Ито, Кэндзи
- 1 year ago
- 0
- 0
Кэндзи Мидзогути ( яп. 溝口 健二 , 16 мая 1898 , Токио — 24 августа 1956 , Киото ) — японский кинорежиссёр , который наравне с Ясудзиро Одзу и Акирой Куросавой признан крупнейшим мастером японского кинематографа. Для его режиссёрской манеры характерна техника «плана-эпизода» («одна сцена — один план»), которая подразумевает отказ от монтажа в пользу сложных передвижений камеры внутри кадра (план «эмакимоно» по названию длинного живописного свитка, развёрнутого по горизонтали) .
Мидзогути родился в токийском районе Хонго в семье кровельщика. Семья имела средний достаток, пока отец не попытался заняться продажей плащей для солдат во время Русско-японской войны . Война закончилась слишком быстро, чтобы инвестиции окупились; семья оказалась в удручающем положении и переселилась в Асакусу , неподалёку от театра и района борделей. Старшую сестру Сусомо (Судзу) пришлось отдать в чужую семью; через некоторое время приёмные родители продали её в гейши . Это событие глубоко повлияло на мировоззрение Мидзогути, предопределив главную тему его творчества — «несчастья женщин в мужском мире» , в том числе их прозябание в домах терпимости. Он всю жизнь резко противостоял отцу, жестоко обращавшемуся с матерью и сестрой.
Мидзогути оставил школу в 13 лет, чтобы работать и изучать графику в институте Аохаси. Первой его работой был дизайн рекламы в Кобэ. В 1915 году умерла его мать, и старшая сестра, оставив отца дома, увезла двух младших братьев в Токио. В 1920 Мидзогути вошёл в мир киноиндустрии как актёр. Через три года он стал полноправным режиссёром на студии « Никкацу », поставив свой первый фильм «Воскрешение любви» во время забастовки рабочих.
Ранние работы Мидзогути созданы под сильным влиянием немецкого экспрессионизма , в их числе экранизации произведений Юджина О’Нила и Льва Толстого . Мидзогути работал быстро, иногда снимая фильм за несколько недель. В 1920-х — 1930-х годах он снял более полусотни фильмов, большинство которых ныне утеряно .
После Великого землетрясения Канто Мидзогути переехал в Киото , где располагалась студия «Никкацу», и работал там, пока скандал не вынудил его временно отойти от дел: Юрико Итидзё, женщина по вызову, с которой у него были отношения, напала на него и порезала бритвой спину.
На фильмах первой половины 1930-х сказалась склонность Мидзогути к социализму . Сам режиссёр в последние годы жизни говорил, что по-настоящему его карьера началась фильмами « Осакская элегия » и « Гионские сёстры », оба 1936 года. Постепенно Мидзогути завоёвывает репутацию режиссёра «нового реализма». Одной из основных тем его фильмов становится бесправная роль женщины в японском обществе.
Мидзогути, под впечатлением от судьбы сестры, снял несколько фильмов о мире гейш и проституток : « Гейша », « Район красных фонарей » и др.; героини его фильмов беззащитны перед жестокостью меркантильного мира.
Во время Второй мировой войны Мидзогути был вынужден идти на уступки военному правительству. Самая известная картина этого периода — эпическое произведение «Преданность в эпоху Гэнроку» (1941), в основу которого легла знаменитая легенда о 47 ронинах .
В начале 1950-х Мидзогути вместе со своим постоянным сценаристом Ёсиката Ёдой целиком переключился на дзидайгэки , заимствуя сюжеты из истории и фольклора. В этот период появились его самые известные работы: « Жизнь Охару, куртизанки » (1952), фильм, который сам режиссёр считал лучшей своей работой; « Сказки туманной луны после дождя » (1953), удостоенные «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале ; и « Управляющий Сансё » (1954), один из любимых фильмов критиков французской новой волны .
Эти работы принесли режиссёру, который у себя на родине считался старомодным, мировое признание. Дело доходило до того, что в Европе его «сравнивали с Шекспиром и Бетховеном за мрачную мелодию неотвратимого рока… с Рембрандтом , Тицианом и даже Пикассо за изощрённую живописность чёрно-белого изображения» . Мидзогути умер в расцвете творческих сил от лейкемии . В 1975 году Канэто Синдо снял полнометражный документальный фильм «Кэндзи Мидзогути — жизнь кинорежиссёра».