Interested Article - Святогорская лавра

Успе́нская Святого́рская ла́вра ( укр. Свято-Успенська Святогірська лавра ) — мужской монастырь Донецкой епархии Украинской православной церкви в городе Святогорске Донецкой области . Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, в лике святых . В 2004 году получил статус лавры .

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь , общежительная Харьковской епархии . С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии , приписана к Донецкой епархии .

Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах , в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

История

Первый монастырь и его упразднение

Святогорский монастырь в бывшем Славяногорске над Северским Донцом берет свое начало со времен перед татарским нашествием, когда Бату-хан разрушал «мать городов русских» — Киев. Хотя первые письменные упоминания об этом монастыре датируются 1526, академик Д. И. Багалий в труде «Из прошлого Святогорского монастыря» писал: «Монастырь, или церковь, существовал еще в предмонгольский период». Первые христианские поселения, а возможно и монастырь, появились на этих горах еще до Крещения Руси, когда почитатели икон были вынуждены покидать охваченную иконоборчеством Византию и искать убежища за пределами империи. Часть из них скрывалась в Южной Италии, часть на Кавказе, а часть через Крым поднялась по Дону и Северскому Донцу. Об этом свидетельствуют древние пещерные обители по берегам этих рек и находки современных археологов.

Чтобы добраться до вершины скалы, нужно пройти более километра пещерами, которые были вырублены в меле более тысячи лет назад.

Именно в этих краях в середине IX века проповедовали хазарам православную веру Кирилл и Мефодий . О древних христианских поселениях в этой местности свидетельствует и Ипатьевская летопись , в которой говорится, что в 1111 году местные христиане встречали здесь великого князя Владимира Мономаха. В течение почти всей истории монастыря эти пещеры были убежищем для иноков во время гонений. В XIII веке христиане пытались здесь спастись от монголо-татарских орд Батыя, в XVI—XVII веках монастырь был форпостом на границе с татарской степью и католической Польшей. Именно сюда в те времена переселялась братия с увлеченной Унией Почаевской Лавры. Позже княжество Московское, которое в 1547 г. стало царством, использовало «Святые горы» для расположения в монастыре своей стражи.

Монастырь защищали с одной стороны пучины реки, а с другой — глухие леса. Это позволяло Изюмскому полку, на территории которого находился монастырь до 1764 г., успешно отражать вражеские атаки. В частности, Крымская армия пять раз (в 1664, 1679, 1680, 1691 и 1737) нападала на него, но не уничтожила. Каждый раз после нападения он возобновлялся. После вхождения Крыма в состав России в 1788 году монастырь потерял военное значение.

В 1787 году по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён , а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический . По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

Второй раз открыт монастырь только в 1844 году. Через 15 лет началось строительство монументального Успенского собора высотой 53 м и длиной 42 м. Напротив него уже с 1851 года возвышалась Покровская церковь с колокольней, которая имела 8 колоколов. Самый большой из них весил 6354 кг. В Покровской церкви содержалась ризница, библиотека и архив монастыря. Он уже не имел старинных предметов, потому что их разворовали царские чиновники, закрывавшие монастырь в 1788 г.

Возрождение в XIX веке

Хромолитография 1912 года

В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом российского императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии .

Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев.

В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьёй в селе Борки в Харьковской губернии был устроен Спасов скит с храмом Христа Спасителя . Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор).

Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов. Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор).

Закрытие в советское время и возрождение после распада СССР

В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Санаторий им. Арётема.

Вид на Николаевскую церковь и мост

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (в будущем архимандрит) и четверо молодых послушников из Донецка. В том году монастырю отдали здание Успенского собора.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю передали находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года Священный синод Украинской православной церкви присвоил монастырю статус лавры .

12 июля 2008 года в Успенском соборе лавры за литургией был совершён чин прославления Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших . В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель , 11 преподобных , четверо преподобноисповедников и один Христа ради юродивый . Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного синода Украинской православной церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38) . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский , был прославлен 24 августа 1995 года .

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина) .

Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 эвакуирующихся из зоны военных действий, в том числе 300 детей .

Вторжение России на Украину (2022)

Георгиевский храм Георгиевского скита лавры после обстрела
Скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Скит Иоанна Шанхайского

В период вторжения России на Украину обитель стала убежищем для эвакуирующихся из зоны военных действий.

