Interested Article - Тюфякин, Пётр Иванович

Князь Пётр Иванович Тюфякин ( 1769 1845 ) — театрал и денди , главный директор Императорских театров (1819-1821), гофместер , действительный камергер , последний из князей Тюфякиных . После 1821 года нигде не служил и « сибаритствовал » в Париже .

Биография

Сын князя (1740—19.07.1819) , курировавшего в Москве строительство Екатерининского дворца , от брака с княжной Марией Александровной Долгорукой (1749—1804), племянницей московского генерал-губернатора В. М. Долгорукова-Крымского . По приказанию императрицы молодой Иван Тюфякин путешествовал (под именем господина Баева) по западу Европы «с целью совершенствования в архитектуре и разведении садов» .

М. А. Тюфякина, мать

Ободрённый рождением сына, призванного продолжить древний род Тюфякиных, отец начал строительство в верховьях Оки соимённой ему усадьбы . В день коронации Александра I старый князь Тюфякин был пожалован в действительные тайные советники . Его последние годы были омрачены душевным расстройством супруги , которая покоится в Даниловом монастыре .

Пётр Тюфякин начал службу в Семёновском полку , воспитывался вместе с великим князем Александром Павловичем и князем А. Н. Голицыным . Упрочил своё положение при дворе женитьбой на племяннице фаворита Платона Зубова . C 1 января 1793 года из подпоручиков пожалован на вакансию в гвардии поручики, в том же - 1793 году, был назначен камер-юнкером двора великого князя Александра Павловича и спустя пять лет пожалован в камергеры . Император Павел I , не жаловавший Зубовых, 6 апреля 1799 года пожаловал Тюфякина в родовые командоры ордена Святого Иоанна Иерусалимского , а 30 апреля уволил его из камергеров и выслал из столицы в Москву.

Воцарение Александра Павловича, по-видимому, не отразилось на судьбе Тюфякина в такой мере, как он того желал, и, по словам Вигеля , «видя себя обманутым в надежде сделаться любимцем царя, он с досады поселился в Париже» , где старался не пропускать ни одной премьеры, снискав репутацию знатока театров. Завязал роман с певицей , которая в 1805 году пела партию Марцеллины в первой постановке оперы « Фиделио ». Весьма лестно отзывалась о Тюфякине встречавшая его в Вене мадам де Сталь .

После разрыва Наполеона с Александром вынужден был покинуть Париж и вернуться на родину, где 8 апреля 1812 года в звании действительного камергера принят в службу с назначением вице-директором над театральными зрелищами и музыкой в обоих столицах и присутствующим в Конторе театральной дирекции. На протяжении семи лет ведал хозяйственной частью театрального ведомства. Показал себя деловитым и энергичным администратором — расширил свою компетенцию, поправил финансовое положение государственных театров, которые вместо дефицита стали приносить доход.

А. Л. Нарышкин , заведовавший всеми театральными зрелищами, в конце 1814 года отбыл вместе с императрицей в Европу, оставив своим заместителем Тюфякина. Особенно упрочилось положение последнего после выхода в отставку его недруга князя А. А. Шаховского . Кипучая деятельность его была оценена государем: Тюфякин был пожалован в гофмейстеры (22 июля 1816), 25 апреля 1817 года удостоен высочайшей благодарности при рескрипте о его распорядительности и заслугах в доходности государственных театров, 14 февраля 1818 года удостоен высочайшей благодарности при рескрипте о его назначении распорядителем (управляющим) «в полной мере Хозяйственной частью Дирекции», 30 августа 1814 года пожалован орденом Святой Анны 1 степени и 6 апреля 1819 года орденом св. Владимира 2 степени.

Картина из апартаментов князя Тюфякина (ныне музей Гетти , Малибу)

С 6 апреля 1819 года Тюфякин сменил Нарышкина в качестве главного директора Императорских театров. Приглашением в Россию именитых западноевропейских актёров ему удалось привлечь в театры самую космополитичную публику. Что касается русских актёров, то «обращение князя Тюфякина с артистами доходило иногда до безобразного самоуправства и цинизма», говорит о нем П. Каратыгин , подметивший у князя «монгольские замашки» . По сведениям Вигеля, начальник театров «вечером никогда не бывал в трезвом виде… скучен, несносен, своенравен и знал одни только чувственные наслаждения» .

Могила П. И. Тюфякина

«Апогей всех трупп» длился недолго. В июне 1821 года Тюфякин, мечтавший иметь в Петербурге постоянную труппу французских актёров, которые бы играли на языке своей родины, отправился для её подбора в Париж . Временно замещавший его Майков и князь Шаховской смогли представить императору состояние русских театров в самом мрачном виде. Интрига имела успех: 24 декабря 1821 года Майкова назначили директором Императорских театров, а Тюфякина отставили от должности, после чего в Россию он больше уже не возвращался, продолжая числится на службе по Придворному ведомству до 1841 года.

Обладатель большого состояния, этот «русский Лукулл » снял апартаменты напротив парижской оперы , украсив их дорогими картинами и редкими книгами. Когда в разгар Июльской революции русским приказано было выехать из Парижа, Поццо ди Борго исходатайствовал у императора Николая I позволение Тюфякину оставаться на месте, под видом болезни . Император, однако, потребовал от бездетного князя распределить свои русские имения между родственниками (в основном Долгоруковыми ), оставив за собой лишь ренту.

С 4 апреля 1841 года Тюфякин был уволен от должности гофмейстера Двора Его Величества и «вовсе от службы».

