Interested Article - Два бигха земли

« Два бигха земли » ( хинди दो बीघा ज़मीन , Do Bigha Zamin ) — индийский фильм режиссёра и продюсера Бимала Роя в оригинале на языке хинди, вышедший в прокат в 1953 году. В главных ролях — Балрадж Сахни и Нирупа Рой. Фильм о тяжелой, беспросветной судьбе индийского крестьянина, вынужденного отправиться в Калькутту на заработки. На его создание Роя вдохновила картина итальянского режиссёра Витторио де Сики 1948 года « Похитители велосипедов », показанная на 1-м международном кинофестивале в Мумбаи .

По результатам проката фильм заработал статус «полу-хит» . Умеренно успешный в коммерческом плане, он получил множество похвал от критиков и награды на кинофестивалях в Каннах и Карловых Варах , а также стал первым лауреатом Filmfare Award за лучший фильм .

Был показан в СССР в 1954 году в рамках первых фестивалей индийского кино в Москве и Ташкенте . В 2014 году «Два бигха земли» демонстрировался на фестивале в Болонье в числе 8 культовых индийских фильмов, чьи копии требовали реставрации .

Сюжет

Тхакур Харнам Сингх, владелец почти всех земель в округе, решил построить фабрику. Однако выполнению этой затеи мешает небольшой клочок земли площадью в два , вклинивающийся в его владения и принадлежащий трудолюбивому крестьянину Шамбху. Тхакур предлагает ему продать землю, но Шамбху отказывается, так как земля — единственное за счёт чего он живёт. Тхакур решает взыскать землю в счёт старого долга крестьянина. Чтобы погасить долг Шамбху продает украшения своей жены, но бухгалтер Тхакура подделывает счета, и вместо 65 рупий Шамбху оказывается должен 235. Он обращается в суд, но проигрывает его. Судья обязывает его погасить долг в течение трех месяцев, иначе земля будет продана.

Чтобы заработать нужную сумму Шамбху вместе со своим сыном едет в Калькутту. В городе никто не торопится помогать им. Ночуя на улицах, они теряют последние деньги. Наконец, Шамбху удается получить работу в качестве рикши. Его сын Канхайя помогает отцу, работая чистильщиком обуви. Чем больше проходит времени, тем решительнее становится Шамбху в желании собрать нужную сумму. Видя настрой отца, Канхая пытается добыть денег присоединившись к карманникам. Однако это не нравится Шамбху, и они с сыном ссорятся. Тем временем Паро, жена Шамбху, обеспокоенная долгим отсутствием вестей от мужа, решает поехать к нему в город. В Калькутте один человек говорит ей, что знает её мужа, но вместо ожидаемой помощи пытается её ограбить. Убегая от него, Паро попадает под машину. Чтобы отправить её в больницу, люди останавливают рикшу, которым оказывается Шамбху.

Между тем Канхая решается и крадет деньги у одной женщины. Вернувшись в трущобы, где они с отцом нашли прибежище, он узнает о состоянии своей матери. Решив, что это наказание за его преступление, он рвет краденные деньги. Однако на лечение Паро нужны средства, и Шамбху вынужден потратить всё, что заработал за три месяца.

Семья возвращается в деревню. Так как долг не был выплачен, то земля была продана с аукциона, и на ней начинается строительство фабрики. Шабху пытается взять на память хотя бы кусок своей земли, но ему не дают даже этого.

В ролях

  • Балрадж Сахни Шамбху Мехето, крестьянин
  • Нирупа Рой Парвати «Паро» Мехето, жена Шамбху
  • Дхангу Мехето, отец Шамбху
  • Раттан Кумар — Канхая Мехето, сын Шамбху и Паро
  • Мурад — тхакур Харнам Сингх
  • Мина Кумари тхакурани
  • рикша
  • Притам
  • Джагдип Лалу Устад, чистильщик обуви
  • Раджьялакшми — Найябджи
  • Кришнакант — судья

Производство

На создание «Двух бигхов земли» Роя вдохновила картина итальянского режиссёра Витторио де Сики 1948 года « Похитители велосипедов », показанная на 1-м международном кинофестивале в Мумбаи . Фильм основан на повести Rickshawalla , который выступал в качестве композитора в другом фильме Роя , снимавшемся в то же время . Название картина получила по знаменитой поэме Рабиндраната Тагора ( бенг. Dui Bigha Jomi ) . Изначально Бимал планировал снять в главной роли Джайраджа или Трилока Капура, в то время как ему советовали , однако в итоге пригласил Балраджа Сахни , увидев его в фильме «Светильник должен гореть» ( Hum Log , 1951) . Его выбор был встречен скептически, так как Сахни, проведший военные годы за работой на BBC в Лондоне , был довольно образованным, выглядел скорее как европеец и не был похож на бедного крестьянина. Чтобы лучше подготовиться к роли, актёр похудел и некоторое время работал в качестве рикши . В итоге он так вжился в образ, что новые коллеги принимали его за своего .

