Диктатор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением „Семейной хроники“» — вторая часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова , в которой рассказывается о его детстве на Южном Урале с 1794 по 1801 годы.
«Дедушкины рассказы», как называлась книга в рукописи, написаны позже двух других частей трилогии, в 1854—1856 гг. Отдельной книгой вышли в 1858 году, с посвящением внучке Оленьке (1848—1921). За год до публикации книги отдельные главы печатались в « Русской беседе ».
В жанровом отношении эта книга имеет многие характеристики воспитательного романа . К ней прилагается сказка « Оленькин цветочек » , рассказанная главному герою во время болезни ключницей Пелагеей.
Повествование о своём детстве ведёт Сергей Багров. В начале книги это болезненный, впечатлительный мальчик, который воспитывается вместе с младшей сестрой в родительском доме в Уфе . Мать выхаживает его, перевозя с места на место и согревая своим дыханием, по приёмам, почерпнутым из « Домашнего лечебника ». Когда здоровье ребёнка окрепло, пошатнулось здоровье матери — лекари подозревали чахотку . На время её лечения детей отправили к бабушке и дедушке в имение Багрово, где старосветские помещики приняли их весьма настороженно.
До поры до времени единственным развлечением Серёжи было чтение « Арабских сказок » и других книжек для детей, которые дарил ему богатый сосед Аничков. Когда мать выздоровела, отец Серёжи в видах кумысолечения приобрёл у башкир земли под Уфой, на которых поселил названную в его честь деревню Сергеевка. Незабываемое лето было проведено в этих местах за ужением рыбы . Вместе со своим верным «дядькой» Евсеичем мальчик стал с горячностью осваивать и другие развлечения на свежем воздухе — охоту на перепелов с сетками и дудками, охоту на русака тенётами , ловлю бабочек.
«И этот день принес мне новые, неизвестные прежде понятия и заставил меня перечувствовать неиспытанные мною чувства», — то и дело замечает рассказчик. Постепенно ему открывается, что реальных людей не всегда можно разделить на добрых и злых, как это принято в тех книжках, что ему давали читать. Он впервые встречается с несправедливостями этого мира. Глубоко ранят его издевательства со стороны братьев матери; телесные наказания , которые он наблюдает в народном училище; жестокое обращение старосты Мироныча с крестьянами; то, как родная бабушка бьет плеткой дворовую девочку за плохо очищенный козий пух. Вместе с тем он научается высоко ставить своё дворянское происхождение и гордиться своими предками.
Кончина дедушки означает для Серёжи знакомство со смертью. Унаследовав дедовское имение, Багров-отец оставил службу в городе и, несмотря на возражения жены, перебрался с семьёй в сельский дом матери. В перспективе супруги Багровы ожидали получения ещё более крупного наследства от двоюродной сестры дедушки, бездетной вдовы Прасковьи Ивановны Куролесовой, которая жила за 400 вёрст от их деревни, за Волгой , в богатом селе Чурасово. Прасковья Ивановна, личность властная и самобытная, привязавшись к Серёжиной матери, стала настаивать на том, чтобы родственники проводили большую часть времени в её симбирской усадьбе, где мальчику было скучновато. Повесть заканчивается тем, что мать везёт Серёжу в Казань , где он (уже в следующей книге трилогии) поступит учиться в гимназию.
Бытописательные произведения Аксакова представляют, по его собственному признанию, мемуары , или «воспроизведение в искусстве действительной истории моего детства» . Они лишены элемента вымысла, «строго документированы, привязаны к реальной исторической обстановке, описывают реально существовавших лиц» . Действие «Детских лет» распределено между городом Уфой, где расположен дом матери автора, и сетью имений его родственников по отцовской линии: Багрово , Парашино , Сергеевка , Старое Багрово , Чурасово .
Поскольку родственники Аксакова возражали против публичной огласки теневых сторон семейной жизни, ещё при работе над первой автобиографической книгой « » автор изменил некоторые имена и фамилии (Аксаковы стали Багровыми, Куроедовы — Куролесовыми и т. п.), а также названия имений (Аксаково — на Багрово, Надеждино — на Парашино). В «Детских годах» он продолжил использование этого приёма, сочинив вступление, призванное дистанцировать автора от фигуры рассказчика.
Дореволюционные читатели высоко ценили «Детские годы Багрова-внука». И. С. Тургенев считал, что это «вещь положительно эпическая» . Лев Толстой , слушавший авторское чтение отрывков из нового произведения зимой 1857 года, счёл их «прелестными». Вся книга показалась ему «лучше лучших мест» «Семейной хроники» :
Равномерно сладкая поэзия природы разлита по всему, вследствие чего может казаться иногда скучным, но зато необыкновенно успокоительно и поразительно ясностью, верностью и пропорциональностью отражения.
Здесь слабее отзвуки сентиментализма , преодолено и былое подражение слогу Гоголя . Д. Мирский видел в этом произведении «шедевр повествовательного реализма», где воспроизводится повседневный ход провинциальной жизни, не перебиваемый необычайными происшествиями :
Самая характерная, самая аксаковская из аксаковских книг. Именно тут больше всего проявились его прустовские черты. Это история мирного, бессобытийного детства, удивляющего только необыкновенной чувствительностью ребенка. Ближе, чем кто-либо из русских писателей, даже ближе, чем Толстой в « Войне и мире », он подошёл к постепенному, непрерывному изображению жизни, столь отличному от её драматического, событийного изображения, обычного у прежних романистов.