Умер в Париже 20 февраля ( 4 марта ) 1845 года и был похоронен на кладбище Монмартр .

Приятель Браммела , Томас Рэйкс , занёс в свой дневник :

В Париже умер князь Тюфякин, денди 74 лет. На протяжении более чем 20 лет он вёл здесь фривольное существование — великий поклонник лореток , которые обманывали его и смеялись над ним. Характеризуют эту жизнь его последние слова: «Что дают этим вечером в Опере?»

В Париже, между прочим, его видел князь П. А. Вяземский , отозвавшийся о нём как о любезном человеке, «парижский дом которого был очень гостеприимен для туземцев и для заезжих земляков» . А. И. Тургенев , попавший в январе 1828 году на бал к Тюфякину, писал к брату:

Вчера был на бале у князя Тюфякина, который собрал всех красавиц и fashionables Парижа, всю знать и проч… Он живет на бульваре, против театра; убрал картинами, книгами и коврами дом свой… словом, сибаритствует и даёт изредка балы, над коими парижане иногда смеются, но куда все попасть желают и подличают ему из-за приглашения. Он угощает роскошно, но чаем и конфетами, а не по-русски. Я видел тут и двор и город: многих, о коих знал только по слуху; были и фельдмаршалы Наполеона, и капитаны гвардии короля.

Личная жизнь

Екатерина Тюфякина в образе Ириды на портрете Виже-Лебрён

Жена (с 1801 года) — Екатерина Осиповна Хорват (10.02.1777—09.03.1802 ), фрейлина двора, дочь генерал-лейтенанта О. И. Хорвата . После смерти матери воспитывалась в доме бабушки графини Е. В. Зубовой , которая была против её брака с Тюфякиным. Проявляя настойчивость, Екатерина Осиповна писала отцу: «Если вы, батюшка, не отдадите за Князя, так вы меня на век сделаете несчастною, или я сама себя погублю. Я у вас одна» . Не дожидаясь благословения, она тайно вышла замуж, после чего не получила от отца ничего в приданое. Брак был не долгим. Невзирая на лютый мороз, княгиня носила лёгкие полупрозрачные платья, простудилась и вскоре умерла от чахотки, не оставив мужу наследника. Ф. Ф. Вигель писал, что «многие сделались тогда жертвами несогласия климата с одеждой. Между прочим, прелестная княгиня Тюфякина погибла в цвете лет и красоты». Похоронена в зубовской усыпальнице Приморской пустыни . Художница Виже-Лебрен вспоминала княгиню Тюфякину :

Более всех других внимание мое обратила на себя одна молодая особа, которая в скором времени вышла замуж за князя Тюфякина. Её лицо с тонкими и правильными чертами носило печать глубокой задумчивости. По выходе её замуж я начала её портрет, но в Москве мне удалось сделать лишь головку, и я увезла его в Петербург, чтобы здесь окончить, но тут вскоре узнала о смерти этой прелестной особы. Ей было едва 17 лет; я её изобразила в виде Ириды , с развевающимся вокруг шарфом и сидящею на облаках.

Р. М. Зотов отзывался о князе, как о человеке «обходительного нрава и благороднейших правил; часто очень вспыльчив, но отходчив и снисходителен». Во время своего житья в Париже вдовец Тюфякин имел романы с французскими актрисами. Так, Д. Н. Свербеев всюду видел его в обществе некой мадмуазель Ирма. Эти любовные похождения высмеивались парижскими журналами, давшими пожилому князю Tioufiakine каламбурное прозвище князя Tout-faquin («Супер-болван» от фр. faquin — болван, олух и т.п.), «как он ни жаловался по судам на злоупотребление прессы его именем, ему всегда отказывали в удовлетворении» .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #117638579 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Скончался в Петербурге, похоронен в Сергиевой Приморской пустыни. // ЦГИА СПб. Ф. 19. — Оп. 111. — Д. 192. — С. 140. Метрические книги Симеоновской церкви.
  3. Россия и Запад: Литературные источники последней трети XVIII века. — М. , 2008. — С. 231.
  4. Ныне микрорайон Петровский города Алексин .
  5. « Русские портреты XVIII и XIX столетий ». Вып. 3. Портрет № 150.
  6. . Дата обращения: 24 ноября 2014. 14 октября 2016 года.
  7. Цитата из записок Каратыгина: «Сластолюбивый невежда, нетрезвый аристократ, он ничего не понимал ни в литературе, ни в искусстве; его одалиски фигурировали и на сцене, и в закулисном мире. Его деспотизм не укрощался никаким приличием».
  8. П. А. Россиев . Последний князь Тюфякин. // Ежегодник императорских театров. — 1913. — Т. 6. — С. 120—134.
  9. ЦГИА СПб. Ф. 19. — Оп. 123. — Д. 1. Метрическая запись о смерти Тюфякина.
  10. П. Вяземский. Старая записная книжка. Захаров, 2003. Стр. 255.
  11. ЦГИА СПб. Ф. 859. — Оп. 1. — Д. 9. — С. 65. Метрические книги церкви Симеона и Анны.
  12. Карлик Фаворита: История жизни Ивана Андреевича Якубовского, карлика Светлейшего Князя Платона Александровича Зубова, писанная им самим. — Мюнхен, 1968. — 424 с.
  13. Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве 1795—1801. / Пер. с франц. — СПб. : Искусство, 2004. — 298 с.
  14. Записки Д. И. Свербеева. Т. I. — М. , 1899. — С. 356—357.

Источник

Источник —

Same as Тюфякин, Пётр Иванович