Диденко, Борис Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Селиверстович Диденко (1924—1988) — советский военнослужащий. В Рабоче-крестьянской Красной Армии и Советской Армии служил с 1943 по 1946 год. Участник Великой Отечественной войны . Полный кавалер ордена Славы . Воинское звание — старшина .
Николай Селиверстович Диденко родился 24 мая 1924 года в селе Кронштадтка Приморской губернии РСФСР СССР (ныне село Спасского района Приморского края Российской Федерации ) в семье рабочего. Украинец . Окончил шесть классов неполной средней школы в 1940 году и школу фабрично-заводского обучения в Сучане в 1941 году . Трудовую деятельность начал электрослесарем на одной из шахт Сучанского каменноугольного бассейна, но уже вскоре был задержан вохровцами на проходной предприятия при попытке вынести с шахты небольшой кусок транспортёрной ленты, который он хотел использовать для подшивки валенок . На начало Великой Отечественной войны находился в местах лишения свободы. Зимой 1943 года в числе заключённых, изъявивших желание сражаться за Родину, по приказу командующего Дальневосточным фронтом генерала армии И. Р. Апанасенко был освобождён из лагеря и после непродолжительной военной подготовки через Первореченский районный военкомат города Владивостока с маршевой ротой ушёл на фронт .
В боях с немецко-фашистскими захватчиками Н. С. Диденко с марта 1943 года на Юго-Западном фронте в должности номера артиллерийского расчёта 333-го артиллерийского полка 152-й стрелковой дивизии . Боевое крещение принял в оборонительных боях на реке Северский Донец в районе города Изюма . В мае 1943 года (по другим данным, с сентября 1943 года) при наборе в дивизионную разведку вызвался добровольцем и был переведён в 102-ю отдельную разведывательную роту старшего лейтенанта Г. А. Евстафьева . Свой первый поход к переднему краю противника за « языком » Николай Селиверстович запомнил хорошо. На задание отправился в паре с опытным разведчиком. Ещё из своего окопа приметили блиндаж , где немцы оборудовали пулемётную точку и почти непрерывно вели неприцельный, но интенсивный огонь по разделительной полосе. Здесь и решили брать контрольного пленного. Тёмной ночью ползком через поле они подобрались к немецким траншеям , сняли часового, после чего ворвались в блиндаж и, скрутив немецкого пулемётчика, поволокли его на свою сторону, прихватив в качестве трофея пулемёт . В первый раз всё прошло гладко, но так было далеко не всегда. Григорий Алексеевич Евстафьев уже после войны вспоминал:
Мне за годы войны ночной поиск приходилось возглавлять более 100 раз. 74 из них считались удачными. Пленные брались, приказ выполнялся. Но только 5 поисков из 74 были проведены абсолютно без потерь. В остальных «удачных» поисках мы имели в группах раненых или убитых. Хотя неудачником я отнюдь не считался
— Из воспоминаний командира 102-й отдельной разведроты Г. А. Евстафьева
К осени 1943 года красноармеец Н. С. Диденко принимал участие в нескольких рейдах за линию фронта и операциях по захвату контрольных пленных. Во время тактических разведок , которые рота осуществляла при проведении Донбасской и Днепропетровской операций, он «показал себя как смелый разведчик» . Но особенно Николай Селиверстович проявил себя во время подготовки Никопольско-Криворожской операции .
К началу 1944 года под контролем противника на левом берегу Днепра оставался единственный плацдарм в районе Никополя . Находившиеся здесь месторождения марганца имели для Германии стратегическое значение, поэтому бои на этом направлении носили особенно упорный характер. В начале января Ставка поставила перед войсками 3-го и 4-го Украинских фронтов задачу ликвидировать очаг сопротивления немцев. Началась разработка операции по разгрому никопольско-криворожской группировки противника, в связи с чем активизировалась работа фронтовых разведок. 7 января группа разведчиков 102-й отдельной разведывательной роты получила задачу провести разведку боем и захватить контрольного пленного в районе населённого пункта Лысая Горка , находившегося перед фронтом 152-й стрелковой дивизии и превращённой немцами в опорный пункт обороны. В группу захвата под командованием младшего сержанта И. Е. Парахина , которой предстояло непосредственно вести бой в немецких траншеях, вошли опытные бойцы красноармейцы Н. С. Диденко, А. А. Кучеренко и Н. М. Савченко . Как только разведчики скрытно приблизились к переднему краю немцев и заняли исходную позицию, группа обеспечения, которой командовал старший сержант М. В. Кольцов , открыла шквальный автоматный огонь по вражеским позициям. Под прикрытием своих боевых товарищей группа Парахина стремительным броском ворвалась в немецкую траншею и завязала ближний бой с численно превосходящим противником. В ходе ожесточённой схватки, продолжавшейся более получаса, разведчики группы захвата уничтожили две пулемётные точки и до 40 военнослужащих вермахта . Лично красноармеец Диденко истребил семь немецких солдат и одного снайпера . Взяв «языка», группа захвата быстро эвакуировала его на свою территорию. Попытки неприятеля организовать погоню были успешно пресечены бойцами старшего сержанта Кольцова. Всего в бою у Лысой Горки противник потерял до роты солдат . Пленный немец впоследствии дал ценную информацию о численности и боевом составе противостоявших дивизии немецких войск, их резервах и оперативных задачах . За образцовое выполнение боевого задания командования и проявленную при этом воинскую доблесть приказом от 23 января 1944 года красноармеец Н. С. Диденко был награждён орденом Славы 3-й степени (№ 114) .
