Не следует путать с
Цумасабуро Бандо
— более ранним актёром преимущественно немого кино в жанре дзидайгэки.
Бандо Тамасабуро V
(
яп.
五代目 坂東 玉三郎
Годаймэ Бандо: Тамасабуро:
, род.
25 апреля
1950 года
в Токио) —
японский
актёр нескольких разновидностей японского и классического театра и кино, а также режиссёр театра и кино. Один из самых известных ныне живущих актёров кабуки амплуа
оннагата
(женских ролей)
, удостоенный в этом качестве статуса
живого национального сокровища
.
Содержание
Биография
Будущий актёр родился 25 апреля 1950 года в Токио под именем Синъити Нирэхара. В раннем детстве переболел в лёгкой форме
полиомиелитом
, после чего, в качестве формы реабилитации по совету врача его родителям, начал заниматься
традиционным японским танцем
у наставницы Касиэ Фудзимы, жены актёра и театрального менеджера Ёсиюки Мориты (более известного по сценическому имени
и носившего также, в числе прочих, имя Бандо Тамасабуро IV)
.
Хотя у Морита Канъя был собственный сын, также актер, по имени Морита Кинъя
, именно Синъити стал продолжателем его семейной традиции (родившийся в 1933-м году Кинъя дебютировал в 1944-м как Бандо Митатати, а после Второй мировой войны выступал как Кинъя в "косибай", театре более низкого класса). Когда Синъити было 6 лет, Канъя и его жена усыновили мальчика (изменив его имя на Синъити Морита), с чего и началось его вхождение в кабуки.
Дебют Морита Синъити на сцене состоялся в декабре 1957 года в 7-летнем возрасте, под сценическим именем Бандо Кинодзи, в роли Котаро в драме «Храмовая школа» на сцене «
»
(яп.)
. По некоторым сведениям, Бандо может претендовать и на сценическое имя Морита Канъя
XV
(имя Тамасабуро традиционно бралось на относительно раннем этапе карьеры, сменяясь потом более «зрелым»), но артист несколько раз заявлял, что не намерен этого делать
.
На церемонии имяположения/смены имён
в июне 1964 года в театре «
Кабуки-дза
» юноша унаследовал от приёмного отца имя Бандо Тамасабуро, став его пятым носителем
. Первыми ролями, сыгранными им под новым именем (в тот же день), стали персонажи Отамы и Омиё в постановках «Синдзю Яи ва Кори но Цуитати» и
«Итикава Дандзюро VIII»
.
На протяжении 1960-х годов Тамасабуро играл роли различной направленности: в 1965 он и его приёмный отец (преимущественно специализировавшийся на юношеских ролях
) вместе играли дочь и мать в постановке «Тюсингуры» («47 ронинов»)
, в 1967 играл Сирагикумару в пьесе Цуруи Намбоку «Сакура-химэ адзумабунсё»
, а в 1969 играл в пьесе
Юкио Мисимы
и юношескую, и женскую роли — принца Сиротаэ
и принцессы Сирануи
. С конца же 1960-х Тамасабуро сосредотачивается на амплуа оннагата, играя женские роли. К значимым ролям этого периода, помимо Сирануи, относятся образы принцессы Таэмы в постановке
(1970)
и принцессы Новакэ в пьесе «Сумидагава гонити но омокагэ» (1971)
.
Морита отличался консерватизмом в отношении форм театра, однако после смерти приёмного отца в 1975 году Тамасабуро стал пробовать свои силы и в других жанрах, как в японском «новом театре»
(сыграв, например, в «Веере для учения», 1975), так и в мировом классическом театре, сыграв, в частности, таких разных персонажей, как античных
Электру
и
Медею
,
шекспировских
героинь
Джульетту
,
Дездемону
и
леди Макбет
, Маргариту Готье из «Дамы с камелиями» Дюма и других.
С конца 1970-х Бандо также снимается в кино, а в 1990-х годах и сам поставил несколько значимых фильмов, удостоенных номинаций кинопремии Японской академии и представленных на нескольких международных фестивалях. В частности, картина
участвовала в основной конкурсной программе
43-го Берлинского кинофестиваля
(1993)
.
