Interested Article - Аймо (кинокамера)
- 2020-08-15
- 1
Аймо ( англ. Eyemo ), другое название «Белл-Хауэлл» модель 71 — хроникальный киносъёмочный аппарат , предназначенный для немой съёмки с рук на 35-мм киноплёнку в классическом формате . Выпускался американской компанией « Белл-Хауэлл » ( англ. Bell & Howell ) в Чикаго , и стал основным инструментом кинодокументалистов антигитлеровской коалиции во время Второй Мировой войны . В СССР заводом «Ленкинап» выпускались копии аппарата под названиями «КС-4» и «КС-5» .
Особенности
Метражная камера «Аймо», созданная в 1925 году , произвела революцию в кинематографе , впервые дав кинооператорам возможность съёмки с рук из любого положения, и не уступая в удобстве новейшим малоформатным фотоаппаратам . Этот аппарат на протяжении десятилетий оставался самым компактным при ёмкости кассеты 100 футов (30,5 метров ) киноплёнки, вмещавшей более минуты материала при стандартной частоте киносъёмки . По этому параметру «Аймо» превосходил более ранний « Кинамо » с 25-метровой кассетой. Благодаря уникальным свойствам камера стала незаменимой для кинохроники , особенно военной, и прошла несколько войн от гражданской в Испании до вьетнамской .
Во всём мире выпущено множество копий камеры, конструкция которой на несколько десятилетий стала основой при проектировании более современной аппаратуры. В 1938 году налажено производство советских аналогов «КС-4» и «КС-5», ставших основными хроникальными камерами на киностудиях страны и фронтах Великой Отечественной войны . Советские камеры почти ничем не отличались от своего прототипа, поэтому операторы по привычке называли их «Аймо» . Позднее на их основе разработана «КС-50Б» , выпускавшаяся до 1954 года .
Благодаря простоте и компактности «Аймо» до сегодняшнего дня используется в профессиональном кинематографе при трюковых съёмках, когда камера может быть уничтожена при падении или столкновении. В блокбастере «Пёрл Харбор» ряд сцен, имитирующих кинохронику, был снят такой камерой, одновременно попавшей в кадр в руках погибшего кинооператора . Некоторые мастерские за рубежом дополнительно оснащают аппараты телевизиром , стабилизированным электроприводом , и современными байонетами ( F , Arri PL, Panavision -PV или BNCR) для распространённой оптики . Кроме того, камера может использоваться для цейтраферной съёмки со специальным покадровым приводом .
Конструкция
При проектировании аппарата её создатели впервые отказались от ящичной формы корпуса, который стал повторять очертания лентопротяжного механизма и отливался из лёгкого алюминиевого сплава . «Аймо» стала первой камерой, оснащённой приставной рукояткой и допускающей работу без штатива . Визирование осуществлялось через телескопический видоискатель со встроенным уровнем , а фокусировка — по метражным шкалам, нанесённым на оправах объективов . Выпускались несколько основных модификаций камеры. Первые из них 71-A и 71-K оснащались одним объективодержателем , а в 1929 году появилась самая массовая версия 71-Q с револьверной головкой, в которую одновременно устанавливались три объектива разных фокусных расстояний из штатного комплекта оптики. Модель 71-Z с одним объективным гнездом выпускалась специально для военно-воздушных сил , а армейская турельная версия носила название PH-330G. Американской авиационной кинокамере соответствовал советский «АКС-1» Красногорского механического завода с откидной рукояткой привода и дополнительным коллиматорным визиром . Согласование поля зрения визира однообъективных версий происходило при помощи сменных рамок на поворотном диске, а модель 71-Q оснащалась револьверным телескопическим видоискателем, механически сопряжённым с турелью. В советской копии с одним объективодержателем в поле зрения визира наносились несколько рамок для разных фокусных расстояний.
