Interested Article - Дюбюк, Александр Иванович

Александр Иванович Дюбюк ( фр. Alexandre Dubuque ; 20 февраля [ 3 марта ] 1812 , Москва 27 декабря 1897 [ 8 января 1898 ], Москва) — русский пианист, композитор и музыкальный педагог.

Биография

Родился в Москве 20 февраля ( 3 марта ) 1812 года — сын маркиза -эмигранта Жана-Луи Бернь-Дюбюка де Бримо (Jean-Louis Berng [ источник не указан 3298 дней ] -Dubuc de Brimeau), бежавшего из революционной Франции и осевшего в начале XIX века в России. По сообщению современного исследователя, Наполеон I был женат на двоюродной тётке Дюбюка . Внук, в своём дневнике передаёт рассказ (от 31 августа 1916 года) своего дяди, Флорентия Александровича :

Прадед твой имел в Париже 2 дома и имение Бримо <отсюда Дюбюк-де-Бримо> в 20 верстах от Парижа. Был он человек очень образованный, легитимист и вольтерьянец. Состоял флигель-адьютантом при Людовике XVI , способствовал его бегству. Потом, когда Людовиг был схвачен, бежал из Франции, а имущество его было конфисковано. Поселился он в Берлине . Там давал уроки. Здесь же его пригласила гувернёром к своим детям графиня Орлова-Давыдова, которая и увезла его в Орловскую губернию . Прадед копил жалование и лет через 5 уехал в Рязань , где и открыл пансион. Потом переехал в Москву, тут он женился на дочери Делесаля, содержателя мужского и женского пансиона. Потом этот пансион был Перепёлкиной и затем Брюханенко . В холерный год (1831–й) прадед умер одним из первых, оставив в наследство сыну своему Александру Ивановичу дом на Шаболовке, 1 р. денег ассигнациями, 4–х летнего брата <Константина> и двух крепостных, приписанных к дому — эфиопа и эфиопку…

Общее образование получил в московском пансионе своего отца. Музыке обучался у Джона Филда (Филд занимался с ним бесплатно по собственной инициативе), став одним из лучших его учеников. Потеряв отца, был вынужден искать самостоятельный заработок: был смотрителем в холерной больнице, затем — подкопиистом «Комиссии по осмотру разрешительных и запретительных книг», председателем которой был вице-губернатор Брусилов. Спустя некоторое время перестал ходить на службу и через 7 лет «был уволен со службы без прошения по 3–му пункту». Однако один высокопоставленный чиновник, который оценил музыкальный талант Дюбюка, приказал засчитать тому все 7 лет его службы, выдать жалование за всё это время, произвести последовательно в чины копииста, подканцеляриста и канцеляриста и с этим чином уволить в отставку.

Стал известным музыкальным педагогом и при основании Московской консерватории был приглашён Николаем Рубинштейном в число преподавателей; вёл один из фортепианных классов в 1866—1872 годах. В дальнейшем давал частные уроки. Среди учеников Дюбюка были, в частности, Милий Балакирев , Николай Зверев , Герман Ларош , Николай Кашкин , Леонид Малашкин ; в 1886 году у него занимался Матвей Пресман , вспоминавший .:

Ходил он в стоптанных мягких домашних туфлях, в старом полинявшем и потёртом халате, из кармана которого выглядывал громадный с красными разводами носовой платок. Папирос Дюбюк не курил, но зато нюхал табак, следы которого были у него особенно ясно видны под носом, а также на халате, о который он всегда после понюшки табака вытирал свои пальцы. <…> По его внешнему виду никак нельзя было сказать, что он имеет какое-либо отношение к пианизму. Трудно было себе вообще представить его играющим на фортепиано. <…> То, что я услыхал, так поразило меня, что я, затаив дыхание, с раскрытым ртом и удивлённым лицом весь превратился в слух. Меня глубоко поразило то, что у этого тучного старика его толстые, как огурцы, пальцы бегали с такой лёгкостью и чёткостью, а старый, вдребезги разбитый инструмент поразительно красиво пел. <…> Особый интерес представляла для меня его трактовка Концерта Фильда, который сам Дюбюк проходил ещё с Фильдом. Он внёс в его исполнение много интересных, даже не напечатанных в нотах деталей, а исполнением своего этюда «Les mouches» просто поразил меня: я никак не мог себе представить, что в таком возрасте и при такой внешности можно было нарисовать такую картину полёта и жужжания мух.