31 января 1944 года войска 3-го Украинского фронта перешли в наступление в рамках Никопольско-Криворожской операции. Прорвав сильно укреплённую и глубокоэшелонированную оборону противника в районе посёлка Девладово , подразделения 152-й стрелковой дивизии развили стремительное наступление на апостоловском направлении. Со взятием советскими войсками города Апостолово немецкие войска, под ударами Красной Армии отступавшие с никопольского плацдарма на правый берег Днепра, оказались перед угрозой полного окружения. Под контролем немцев оставалась только идущая вдоль Днепра дорога из Никополя на Дудчаны , и чтобы удержать её 11 февраля немецкое командование нанесло мощный контрудар в стык 8-й гвардейской и 46-й армий силами двух танковых и четырёх пехотных дивизий. 13 февраля группировке противника численностью до двух батальонов пехоты удалось обойти с фланга позиции 152-й стрелковой дивизии и закрепиться в южной части села Первомайское . На ликвидацию немецкого прорыва были брошены бойцы 646-го стрелкового полка и 102-й отдельной разведывательной роты. Очищая от немцев дом за домом, улицу за улицей, разведчики и пехотинцы выбили противника из Первомайского. Неприятель попытался закрепиться на окраине села, но советские бойцы пошли в рукопашную. В ожесточённой схватке красноармеец Н. С. Диденко, демонстрируя образцы мужества и отваги, уничтожил вражеский пулемётный расчёт, и развернув трофейный МГ-42 в сторону неприятеля, истребил 13 немецких солдат. Силы врага были полностью разгромлены и обращены в бегство . За отличие в бою приказом от 2 апреля 1944 года Николай Селиверстович был награждён орденом Славы 2-й степени (№ 2487) .
Весной-летом 1944 года, сражаясь на 3-м Украинском, а затем 1-м Белорусском фронтах, красноармеец Н. С. Диденко принимал участие в освобождении Правобережной Украины , юго-западных районов Белоруссии и восточных районов Польши . В ходе боевых операций Николай Селиверстович был несколько раз ранен, но быстро возвращался в строй. С начала августа 1944 года 152-я стрелковая дивизия гвардии полковника А. Т. Кузина вела ожесточённые бои на подступах к Варшаве . Противник сконцентрировал на этом направлении крупные силы и оказывал ожесточённое сопротивление. Командованию дивизии, которой предстояло прорвать оборону немцев и выйти на рубеж реки Западный Буг северо-восточнее Варшавы, нужны были оперативные данные о противостоявших ей частях противника. 13 августа перед бойцами 102-й отдельной разведроты была поставлена задача взять контрольного пленного в районе населённого пункта Вуйты (Wójty, ныне Воломинский повят Мазовецкого воеводства Польши). Для этого была сформирована разведгруппа под командованием сержанта Н. И. Чеботарёва , в состав которой был включён и красноармеец Н. С. Диденко. С наступлением темноты разведчики начали выдвижение к переднему краю противника. Перемещаясь ползком по заполненной водой канаве, они смогли незаметно приблизиться к немецким позициям. Когда до вражеских траншей осталось всего 4-5 метров, разведчики Миков и Диденко по приказу командира группы бросились на немецкого солдата, стоявшего на посту. Однако часовой успел среагировать и нажал на курок. Николай Селиверстович был ранен в левую руку, а в это время ефрейтор Миков в траншее уже вёл неравный рукопашный бой с двумя немецкими солдатами. Пётр Семёнович наверняка бы погиб, но на помощь ему бросился раненый Диденко. Спрыгнув в траншею, Николай Селиверстович выстрелом из нагана убил одного из немцев, чем спас жизнь своему боевому товарищу. В это время к месту схватки подоспели сержант Ращупкин и красноармеец Нерада , которые помогли скрутить «языка» и выволочь его из траншеи . Контрольный пленный был доставлен в расположение части и дал ценные сведения о противнике. Несколькими днями позже командир роты гвардии старший лейтенант И. К. Солдатенков за образцовое выполнение боевого задания командования и проявленные при этом отвагу и мужество представил красноармейца Н. С. Диденко к ордену Отечественной войны 1-й степени , но решением командующего генерал-майора П. Ф. Батицкого представление было заменено на орден Славы 1-й степени . Высокая награда за номером 134 была присвоена Николаю Селиверстовичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года .