12 марта 2022 года рядом с Лаврой произошёл взрыв, от которого были выбиты окна в Успенском соборе и Покровском храме и пострадала гостиница Лавры, где на тот момент проживало несколько сот беженцев; некоторые получили ранения осколками оконного стекла . Митрополит Святогорcкий Арсений (Яковенко) сообщил, что по Лавре «был нанесён авиационный удар» («Бомба упала непосредственно рядом, возле моста, который соединяет правый и левый берег Северского Донца и Лавру с городом Святогорском.») .

4 мая российские войска обстреляли лавру снова, ранив 7 людей . 7 мая ударом российской армии был уничтожен Свято-Георгиевский скит лавры в селе Долина . 9 мая пострадал скит Иоанна Шанхайского в селе Адамовка , 12 мая — собор святых мучениц в Святогорске , 17 мая разрушен скит в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в селе Богородичное . 30 мая были обстреляны монашеские корпуса; погибли двое монахов и монахиня, три монаха получили ранения. Количество погибших и пострадавших мирян неизвестно . 1 июня было обстреляно главное здание Лавры . 4 июня в результате обстрелов сгорел главный храм Всехсвятского скита в селе Татьяновка . Российские власти отрицают свою причастность и обвиняют украинские войска в поджоге монастыря перед тем, как отступить . 6 июня был разрушен ведущий к Лавре мост через реку. На следующий день министр обороны России Сергей Шойгу объявил об «освобождении» Святогорска . Однако лавра, расположенная на другом берегу реки, осталась под контролем Украины. Её регулярные обстрелы продолжились .

25 сентября 2023 года Священный синод Украинской православной церкви постановил подчинить лавру митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию в статусе ставропигии .

Список настоятелей и наместников

Андреевская часовня, XIX век
  • ок. 1624 - Симеон, иеромонах
  • ок. 1640 - Кирилл, иеромонах
  • ок. 1651 - Игнатий, иеромонах
  • ок. 1654 - Феофан, игумен
  • ок. 1661 - Гавриил, иеромонах
  • ок. 1672 - Корнилий, игумен
  • ок. 1679 - Иоиль Озерянский , архимандрит
  • ок. 1687 - , архимандрит
  • ок. 1691 - Феодосий, архимандрит
  • ок. 1701 - Вениамин, архимандрит
  • ок. 1705 - Иона, игумен
  • ок. 1707 - , архимандрит
  • ок. 1714 - , архимандрит
  • ок. 1720 - , архимандрит
  • ок. 1723 - , архимандрит
  • 1733—1737 - Иларион (Григорович) , архимандрит
  • 1738—1758 - Фаддей (Кокуйлович) , архимандрит
  • 1758—1765 - Рафаил (Мокренский) , архимандрит
  • с 1765 - Лаврентий (Кордет) , игумен
  • ок. 1766 - , архимандрит
  • ок. 1767 - , игумен
  • с 1770 - , архимандрит
  • до 1787 - , игумен
  • 1787—1788 - Венедикт, архимандрит
  • 1844—1859 - Арсений (Митрофанов) , архимандрит
  • 1859—1890 - Герман (Клица) , архимандрит
  • 1890—1909 - , архимандрит
  • 1909—1922 - Трифон (Скрипченко) , архимандрит
  • 1926—1931 — временно исполнял обязанности настоятеля Святогорской Успенской пустыни при Всехсвятской кладбищенской церкви, руководил оставшейся братией - Иоанн (Стрельцов) , игумен,
  • 1992—1995, до монашеского пострига строитель — протоиерей Николай Лаврик, после пострига наместник — иеромонах, затем игумен и позже архимандрит Серафим - , архимандрит
  • с 20 января 1995, наместник — игумен, затем архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит - Арсений (Яковенко)
Святогорская икона Божией Матери

Описание монастыря

Меловые пещеры с церковью святителя Николая над ними
Деревянная церковь Всех Святых (Всехсвятский скит) в 2010 году

Первые монахи выкопали храмы и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной , севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны , сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами , на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалёку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.

На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко . Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом . Подобным куполом увенчан западный алтарь . Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.

