Зейд ибн Хариса
- 1 year ago
- 0
- 0
Фахрониса Зейд ( араб. الأميرة فخر النساء زيد ) или Фахр эль-Нисса ( 1901 — 5 сентября 1991 ) — турецкая художница , в работах которой абстракционизм и другие западные влияния сочетались с элементами исламского и византийского искусства. Она использовала такие различные техники, как масляная живопись , акварель и гуашь , изготавливала литографии , гравюры , коллажи и витражи .
Она вышла замуж за представителя хашимитской королевской династии Ирака и стала матерью принца , текущего претендента на иракский престол.
Фахрониса родилась на острове Бююкада , самом большом из Принцевых островов , входящих в состав Стамбула , в именитой османской семье. Её отец, , был дипломатом , бригадиром , фотографом и историком , и приходился братом видному военачальнику Джеваду-паше . Её мать, Саре Исмет-ханым, была уроженкой Крита , и в её роду было много выдающихся каллиграфов . Брат Фахронисы, Джеват Шакир Кабаагачлы , стал известным в Турции писателем под псевдонимом «Рыбак из Галикарнаса », а сестра, Алие Бергер — художницей и гравёром. Фахрониса приходилась тётей художнице-керамистке Фюрейе Кораль и художнику Джему Кабаачу.
Мать Фахронисы придавала большое значение образованию детей. Они изучали английский , французский , арабский и персидский языки, брали уроки рисования и игры на фортепиано , а также читали Коран . Фахрониса впервые начала рисовать в четырёхлетнем возрасте, а уже в 12 лет рисовала портреты матери и других членов семьи маслом на шелковых тканях .
Фахрониса Зейд была одной из первых женщин, закончивших стамбульскую Академию изящных искусств , где она училась у известного турецкого художника . В середине 1920-х годов Фахрониса посетила Италию , Испанию и Францию , где обучалась в Академии Рансона в классе Роже Бисьера . В 1930-х годах она много путешествовала по Европе , подолгу проживая в крупных европейских столицах — Берлине , Лондоне , Париже .
В 1920 году Фахрониса вышла замуж за писателя Иззета Мелиха Деврима , известного сотрудничеством с авангардным литературным журналом ( тур. Servet-i Fünun ). В этом браке у неё появилось два ребёнка — , ставший художником, и , ставшая театральной актрисой. В 1934 году Фахрониса вышла замуж за принца Зейда ибн Хусейна , иракского посла в Анкаре и брата короля Фейсала I . В 1936 году у них родился сын, принц Раад.
В 1942 году Фахрониса Зейд присоединилась к « » — объединению художников, стремившихся сочетать элементы национального турецкого искусства с современными западными влияниями, и стала участвовать в их выставках. Первая персональная выставка Фахронисы состоялась в 1944 году в стамбульском районе Мачка (сейчас входит в состав района Бешикташ ) , за ней последовали выставки в Лондоне и Париже. Творчество Фахронисы Зейд приобрело широкую международную известность после выставки, прошедшей в 1950 году в нью-йоркской . Всего состоялось почти 50 выставок Зейд в США, Европе и на Ближнем Востоке .
В 1970 году умер муж Фахронисы, а в 1975 она переехала в Амман , где жил её сын Раад. Там она преподавала в Королевском художественном институте и основала Академию изящных искусств имени Фахронисы Зейд . Художница умерла 5 сентября 1991 года и была похоронена в Королевском мавзолее, находящемся во дворце Рагдан в Аммане.
В раннем творчестве Зейд, особенно в портретах и сценах интерьера, заметно влияние французского искусства. Во время учёбы во Франции художница изучала и пробовала импрессионистские техники . С 1940-х годов её работы становятся всё более абстрактными, в них появляется влияние фовизма , экспрессионизма и Парижской школы . В 1970-х годах, после смерти мужа, Фахрониса отходит от абстракционизма, впервые с детства делая серию портретов членов семьи и близких друзей. На вопросы о причинах возвращения к портретной живописи Зейд отвечала:
«На мой взгляд, она также является абстрактной. Между ними нет разницы. Я не рисую лицо человека, я пытаюсь отразить его внутренний мир, а внутренний мир абстрактен».
Оригинальный текст (англ.)In my opinion, this also is abstract There is no difference. I am not taking picture of a face; I am trying to reflect its inner world. And a person's inner world is abstract .
Портреты этого периода, по мнению критиков, не имеют никакой основы в рамках западного искусства, а наследуют скорее традиции византийских икон и фаюмских портретов . В середине 1980-х годов, незадолго до смерти, Зейд увлеклась изготовлением витражей.
Критики отмечали великолепие и блеск её картин, богатство и роскошь цветов, особенно проявившиеся в мозаиках 1950-х годов. Турецкий арт-критик Зейнеп Яса Яман выделяет среди тематических компонентов творчества Зейд такие, как природа, география, история, ностальгия и идентичность, а среди стилистических элементов обращает внимание на её страсть к цвету, любовь к деталям, внимание к поверхностям, текстурам и размещению объектов на плоскости .
Большинство критиков связывает творчество Зейд с исламской культурой. Так, Андре Моруа считал, что её искусство происходит из исламской эстетики и османской культуры. С другой стороны, такие критики как Бюлент Эджевит и утверждают, что её картины несут отпечаток римской, византийской и христианской культуры. В свою очередь, , , и , полагают, что, поскольку в личности Зейд соединялись элементы исламской и европейской культуры, её искусство невозможно классифицировать однозначно. Сама Зейд неоднократно отмечала в интервью, что никогда не считала своё творчество продуктом исключительно турецкой традиции. По мнению Зейнепа Ясы Ямана, эти слова Фахронисы выражают её желание быть свободной от границ «национального искусства» и открытой для любых влияний .
Существуют и негативные отзывы о творчестве Зейд. Так, журналист и искусствовед Ник Форрест заявлял, что её значение и влияние сильно преувеличено, а работы пользуются популярностью исключительно из-за королевского статуса их создательницы .
В октябре 2013 года картина Зейд «Распад атома и растительная жизнь» была продана на аукционе Christie's в Дубае за 2,741 миллиона долларов США , что установило рекорд цены на произведение ближневосточного художника. Таким образом, Фахрониса стала самой высокооплачиваемой художницей Ближнего Востока . Интересно, что предыдущий рекорд также принадлежал Зейд: в 2010 году её картина была продана за 1 миллион долларов США .
Средняя стоимость картины Зейд оценивается в 100—500 тысяч долларов США .