Транспортировка киноплёнки осуществлялась односторонним двухзубым грейфером без контргрейфера, и двумя зубчатыми барабанами: тянущим и задерживающим. Механизм приводился в движение пружинным приводом, полного завода которого хватало на протяжку 12—15 метров киноплёнки (20—28 секунд непрерывной съёмки) . Кроме пружинного могли использоваться электропривод или приводная рукоятка, но среди операторов они не пользовались популярностью. Дисковый однолопастный обтюратор с постоянным углом раскрытия 160° при частоте съёмки 24 кадра в секунду обеспечивал выдержку 1/54 секунды . Частота киносъёмки стабилизируется при помощи центробежного регулятора и может изменяться вручную в диапазоне 8—32 кадров в секунду . Перезарядка аппарата производилась на свету за счёт металлических катушек со светозащитными боковинами. В США выпускалась киноплёнка на таких одноразовых бобинах специально для «Аймо», а советские операторы наматывали каждый рулон самостоятельно . Поздние модификации аппарата допускали установку внешней кассеты ёмкостью 120 метров. Камера непригодна для синхронной съёмки из-за высокого уровня шума , издаваемого при работе механизма, а также из-за нестабильности частоты киносъёмки, характерной для пружинного привода.
По сравнению с германским аналогом « Arriflex 35 », использовавшимся с противоположной стороны фронта Союзников , главными недостатками «Аймо» были отсутствие зеркального обтюратора и небольшая продолжительность непрерывной съёмки. Однако, американская камера была более неприхотлива и не требовала капризных аккумуляторов для электропривода. В боевой обстановке простота управления и надёжность были важнее других достоинств. В мирной жизни больше перспектив оказалось у немецкой системы, ставшей основой для целой линейки кинокамер.
Интересные факты
- В фильме « Тегеран-43 » отечественная камера «КС-50Б» снялась в роли «Аймо» в эпизоде подготовки покушения . В ней террорист прятал пистолет .
- Бленда объектива 75 мм из штатного комплекта оптики вмещала 40 граммов спирта и служила походной рюмкой .
См. также
Примечания
- Камеры «АКС-1» иногда маркировались на заводе, как «КС-1», что приводит к путанице, поскольку студийный синхронный аппарат «КС-1» не имел ничего общего с «Аймо» . Дата обращения: 29 июля 2014. 16 октября 2012 года.
- У разных моделей этот диапазон может отличаться
Источники
- ↑ .
- , с. 52.
- ↑ .
- , с. 21.
- ↑ (англ.) . Vantage. Дата обращения: 28 июля 2014. (недоступная ссылка)
- ↑ . Кинокамеры . Сайт кино- и видеотехники XX века. Дата обращения: 27 июля 2014. 27 июля 2014 года.
- , с. 103.
- , с. 15.
- (англ.) . Pearl Harbor . IMDb . Дата обращения: 25 ноября 2014. 12 июня 2015 года.
- (англ.) . NCS Products. Дата обращения: 27 июля 2014. 27 июля 2014 года.
- . Кинотехника . Zenit Camera. Дата обращения: 28 июля 2014. 25 июля 2014 года.
- , с. 101.
- , с. 24.
Литература
- Дмитрий Масуренков. № 1 . 16 октября 2012 года. // Техника и технологии кино : журнал. — 2007. —
- Александр Лакуша. № 2 . — С. 52 . // «MediaVision» : журнал. — 2014. —
- Владимир Поддубицкий. № 2 . 16 октября 2012 года. // Техника и технологии кино : журнал. — 2009. —
- Евгений Музруков. № 5 . — С. 20—25 . — ISSN . // «Братишка» : журнал. — 2013. —
- В. П. Михайлов, В. И. Фомин. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941—1945 гг. — М.,: «Канон+», 2010. — С. 100—105. — 1048 с. — ISBN 978-5-88373-252-6 .
- Саломатин С. А., Артишевская, И. Б., Гребенников О. Ф. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л.,: Машиностроение, 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4 .
Ссылки
- (англ.) . NCS Products, New York. Дата обращения: 27 июля 2014. Архивировано из 17 июня 2012 года.
- 2020-08-15
- 1