Бандо Тамасабуро активно участвует в международной популяризации кабуки, участвовав на протяжении своей карьеры в гастролях «Кабуки-дза» и других театров; в частности, он участвовал в американских турах японских театров кабуки в 1982, 1984 (в
) и 1985 годов, общеевропейском туре 1989 года, кабуки-выступлениях во Франции, Великобритании и Польше 1986, 1991 и 1992 годов. В настоящем Бандо также активно участвует самостоятельно в международных проектах, в том числе, не связанных напрямую с театром, среди которых выделяются, в частности:
Участие в 2006 в мировых гастролях на 25-летие известного ансамбля традиционных японских
больших барабанов
. Впоследствии, с 2012, Бандо возглавил Kodo в качестве художественного руководителя
.
Постановка и участие в главной роли в классической пьесе
традиционной китайской оперы
куньцюй
, представленной на Шанхайском международном фестивале искусств в 2009 (получившая ряд положительных отзывов и позднее поставленная также в Токио)
.
Мировые гастроли барабанной шоу-группы
Kodo
(2006; позднее стал их постоянным художественным руководителем)
Китайская опера «
Пионовая беседка
» (2008—2009)
В кино
1992 —
Фильм был представлен вне конкурса на
42-м Берлинале
и 17-м
кинофестивале в Торонто
(1992), а также получил премию за лучший монтаж и ещё 4 номинации кинопремии Японской академии.
1993 — «
»
Фильм был представлен в основной конкурсной программе
43-го Берлинале
(номинирован на «Золотого медведя»), а также получил шесть номинаций кинопремии Японской академии.
1995 — «
Тэнсю моногатари
»
Фильм получил номинацию кинопремии Японской академии за лучшую работу художника-постановщика.
Отзывы о творчестве Бандо Тамасабуро
Ещё в 1970 году, в период ранней карьеры актёра, известный писатель и драматург
Юкио Мисима
отозвался о нём, как о превосходном оннагате и одном из молодых хранителей традиции кабуки в целом:
Оннагата — цветы кабуки, и, при основополагающем вкладе корифеев прошлого в этой области, если бы не распускались их новые бутоны, кабуки был бы обречён. В настоящее время, при всём желании культивировать эти цветы, пропала историческая почва для их появления, и нам остаётся лишь надеяться на чудо. Тамасабуро, родившийся для наполнения этих надежд — молодой оннагата, чьё изящество и элегантность ассоциируются с шедеврами из слоновой кости, — есть живое подтверждение тому, что театр кабуки ещё жив.
—
Юкио Мисима, август 1970
Номинации и награды
Профессиональные (от театральных, кинематографических и т. п. институций и общественных организаций)
1971 —
от Ассоциации журнальных издательств Японии в категории «Театр»
1978 —
Golden Arrow Award
в категории «Театр»
1981 —
в категории «Выдающееся театральное исполнение»
↑
(яп.)
. Официальный сайт Ассоциации журнальных издательств Японии (JMPA). — Сводная таблица лауреатов 1964-2007 годов. Дата обращения: 28 августа 2014.
18 августа 2017 года.
от 4 декабря 2013 на
Wayback Machine
(яп.)
на официальном сайте Премии имени Кикути Кана.
(англ.)
. Официальный сайт
Inamori Foundation
. Дата обращения: 28 августа 2014.
4 февраля 2012 года.
(англ.)
. Официальный сайт
Inamori Foundation
(12 ноября 2011). — Релиз о награждении. Дата обращения: 18 октября 2014. Архивировано из
18 октября 2014 года.
в составе документального фильма Дэниела Шмидта
The Written Face
/
書かれた顔
(1995). Включает архивную видеозапись исполнения начинающим 6-летним актёром традиционного танца в пьесе
Tsumorokoi Yuki no Seki no to
.
Дополнительные публикации и литература
На русском языке
Раздел «За рубежом»
//
. — 1987, №1-4. — С. 128-131.
Rokuo Tanaka, M. Cody Poulton.
Ariyoshi Sawako (1931-1984), Izumi Kyōka (1873-1939)
// The Columbia Encyclopedia of Modern Drama / Gabrielle H. Cody, Evert Sprinchorn. — Columbia University Press, 2007. — P. 63-64, 723. — 849 p. —
ISBN 978-0-231-14422-3
.
Janina Falkowska.
Grande Finale: Films of the Nineties
// Andrzej Wajda: History, Politics, and Nostalgia in Polish Cinema. — Berghahn Books, 2007. — P. 224, 238-240. — 357 p. —
ISBN 978-1-84545-508-8
.