Как исполнитель Дюбюк, по оценке «Музыкальной энциклопедии»,

внёс в русский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные с ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму .

Написал теоретическое пособие «Техника фортепианной игры» ( 1866 , три прижизненных переиздания), принятое в качестве руководства в Московской консерватории. Оставил воспоминания о своём учителе Филде («Книжки Недели», 1848, декабрь).

Дюбюк был трижды женат. Из его 16 детей до взрослого возраста дожили лишь шестеро. В старости проживал с младшей дочерью Марией Александровной, тоже ставшей музыкальным педагогом.

Могила на Ваганьковском кладбище

Похоронен на Ваганьковском кладбище (2 уч.), ему поставили белый мраморный крест и мраморную лиру. В 30-х годах прошлого века его могила с надгробием исчезла. Историк московских некрополей М. Артамонов нашёл место захоронения музыканта. Российский фонд культуры принял решение обозначить это место памятным знаком

Творческое наследие

Дюбюку принадлежит значительное количество фортепианных пьес и этюдов. Особенно многочисленны его фортепианные переложения: в частности, 40 песен Франца Шуберта , произведения Александра Алябьева , Никколо Паганини , отрывки из оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила» и др. Особое внимание Дюбюк уделял русским народным песням и цыганским романсам, аранжируя их для фортепиано и для голоса с фортепиано. Он, в частности, выпустил два сборника «Собрание русских песен с вариациями для фортепиано» ( 1855 ).

Собственные песни и романсы Дюбюка, как пишут современные исследователи его творчества,

составляли добрую половину репертуара знаменитых цыганских хоров и их солистов. Они звучали в увеселительных садах и ресторанах, в императорских театрах и концертных залах, их заигрывали шарманки и пели нищие уличные певцы .

Творческое содружество связывало Дюбюка с наиболее значительными русскими поэтами середины XIX века, чьи стихи он положил на музыку; Евдокия Ростопчина , как сообщается, написала несколько стихотворений специально для романсов Дюбюка.