На главную женскую роль Бимал взял Нирупу Рой , до этого игравшую в основном богинь в кинолентах мифологического характера. В этом же фильме ей пришлось носить грязную дешевую одежду, купленную на Чор базар , и отказаться от использования косметики . Однако актриса нашла, что работать без макияжа легче; по её словам это был первый фильм, в котором ей не пришлось использовать глицерин в сценах плача . Мина Кумари , игравшая главную роль в фильме «Замужем», увидев несколько кадров из «Двух бигхов», также изъявила желание принять участие в съемках . Она появилась в небольшой роли в песне «Aaja ri aa» .

Саундтрек

Все тексты написаны , вся музыка написана .

Название Исполнители Длительность
1. «Aaja ri aa nindiya tu aa» Лата Мангешкар 3:14
2. «Ajab tori duniya ho mere raaja» Мохаммед Рафи 3:16
3. «Dharti kahe pukaar ke» Манна Дей , Лата Мангешкар и хор 3:30
4. «Hariyaala saawan dhol bajaata aaya» Манна Дей , Лата Мангешкар и хор 3:18

Анализ, наследие

Как бы мне хотелось, чтобы я сделал этот фильм!
Радж Капур

«Два бигха земли» имел огромный успех и считался лучшим фильмом Индии вплоть до выхода картины « Песнь дороги » (1955) Сатьяджита Рая . Это серьезный, переходный фильм, который показал влияние итальянского неореализма на хиндиязычное кино , до этого ориентированное в основном на комедийные и приключенческие ленты. Рой не стал отступать ото всех традиций и включил в сюжет песенные и танцевальные номера, что позволило аудитории понять его фильм; в то же время новые натуралистические элементы подготовили почву для более бескомпромиссного и формально инновационного политического кино 1970-х годов . «Два бигха» можно поставить в один ряд с такими кинолентами, как « Город в долине » Четана Ананда и « Дети Земли » Ходжи Ахмада Аббаса (оба 1946) .

Бимал Рой одним из первых отобразил в кино процесс миграции населения из феодально угнетенных и экономически истощенных деревень в города, вызванный появлением крупных заводов после обретения Индией независимости , вскрыв причины обстоятельств, которые погнали толпы нищих, голодных людей в джунгли больших городов . Однако по сравнению с трагической судьбой крестьян в «Детях Земли» и « Обездоленных » (1950) личная трагедия Шамбху, на первый взгляд, выглядит частным случаем из жизни рядового крестьянина, не имеющим большого социального значения. Так рецензия в журнале Unity , выпускавшимся Ассоциацией народных театров (IPTA), обвинила Роя в «серьёзных идеологических упущениях», в частности в том, что «жизнь Ш. Мехто совершенно изолирована от жизни других крестьян в деревне». Однако процесс обезземеливания крестьян можно показать не только от общего к частному, но и на примере одного конкретного крестьянина .

В своем фильме Рой отклонился от популярной тенденции того времени — идеализирования «деревни» в отличие от «города», который выступал в роли обители порока . У Роя же деревня, откуда родом главные герои, является местом проявления голой алчности. История Шамбху, потерявшего землю по воле заминдара, вполне обыденна . По словам исполнителя главной роли Балраджа Сахни , один из рикш, которому он пересказал сюжет фильма, ответил ему, что пережил почти то же самое и оставался в Калькутте , зарабатывая на спасение своей земли в течение 15 лет . С другой стороны, Бимал Рой одинаково откровенен в своем представлении о жестокости городской жизни, показывая её черствость и безразличие. Единственными жителями города, которые проявляют какую-то человечность становятся недавние мигранты из деревни .

В популярном кино пятидесятых, кроме Роя, только Радж Капур и Гуру Датт изображали в своих фильмах судьбу одинокого человека в большом городе. Так «Два бигха земли» является одной из немногих в кино попыток посмотреть на город с точки зрения временного работника и городского пролетариата. Калькутта в фильме — город суровых тротуаров, трущоб и утомленных работой рикш . Картина продолжает тему, показанную Роем ранее в драме «На утренней дороге» ( Udayer Pathe , 1944), который смело критиковал растущую поляризацию между рабочим классом Калькутты и её богатыми горожанами .

Одной из важных сцен фильма является эпизод, в котором богатый пассажир обещает герою хорошую плату, если тот догонит повозку с его возлюбленной. Шамбху выкладывается изо всех сил и выходит на один уровень с каретой, в которую запряжена лошадь. Рикша бежит босой, взмокший, часто вдыхая воздух, а параллельно ему точно также бежит конь. Тем временем пассажир в азарте размахивает руками, как будто хочет подстегнуть бегущего кнутом. Гонка является символом того, как город переводит трудолюбивого сельского жителя в состояние животного .