Пока заживала рука, Николай Селиверстович не терял времени даром. Он прошёл обучение в дивизионной разведшколе, получил звание сержанта. В октябре 1944 года 152-я стрелковая дивизия в составе 28-й армии была переброшена на 3-й Белорусский фронт и принимала участие в Гумбиннен-Гольдапской операции . К началу 1945 года на боевом счету Диденко значилось уже более сотни уничтоженных солдат противника и 28 захваченных пленных. Перед началом Восточно-Прусской операции ему было присвоено звание старшего сержанта, а уже во время боёв в Восточной Пруссии он принял под командование взвод 102-й отдельной разведывательной роты. В сражении на кёнигсбергском направлении и в ходе ликвидации хейльсбергской группировки противника старший сержант Н. С. Диденко неоднократно демонстрировал образцы мужества, воинской доблести и отваги. Так, 21 января он действовал в составе разведгруппы старшего сержанта С. Н. Гайманова , которая двигалась впереди боевых порядков пехоты с задачей ведения разведки и захвата контрольных пленных. Разведчикам удалось скрытно выйти во фланг немецкой обороны восточнее Прейсиш-Эйлау в районе высоты 69,2. Используя фактор внезапности , разведгруппа атаковала немецкие позиции, и вызвав панику в стане врага, обратила его в бегство. В ходе боя Николай Селиверстович лично истребил 5 немецких солдат и захватил «языка» . 13 февраля во время штурма опорного пункта немцев в посёлке Хуссенен противник предпринял контратаку и начал стремительно обходить с правого фланга боевые порядки дивизии. Старший сержант Диденко со своим взводом быстро занял оборону и отбил контратаку, лично уничтожив при этом 8 немецких солдат и ещё 5 взяв в плен . 18 февраля, во время наступления дивизии севернее города Цинтен , при контратаке неприятеля взвод Диденко оказался в оперативном окружении, но Николай Селиверстович не растерялся. Пробившись к городской окраине, он со своими бойцами захватил два крайних дома, где держал оборону до подхода основных сил дивизии, уничтожив при этом до 20 военнослужащих вермахта . 28 февраля продвижение стрелковых подразделений западнее Цинтена было остановлено шквальным пулемётным огнём, который противник вёл из каменной усадьбы господского двора Лемкюнен. Старший сержант Диденко с тремя бойцами сумел подобраться к зданию, и ворвавшись внутрь, уничтожил огневую точку. При зачистке населённого пункта силами разведвзвода Диденко в плен было взято 37 немецких солдат .
В апреле 1945 года 152-я стрелковая дивизия была переброшена на 1-й Украинский фронт . В последние дни войны Н. С. Диденко участвовал в штурме Берлина и марше на Прагу . Боевой путь он завершил на территории Чехословакии . Всего за время службы в разведке Николай Селиверстович принимал участие в 71 боевой операции, захватил 76 «языков», шесть раз был ранен .
После окончания Великой Отечественной войны Н. С. Диденко оставался на военной службе до 1946 года . Демобилизовался Николай Селиверстович в звании старшего сержанта . Позднее ему было присвоено звание старшины в отставке . Вернувшись в Сучан (с 1972 года — город Партизанск ), Диденко много лет работал буровым мастером Сучанской комплексной экспедиции, затем трудился бурильщиком в Южной геологоразведочной партии треста «Дальвостокуглеразведка» . За многолетний добросовестный труд был отмечен орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовое отличие» . После выхода на пенсию активно участвовал в патриотическом воспитании молодёжи . В 1985 году представлял Приморский край на параде в ознаменование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, который проходил на Красной площади в Москве . Умер Николай Селиверстович 5 января 1988 года . Похоронен на Центральном кладбище города Партизанска .
Мемориальная доска в честь Н. С. Диденко установлена на здании ГОУ НПО «Профессиональное училище № 17» в городе Партизанске .