Святые

Герман Святогорский

Святители

преподобные

Иоанн Святогорский

преподобноисповедники

юродивые

Монастырские храмы

Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:

  • (1859—1868);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.)
Новые постройки
  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идёт строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г).
Приписные храмы и часовни в окрестностях
  • (строится в Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит (2005 г.)
  • Богородичный женский скит (2005 г.) в селе Богородичное ( Славянский район )
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка , на месте дома Максимовичей, в котором родился святитель
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца с боковым алтарём в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1870 г.).
  • Кармазиновский скит в Кармазиновке Луганской обл.

Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.

В художественной литературе

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 марта 2008. 2 мая 2012 года.
  2. . Патриархия.ru (15 июля 2008). Дата обращения: 15 мая 2022. 1 мая 2022 года.
  3. . Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано из 28 февраля 2013 года.
  4. . Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано из 14 апреля 2014 года.
  5. . Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано из 28 февраля 2013 года.
  6. . Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано из 20 октября 2012 года.
  7. . Дата обращения: 13 июля 2009. 3 сентября 2009 года.
  8. . Свято-Успенская Святогорская Лавра (22 августа 2014). Дата обращения: 25 августа 2014. 29 августа 2014 года.
  9. (укр.) . Українська Православна Церква (12 марта 2022). Дата обращения: 13 марта 2022. 13 марта 2022 года.
  10. Regan Helen. (англ.) . CNN (13 марта 2022). 13 марта 2022 года.
  11. . Дата обращения: 23 апреля 2022. 13 мая 2022 года.
  12. . Forbes (5 мая 2022). Дата обращения: 12 мая 2022. 7 июня 2022 года.
  13. . The Washington Post (5 мая 2022).
  14. Bellingcat (14 июня 2022). 30 июня 2022 года.
  15. . Эхо Кавказа (8 мая 2022). 12 мая 2022 года.
  16. . Breaking Latest News (10 мая 2022). Дата обращения: 12 мая 2022. 12 мая 2022 года.
  17. . The Times Hub (9 мая 2022). Дата обращения: 12 мая 2022. 11 июня 2022 года.
  18. . Deutsche Welle (21 мая 2022).
  19. . Литовское национальное радио и телевидение (21 мая 2022). Дата обращения: 9 июня 2022. 1 июня 2022 года.
  20. . Patriarchia.ru (2 июня 2022). Дата обращения: 5 июня 2022. 5 июня 2022 года.
  21. . Meduza (4 июня 2022). 4 июня 2022 года.
  22. . Синодальний інформаційно-просвітницький відділ УПЦ (4 июня 2022). Дата обращения: 4 июня 2022. 8 июня 2022 года.
  23. . Радио Свобода (4 июня 2022). Дата обращения: 4 июня 2022. 4 июня 2022 года.
  24. . NDTV.com (4 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. 5 июня 2022 года.
  25. BBC (2 сентября 2022). Дата обращения: 6 сентября 2022. 10 октября 2023 года.
  26. . Дата обращения: 27 сентября 2023. 14 октября 2023 года.
  27. « » в Викитеке ?
  28. « » в Викитеке ?
  29. « » в Викитеке ?
  30. « » в Викитеке ?

Литература

  • Дедов В.Н. Святые Горы. От забвения к возрождению. — Издание 4-е (переработанное и дополненное). — Донецк: Ваш имидж, 2012. — 220 с. — ISBN 966-8241-26-6 .
  • Капинос Р. В. Свято-Успенский Святогорский монастырь как хозяйствующий субъект Украины // Приход: православный экономический вестник. — 2003. — № 12.
  • Свя­то-Ус­пен­ская Свя­то­гор­ская лав­ра / Ред. Е. В. Ме­зен­це­ва. — Харьков, 2013.
  • Языко­ва И. К. Путь к истине : прошлое и настоящее Святогорья. — Москва : Имидж-Пресс, 2006. — 201 с.
  • : [ 4 января 2023 ] // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 571. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .
  • Шкрібітько О. О. // Нові сторінки історії Донбасу. — 2009. — Кн. 17/18. — С. 65-75.

Ссылки

  • .
  • . Дата обращения: 22 января 2008. Архивировано из 14 декабря 2011 года.
  • на YouTube
  • . Дата обращения: 25 декабря 2009. Архивировано из 28 февраля 2013 года.
  • .
Источник —

Same as Святогорская лавра