Список романсов

  • Ах вы годы, мои годы. Слова Л. А. Мея
  • Ах, Настасья, ты Настасья. Слова народные
  • Ах, не спится, мне не спится. Слова С. Сельского
  • Ах, мороз, морозец. Слова Ваненко (псевдоним И. Башмакова )
  • Ах, люби меня без размышлений. Слова А.Майкова
  • Без неё скучно в свете житье. Слова С. Сельского
  • Век буду любить. Слова Е. Ростопчиной
  • Весёлый час. Слова А. Кольцова
  • Во лесочек я ходила. Слова Т. Шевченко
  • Вот в воинственном азарте. Слова В. Алферьева
  • Вызов. Слова Я. Полонского
  • Гадание. Слова Я. Полонского
  • Голубка Маша. Слова Н. Цыганова
  • Голубые весенние глазки
  • Горькая доля. Слова А. Кольцова
  • Дай мне ручки
  • Два прощания. Слова А. Кольцова
  • Девица-красавица
  • Дума. Слова А. Кольцова
  • Если встречусь с тобой. Слова А. Кольцова
  • Ехали ребята из Нова-города. Слова народные
  • Женитьба Павла. Слова А. Кольцова
  • «Заздравный кубок» Слова А. Пушкина
  • Замолчи, не пой напрасно. Слова Е. Ростопчиной
  • Как мила моя Манола. Слова Н. Бергальского
  • Крамбамбули. Слова Н. Языкова
  • Кубок янтарный. Слова А. Пушкина и И. Башмакова
  • Люблю я игривые ласки. Слова
  • Любушка-голубушка. Слова Ф. Благонравова
  • Моя душечка. Слова С. Писарева
  • Милочка. Слова неизвестного автора
  • Много добрых молодцов. Слова В. А. С.
  • На дворе метель и вьюга. Слова А. Жаркова
  • Не за россыпь кудрей. Сл. В. Чуевского
  • Не брани меня, родная. Слова А. Разорёнова
  • Сл. Г. Гейне , пер. В. Костомарова
  • Не тверди. Слова П. Муратова
  • Не ты ль, незримая, казалась. Сл. Ф. Благонравова
  • Не ходи ты за мной. Сл. Н. Толстого
  • Нет… нет… нет! Он меня не любит. Сл. А. Тригорьева
  • О, не кажи улыбки страстной. Сл. А. Кольцова
  • Он меня полюбил. Сл. И. Явленского
  • Оставь меня. Сл. Г. Новосельского
  • Печаль. Слова М. Своехотова
  • Поднялась погодка. Слова И. Лажечникова
  • Полечу в объятья к ней. Слова А.Кольцова
  • Помнишь, как, бывало. Слова А. Жаркова
  • По-над Доном сад цветет. Слова А. Кольцова
  • Посиди, побудь со мной. Слова С. Сельского
  • Приголубь меня, моя душечка.
  • Птичка. Слова В. Чуевского
  • Размолодчики. Слова народные
  • Роза. Перевод с персидского Васильева
  • Сарафанчик-расстеганчик. Слова А. Полежаева
  • Свеж и душист твой роскошный венок. Слова А. Фета
  • Серенада. Сл. А. Фета
  • Совсем стал не такой.
  • Течёт речка по песочку... Слова Н. Цыганова
  • Ты и вы. Слова П. Беранже , пер. Д. Ленского
  • Ты почувствуй, дорогая. Слова С. Митрофанова
  • Слова Василия Сиротина .
  • Хочется мне вырваться из железной клетки. Слова С. Сельского
  • Хуторок. Слова А. Кольцова
  • Цветок. Слова А. Кольцова
  • Черные глаза. Слова А. Кольцова
  • Что ты, соловьюшко. Слова Н. Цыганова
  • Я любила его. Слова А. Кольцова
  • Я цыганка, быть княгиней. Слова С. Сельского

Судьба творчества

Песни и романсы Дюбюка в дальнейшем входили в репертуар таких известных исполнителей, как Фёдор Шаляпин , Софья Преображенская , Александр Бантышев (с которым он выступал и в качестве концертмейстера), Павел Бабаков , Юрий Морфесси , Андрей Лабинский , Нина Дулькевич , , Надежда Обухова , Лилия Гриценко , Елена Образцова , Юрий Гуляев , Людмила Зыкина , Олег Погудин , Надежда Бабкина , Евгения Смольянинова , Дмитрий Шумейко .

Наследию Александра Ивановича Дюбюка посвящена книга «Романсы московского гуляки» из серии «Собрание старинных русских романсов», в которой авторы-составители Елена и Валерий Уколовы опубликовали множество романсов Дюбюка впервые после более чем столетнего перерыва и, помимо общего очерка жизни и творчества Дюбюка, подробно исследовали судьбу наиболее знаменитого его романса «Не брани меня, родная».

Источники

  1. // « Наука и жизнь ». — 2002. — № 12. от 30 октября 2014 на Wayback Machine
  2. Дата обращения: 12 января 2023. 12 января 2023 года.
  3. Пресман М. 5-е издание // Воспоминания о Рахманинове. — М. , 1988. — Т. 1. от 5 февраля 2009 на Wayback Machine
  4. от 22 сентября 2010 на Wayback Machine // Музыкальная энциклопедия: В 6 тт. — М., 1973—1982.
  5. Сотникова Н. А. Обираловка и вокруг неё — М.О.: Изд. ОАО «Подольская фабрика офсетной печати», 2012. — 296 с.
  6. . Дата обращения: 3 апреля 2009. 6 марта 2016 года.
  7. «Оставь меня» : Романсъ: Для голоса с ф.-п. / Слова Г. Н. Новосельскаго; Музыка А. Дюбюка. — СПб. : Бернардъ, 1870. — 5 с.

Ссылки

  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • на International Music Score Library Project
Источник —

Same as Дюбюк, Александр Иванович