Весенние каникулы (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Каникулы Бонифация» — советский мультипликационный фильм о цирковом льве и его «отпуске» в Африке . Третья по счёту режиссёрская работа Фёдора Хитрука . В основу сценария положена сказка чешского писателя Милоша Мацоурека «Бонифаций и его племянники» .
Суть фильма можно выразить словами доктора философских наук, киноведа Евгения Громова , сказавшего о «Каникулах Бонифация»:
Мораль сей басни проста и мудра. У настоящего художника нет и не может быть каникул. Он по воле собственного сердца всегда в работе, в творчестве .
Умный, интеллигентный, в высшей степени талантливый цирковой лев Бонифаций очень любит бананы и прогулки по городу, которые совершает вместе с директором цирка. Узнав во время одной из таких прогулок, что на свете существуют каникулы, лев опечалился: «А у меня ещё ни разу не было каникул…» Считая Бонифация образцовым львом, директор цирка решает отпустить его на каникулы. И счастливый Бонифаций сначала поездом, а потом пароходом отправляется в Африку к своей бабушке. По дороге он мечтает, как будет лежать на солнышке, купаться в озере, есть бананы и обязательно поймает золотую рыбку.
На следующее утро после приезда домой, где ничего не изменилось и миниатюрная бабушка в очках и старомодном чепчике по-прежнему сидит около своего домика в кресле-качалке с вязаньем на коленях, Бонифаций, облачившись в новый купальный костюм, вооружившись сачком и ведёрком, идёт на озеро. Погнавшись за красивой бабочкой, он неожиданно встречает маленькую девочку, которая очень пугается, увидев «незнакомого льва». Чтобы успокоить её, Бонифаций ловко жонглирует разноцветными камешками. С этого момента начинается новый этап его творческой жизни. На девочку, которая никогда не видела ничего подобного, искусство этого странного доброго льва в полосатом купальнике производит огромное впечатление. Она начинает приводить к нему благодарных зрителей. Каждый день на тропинке, ведущей к озеру, его караулит целая толпа маленьких ребятишек, ожидающих повторения цирковых чудес. Попытки Бонифация прекратить эти представления, добраться всё-таки до озера и начать отдыхать по намеченному им плану разбиваются о невозможность обмануть доверчивые ожидания детей. Неистощимый на выдумки Бонифаций изобретает и демонстрирует всё новые трюки и фокусы: «Ни один лев не сумел бы сделать такое!» Каждый день с утра до вечера он даёт представления, забыв о рыбной ловле и купании в озере.
Тем не менее время идёт, и однажды в самый разгар представления раздаётся гудок парохода. Каникулы кончились. Быстро уложив свой чемодан, Бонифаций торопится на пристань. Проводить его прибежали все дети и, конечно, бабушка. Пароход уже собирается отчаливать, а лев всё не может проститься со своими маленькими зрителями. Бабушка еле успевает надеть на Бонифация новый свитер , который вязала для него всё лето. Наконец, он ступает на трап, но не успевает пройти его до конца, как пароход отчаливает, и лев падает в воду. Благополучно выбравшись на корабельную палубу, он чувствует, что под свитером что-то шевелится. Осторожно Бонифаций достаёт из-под свитера золотую рыбку. Подержав свою «сбывшуюся мечту» в лапах несколько секунд, он выпускает её в море.
Автор сценария и режиссер | Фёдор Хитрук |
Художник-постановщик | Сергей Алимов |
Композитор | Моисей Вайнберг |
Оператор | Борис Котов |
Звукооператор | Георгий Мартынюк |
Художники: |
Юрий Норштейн
,
Леонид Носырев , Эдуард Назаров , Игорь Подгорский , Анатолий Петров , , Галина Баринова , Владимир Морозов , Мария Мотрук , , Яна Вольская |
Редактор | Раиса Фричинская |
Текст читает | Алексей Полевой |
Работа над фильмом началась с того, что в руки Фёдора Хитрука случайно попало несколько страниц машинописного текста сказки Милоша Мацоурека. Внимание режиссёра, который, закончив работу над « Топтыжкой », искал тему для нового фильма, привлекла фраза: «Подумать только, — удивился директор цирка, — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» .
Что-то меня задело в этом трогательном рассказе о льве, который вынужден был изображать свирепого хищника… Я не знаю, что именно, но было в этой истории что-то такое, что вдруг захватило меня, вызвало сильный отклик в моей структуре.
— Ф. Хитрук
Сценарий, написанный Ф. Хитруком на этом материале, концептуально изменил историю, рассказанную чешским писателем. Короткая, немного грустная сказка для детей младшего и среднего школьного возраста о цирковом льве, приехавшем домой на каникулы и вместо отдыха неустанно дающем представления для своих «маленьких, потешных племянников», в фильме преобразовалась в достаточно философичный сюжет о силе Доброты и доброте Силы, удачно сочетающий при этом мягкий юмор с лиризмом. Этому во многом способствовало художественное решение Сергея Алимова, которого после выхода фильма стали называть «папа Бонифация» . Внешне простой пластический образ главного героя в многолетней режиссёрской практике Фёдора Хитрука был одним из самых сложных . Элегантный, в достаточной степени антропоморфный лев хорошо смотрелся в профиль, но структура его «лица» не позволяла ему улыбаться, что осложняло воплощение заданного характера . Достаточно трудоёмким процессом оказалось создание пушистой гривы Бонифация, над «укладкой» которой по эскизам С. Алимова работала специальная группа художников, обрабатывая её специальными тампонами . Антропоморфность пластики обаятельного льва, обусловленную ощущением этого образа создателями фильма, С. Алимов пояснил так:
…эта картина о добре, о любви, о самопожертвовании. И Бонифаций — это человеческий характер, это христианская идея, он живёт для других .
