Interested Article - Лиличка!
- 2021-08-25
- 1
«Ли́личка! Вместо письма» — стихотворение Владимира Маяковского , написанное 26 мая 1916 года и адресованное Лиле Брик . При жизни автора ни разу не печаталось .
Впервые опубликовано в альманахе «С Маяковским» (издательство « Советский писатель ») в 1934 году .
Основная тема
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в кручёныховском аде
.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Произведение, созданное через год после знакомства поэта с Лилей Брик и имеющее подзаголовок «Вместо письма», представляет собой поток сокровенных переживаний , которые исследователями характеризуются как «надрывное признание» , «конечный порыв» , «вулканический сплав горя, отчаяния, тоски и нежности» , «самое подлинное из всего написанного Маяковским» .
По утверждению литературоведа Бенедикта Сарнова , «Лиличка!» относится к числу тех стихотворений, которые с первого прочтения навсегда «впечатываются в память» :
Я прямо-таки физически ощущал, какой необыкновенной, какой непохожей на всё, что приходилось мне раньше читать и слышать о любви мужчины к женщине, была любовь Маяковского к его Лиле.
Литературный критик Тамара Жирмунская , назвав стихотворение «песнью торжествующей любви», уточняет, что в нём нет тургеневской задумчивой минорности ; «Лиличка!» — это XX век: «если уж расчувствуется, даст себе волю, то хоть святых выноси» .
Эссеист Юрий Карабчиевский считает, что именно в этом стихотворении Маяковский близок «к самому настоящему» :
Ни преданность своим, ни ненависть к чужим никогда не были им столь талантливо выражены.
Цензурные ограничения
Первая публикация стихотворения состоялась через четыре года после смерти Маяковского. В последующие десятилетия произведение пережило сложный период цензурных ограничений; они касались прежде всего Лили Брик, которую официальная печать считала ответственной за «неортодоксальные выходки, вызывающие связи, потрясшее многих самоубийство» .
Как вспоминал научный сотрудник Института мировой литературы АН СССР Олег Смола, в начале 1980-х годов выход в свет сборника «Громада любви» был приостановлен из-за того, что адресатом большинства лирических стихотворений Маяковского оказалась Лиля Юрьевна. Пытаясь спасти книгу, Смола написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову , в котором просил содействия и пояснял, что «одиозность и грубость» по отношению к музе поэта способствуют «утрате достоинства советского литературоведения» .
Через десять дней был получен обтекаемый ответ из Госкомиздата СССР ; в нём отмечалось, что подготовленная Олегом Смолой вступительная статья к сборнику вызвала «сомнения по поводу правомерности некоторых положений»; решение об изъятии фамилии Брик осталось в силе. Единственный «компромисс» был связан со стихотворением «Лиличка!» — его название в сборнике удалось сохранить .
Цензурные запреты, попытки приглушить роль Лили Брик в жизни Маяковского, по свидетельству Тамары Жирмунской, иногда доходили до абсурда :
На одной из известных фотографий путём плутовской ретуши Лилю отсекли от Владимира, от неё остался только каблук.
Литературный анализ
Первое, на что обращает внимание литературовед Андрей Есин при анализе стихотворения, — это мощная экспрессия, позволяющая почувствовать «дошедший до крайней, невыносимой степени трагический накал» . Едва ли не каждая строка содержит «овеществляющие метафоры » ( «сердце в железе», «любовь моя тяжкая гиря», «душу цветущую любовью выжег» ) либо неологизмы ( «крученыховский», «иссечась», «опожаренный» ) . При этом, по замечанию Юрия Карабчиевского, если некоторые усложнённые построения «проглатываются не без заминки», то строки «В мутной передней долго не влезет / сломанная дрожью рука в рукав» столь безупречны, что автор не стал разбивать их на части .
В композиции стихотворения выделяются два стержня: «Дай хоть в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб» (центр письма) и «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг» (финал); между этими фундаментальными точками — те «фирменные» образы, благодаря которым в любой строке угадывается фамилия автора . Сравнения со слоном и быком вызвали у исследователей разноречивые впечатления: один увидел в них точную иносказательность , другой — декорации вперемежку с «романсовыми красивостями» .
В названии стихотворения, как вспоминал Зиновий Паперный , отнюдь не случайно артикулирована уменьшительно-ласкательная форма имени: ознакомившись с письмами Маяковского задолго до того, как они были впервые опубликованы, литературный критик поразился количеству нежных обращений, которые поэт придумал для возлюбленной, — «Лилёк», «Лилик», «Лилёнок», «Лилятик», «Лисятик», «Лучик» .
Музыкальные адаптации
Первым стихотворение «Лиличка!» переложил на музыку Владимир Мулявин в 1985 году. Позднее песня вошла в программу ансамбля « Песняры » «Во весь голос», целиком состоящую из композиций на стихи Маяковского .
В 2006 году рок-группа « Сплин » записала альбом « Раздвоение личности », в который была включена песня «Маяк» («Лиличка!») . По словам её автора и исполнителя Александра Васильева , песня мистическим образом «нарисовалась из ничего» .
Примечания
- Сотникова Т. А. Маяковский // . — М. : Дрофа, 2000. — С. 16. — 464 с. — ISBN 5-7107-3009-2 . 978-5-358-01921-8. 5 мая 2012 года. . Дата обращения: 8 ноября 2014. Архивировано 5 мая 2012 года.
- С Маяковским: Альманах. — М. : Советский писатель, 1934.
- Речь идёт о поэме футуристов А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова «Игра в аду» — см. С. Кормилов. Комментарии // Маяковский В. В. Стихотворения и поэмы. — М.. — Детская литература, 2005. — С. 304. — 318 с. — ISBN 5-08-003912-4 .
- ↑ Л. А. Смирнова. Русская литература конца XIX — начала XX века. — М. : Просвещение, 1993. — С. 373. — 383 с. — ISBN 5-09-004004-4 .
- С. Кормилов. Идущий через громаду лет // Маяковский В. В. Стихотворения и поэмы. — М.. — Детская литература, 2005. — С. 15. — 318 с. — ISBN 5-08-003912-4 .
- ↑ Бенедикт Сарнов. // Континент. — 2005. — № 124 . 8 ноября 2014 года.
- ↑ Ю. А. Карабчиевский. Воскресение Маяковского (филологический роман). — М. : Русские словари, 2000. — С. 123. — 384 с. — ISBN 5-932259-010 -6.
- ↑ Жирмунская Т. «За всех расплачусь, за всех расплачусь…» (В. Маяковский) // Континент. — 2005. — № 124 .
- ↑ Олег Смола. // Знамя. — 2014. — № 1 . 24 июня 2016 года.
- ↑ Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. — М. : Флинта, Наука, 2010. — 248 с. — ISBN 978-5-89349-049-7 .
- Ю. А. Карабчиевский. Воскресение Маяковского (филологический роман). — М. : Русские словари, 2000. — С. 124. — 384 с. — ISBN 5-932259-010 -6.
- Зиновий Паперный. // Знамя. — 1998. — № 6 . 8 ноября 2014 года.
- от 14 октября 2013 на Wayback Machine // Виртуальный музей ансамбля «Песняры»
- . Youtube.com. Дата обращения: 3 ноября 2014. 20 июля 2017 года.
- . Дата обращения: 8 ноября 2014. 8 ноября 2014 года.
- 2021-08-25
- 1