence and the Cosmology of Misfortune»)
- Straight, Bilinda. 2007. Miracles and Extraordinary Experience in Northern Kenya. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
- Sobania, Neal. 1980. The Historical Tradition of the Peoples of the Eastern Lake Turkana Basin c. 1840—1925. Ph.D. Dissertation, School of Oriental and African Studies, University of London.
- Sobania, Neal. 1988. Herders: Subsistence, Survival and Cultural Change in Northern Kenya. The Journal of African History 29(1): 14-40.
- Sobania, Neal. 1991. Feasts, Famines and Friends: Nineteenth Century Exchange and Ethnicity in the Eastern Lake Turkana Region. Pp. 118—142 In John G. Galaty and Pierre Bonte (eds.) Herders, Warriors, and Traders: Pastoralism in Africa. Boulder, CO: Westview Press
- , p. 15.
- , p. 47.
- Holtzman, Jon. 2009. Uncertain Tastes: Memory, Ambivalence, and the Politics of Eating in Samburu, Northern Kenya. Berkeley: University of California Press .
- Holtzman, Jon. 2003. «In a Cup of Tea: Commodities and History Among Samburu Pastoralists in Northern Kenya» American Ethnologist 30: 136-59
- , p. 49.
- Chenevix-Trench, Charles 1993 The Men Who Ruled Kenya. London: I.B. Taurus.
- Askew, Kelly 2004. «Striking Samburu and a Mad Cow: Adventures in Anthropollywood» Pp.31-68 in Off Stage/On Display: Intimacy and Ethnography in the Age of Public Culture, edited by Andrew Shryock. Stanford, CA: Stanford University Press.
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. 25 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 18 января 2014. 25 декабря 2019 года.
- Straight, Bilinda. 2007. Miracles and Extraordinary Experience in Northern Kenya. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
- Spencer, Paul, 1965, The Samburu: a study of gerontocracy in a nomadic tribe , Routledge and Kegan Paul, London. Spencer, Paul, 1973, Nomads in Alliance: Symbiosis and Growth among the Rendille and Samburu of Kenya , Oxford University Press, London.
- 19 марта 2012 года.
Литература
- Jon Holtzman. . — The Rosen Publishing Group, 1995. — ISBN 9780823917594 .
- Nigel Pavitt. Samburu. — ISBN 1-85626-429-7 .
- John G. Galaty, Philip Carl Salzman. Change and Development in Nomadic and Pastoral Societies. — BRILL, 1981. — ISBN 9789004065871 .
- Vossen, Rainer. The Eastern Nilotes. — Dietrich Reimer, 1982.
- 2020-04-13
- 2