Фёдор Хитрук считал этот фильм в некоторой степени автобиографичным, а образ льва Бонифация — таким, что воплотил наибольшее количество его личных черт .
Кстати, Бонифаций — это тоже я. Не Хитрук Фёдор Савельевич, а художник вообще. После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: «Никогда в жизни! Пропади оно всё пропадом!…» Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь детям мультики и снова возникает желание работать. Когда я вижу счастливые лица детей, которые смотрят мои фильмы, то я чувствую себя необычайно отдохнувшим.
— Ф. Хитрук
Для записи заразительного детского смеха, звучащего в фильме, на студию приглашались дети. В просмотровом зале им показывали кино без звука, дети смеялись . Их смех, записанный на плёнку, вошёл в фильм и стал смехом маленьких темнокожих зрителей Бонифация .
Именно с «Каникул Бонифация» Фёдор Хитрук начинает применять свою новую схему разработки режиссёрского сценария , вычерчивая на большом бумажном листе с посекундной разметкой график тайминга ( англ. timing ) — расчёта движения во времени и пространстве и расчёта настроения, который он называл « кардиограммой фильма». Цветными карандашами намечалась (эмоциональный посыл) отдельных эпизодов (« аттракционов ») . Работавший около двух месяцев в съёмочной группе «Каникул Бонифация» Юрий Норштейн (им сделана сцена, в которой лев, плывя на корабле, мечтает об отдыхе и золотой рыбке ), считая фильм «совершенством гармонии, шедевром звукоритма, словоритма и музыко-словесного и пластического единства», говорил о его ритмическом решении :
Колоссальное впечатление от «Бонифация» — я увидел, что такое работа над ритмом фильма. По сию пору для меня этот фильм — образец идеально построенного соотношения авторского текста и движения персонажа.
— Юрий Норштейн .
По мнению Юрия Норштейна, которого Ф. Хитрук считал наиболее точным последователем его направления в мультипликации, «Каникулы Бонифация» можно отнести к одному из эталонных фильмов среди тех, что были сняты на «Союзмультфильме»:
Эталон, потому что я знаю, какая там изумительная, тончайшая режиссура, которую на самом деле должны изучать актёры игрового кино. Там такие обертона, такие слои, и дай Бог, чтобы режиссёры игрового кино это поняли .
Изобразительный ряд фильма, действие которого происходит в Африке, решён в стиле, напоминающем наскальную живопись и приближающемся к жанру африканской ковёр-аппликации .
Действие фильма развивается в условном мире, где африканский пейзаж представлен экзотическим сочетанием песков, воды и тропических растений. Пейзажу придана нарочитая декоративность, заметно стремление художника к чёткости контуров и геометрической правильности растительного орнамента, что придаёт ему традиционную африканскую нарядность и подчёркивает общую условность композиции.
— Бенжамин Бенимана
Выражение ярко индивидуальных образов, наделённых некоторой гиперболичностью отдельных личностных качеств, посредством пластики, позволяющей почувствовать эмоциональное состояние героев без логической оценки их действий, также сближает стиль художественного решения фильма с африканским искусством .
Хотя весь фильм выполнен в традиционном для мультипликации стиле контурного рисунка, для художественного воплощения главного героя было сделано исключение. Чтобы придать образу артистичного льва особую теплоту, его грива для достижения эффекта «пушистости» была выполнена в технике бесконтурного рисунка, что потребовало кропотливой ручной работы, которая сделала каждый рисунок фильма уникальным . Этот же приём был применён С. Алимовым в работе над « Топтыжкой ».
Фильм завершается фразой, которая была придумана редактором Раисой Фричинской: «Корабль уплывал всё дальше, а Бонифаций думал: Какая замечательная вещь — каникулы!» .
Этот лев вкалывал в Африке 24 часа в день, и вдруг в конце заявляет: «Какая замечательная вещь — каникулы!» Он считает, что хорошо отдохнул, понимаете? И в этом есть большая правда! Когда вы чувствуете, что приносите радость, вы не устаёте.
— Ф. Хитрук .
Сборники мультипликационных фильмов | |||
---|---|---|---|
Год издания,
дистрибьютор, серия |
Формат | Содержание диска | Технические характеристики |
2008
«Крупный план» «Золотая коллекция анимации» |
DVD |
«Каникулы Бонифация»,
« Мойдодыр », « В яранге горит огонь », « Топтыжка », « Лошарик », «Последняя охота» |
Количество слоев: DVD-5 (1 слой)
Региональный код: 0 (All) Формат изображения: Standart 4:3 (1,33:1) Звуковые дорожки: Русский Dolby Digital 2.0, Русский Dolby Digital 1,0 Mono |
2011
«Лизард» |
Blu-ray
|
«
Винни-Пух
»,
« Винни-Пух идёт в гости », « Винни-Пух и день забот », «Каникулы Бонифация», «Топтыжка» |
Количество слоев: BD-25 (1 слой)
Региональный код: 5 Формат изображения: 1080p High Definition 16:9 Звуковые дорожки: Русский Dolby Digital 5.1, Русский PCM Stereo |
2013
«Лизард» |
Blu-ray
|
«Винни-Пух»,
«Винни-Пух идёт в гости», «Винни-Пух и день забот», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка» |
Количество слоев: BD-25 (1 слой)
Региональный код: С Формат изображения: 1080p High Definition 4:3 (1.33:1) Звуковые дорожки: Русский Dolby Digital 5.1, Русский PCM Stereo |
Эта статья входит в число
добротных статей
русскоязычного раздела Википедии.
|