За более шести десятилетий почти ничего не изменилось в Индии, «Два бигха земли» остается актуальным и сегодня . Тысячи фермеров, лишившись своей земли, совершили самоубийство в Видарбхе и других частях штатов Махараштра , Андхра-Прадеш , Карнатака , Мадхья-Прадеш , Чхаттисгарх . Данные события возродили в кино тему бедственного положения индийских крестьян, забытую со времен выхода фильмов « Мать Индия » (1957) и (1967), в картинах , и .

Награды

Индийские
Международные

Примечания

  1. . BoxOfficeIndia.Com. 30 октября 2013 года.
  2. Rajagopalan, Sudha. . — New Delhi: Yoda pres, 2008. — P. 13, 111-112. — 240 p. — ISBN 978-8190618601 .
  3. Федор Раззаков . . — М: : Алгоритм , 2009. — С. 66. — 512 с. — ISBN 978-5-699-38383-2 .
  4. Suanshu Khurana. (англ.) . The Indian Express (8 июня 2014). Дата обращения: 20 ноября 2014. 4 сентября 2014 года.
  5. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 20 ноября 2014. 19 апреля 2015 года.
  6. Amrit Gangar. (англ.) . Café Dissensus (1 августа 2014). Дата обращения: 20 ноября 2014. 13 октября 2014 года.
  7. Damini Berry. (англ.) . Merinews (25 марта 2009). Дата обращения: 20 ноября 2014. Архивировано из 16 апреля 2015 года.
  8. Roshmila Bhattacharya. (англ.) . The Times of India (22 октября 2013). Дата обращения: 14 ноября 2014. 19 ноября 2014 года.
  9. (англ.) . Outlook (12 мая 2003). Дата обращения: 20 ноября 2014.
  10. (англ.) . Filmfare (2 мая 2014). Дата обращения: 20 ноября 2014. 9 августа 2016 года.
  11. Dinesh Raheja. (англ.) . Rediff.com. Дата обращения: 22 ноября 2014. 14 марта 2015 года.
  12. (англ.) . India Today (2 июля 2007). Дата обращения: 22 ноября 2014. 4 марта 2016 года.
  13. Культура современной Индии / АН СССР. Ин-т народов Азии ; [Отв. ред. М. П. Бабкина и др.]. — М. : Наука, 1966. — С. 166—167.
  14. Satti Khanna. (англ.) . filmreference.com. Дата обращения: 20 ноября 2014. 6 июля 2011 года.
  15. Рангунвалла Ф. и др. Кино Индии: Прошлое и настоящее. Панорама индийского кино / Пер. с англ. и Послесл. Р. П. Соболева. — М. : Радуга, 1987. — С. 135. — 384 с. — 40 000 экз.
  16. Корчагов Ю. Ф. Национально — освободительное движение и индийский кинематограф // Киноискусство Азии и Африки / [cост. С. А. Торопцев]. — М. : Наука, 1984. — С. 92−100.
  17. Vinay Lal. (англ.) . sscnet.ucla.edu. Дата обращения: 20 ноября 2014. 8 января 2015 года.
  18. Nivedita Ramakrishnan. (англ.) . DearCinema.com (5 января 2013). Дата обращения: 14 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  19. Namrata Joshi. (англ.) . Outlook (23 августа 2010). Дата обращения: 22 ноября 2014.
  20. Mansoor Khan. (англ.) . Glamsham.com (8 ноября 2013). Дата обращения: 20 ноября 2014. 16 февраля 2015 года.
  21. от 12 февраля 2008 на Wayback Machine (англ.) 1-й церемонии награждения Filmfare Awards (за работы 1952—1953 годов) на официальном сайте премии на сервере издательского дома The Times of India .
  22. (p.14). ДКФ Индии. Дата обращения: 5 марта 2014. 4 октября 2011 года.
  23. . festival-cannes.com . Дата обращения: 25 января 2009. 4 февраля 2012 года.
  24. Dinesh Raheja. (англ.) . Rediff.com. Дата обращения: 22 ноября 2014. 20 октября 2014 года.
  25. Nirupama Dutt. (англ.) . The Tribune (5 мая 2013). Дата обращения: 7 апреля 2015. 13 апреля 2015 года.

Ссылки

  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Anuj Kumar. (англ.) . The Hindu .
  • (англ.) . IndiaGlitz.
  • Rohit Phutela. (англ.) // Journal of Literature, Culture and Media Studies : журнал. — 2012. — Vol. 4 , no. 7-8 . — P. 195-204 . — ISSN . 1 октября 2015 года.
Источник —

Same as Два бигха земли